Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный Цивильского муниципального округа Чувашской Республики Принято на Педагогическом совете МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» Утверждено Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» ____________ Л.В. Федорова Протокол №12 от 31.08.2023 Приказ №12/ОД от 31.08.2023 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА (5-летний срок обучения) 2023 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Учебно-тематический план; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации преподавателям; - Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся; VI. Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов - Учебная и методическая литература; - Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» имеет художественноэстетическую направленность, ориентирован на воспитание гармонично и всесторонне развитой личности, интегрированной в систему мировой и отечественной музыкальной и хореографической культуры. Изучение курса данного предмета помогает выявлению наиболее творчески одарённых детей и подготовки их к поступлению в средние специальные хореографические учебные заведения. Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в системе предметов, формирующих художественно-эстетическое восприятие искусства и явлений окружающего мира, способствует развитию эмоциональной сферы, образного и интеллектуального мышления. Данный предмет является основой для дальнейшего изучения теоретических и исторических предметов, формирования музыкальнотеоретического кругозора, необходимым условием профессионального развития на занятиях ритмикой, народно-сценическим и классическим танцем. Особенностью предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является соединение на занятиях двух видов учебной деятельности: освоение музыкальной грамоты и слушание музыки. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на один год обучения в рамках 5-летнего срока обучения. Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу в I полугодии и по 2 часа в II полугодии – при 5-летнем сроке обучения. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения, на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» Нормативный срок обучения – 5 лет Таблица 1 Виды учебной нагрузки Срок обучения/класс Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения) 1 год обучения (1 класс) 50 Количество часов на аудиторные занятия 50 Количество часов на самостоятельные занятия 33 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 2 Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 40 3 минут. Форма обучения очная и дистанционная с применением дистанционных образовательных программ. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы. Цель и задачи учебного предмета Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются: обучение основам музыкальной грамоты; развитие у обучающихся навыков восприятия музыкальных произведений; формирование образного мышления, необходимого для развития творческой личности; создание необходимой теоретической базы для понимания обучающимися связи музыкального и хореографического искусства; формирование целостного представления об исторических путях развития народной музыкальной культуры в песенном и танцевальном жанрах; формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального и хореографического искусства. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: – метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический); – репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний); – метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка); – метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала); – аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); – эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 4 Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. Помещения для проведения учебных занятий должны быть звукоизолированы. Успешному освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио- и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. II.Содержание учебного предмета 1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» Нормативный срок обучения 5 лет Срок реализации – 1 год Таблица 3 Распределение на год обучения Класс 1 полугодие 2 полугодие Продолжительность учебных занятий (в неделях) 1 2 Количество часов на аудиторные занятия 1 2 Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам) 16 34 Общее количество часов на самостоятельную работу 16 17 Объем времени на консультации (по годам) 1 1 Общий объем времени на консультации 1 1 (в неделю) 5 Аудиторн ые занятия II полугодие Тема 8. Музыкальные построения. Музыкальная форма Тема 9. Старинная танцевальная музыка Тема 10. Темп в музыке и хореографии Тема 11. Симфонический оркестр Экзамен Итого: Самостоя тельная работа I полугодие Тема1. Характер и содержание музыкальных произведений Тема 2. Маршевая музыка Тема 3. Музыкальная и нотная грамота Тема 4. Народное музыкальное творчество Тема 5. Ритм и метр - понятия, определяющие организованность и характер музыки Тема 6. Средства музыкальной выразительности Тема 7. Музыкальная терминология Максима льная учебная нагрузка Наименование раздела, темы 2. Учебно-тематический план Нормативный срок обучения 5 лет 1 класс Вид учебного Общий объем времени (в часах) занятия урок 4 2 2 урок урок 2 2 1 1 1 1 урок 4 2 2 урок 8 4 4 урок 8 4 4 урок 4 2 2 урок 15 5 10 урок 15 5 10 урок 9 3 6 урок 12 6 6 урок урок 2 83 33 2 50 6 3. Годовые требования по классам Данная программа носит интегрированный характер, выполняя главную задачу предмета - освоение обучающимися теоретических знаний и практических умений, являющихся основой для формирования художественно-эстетического восприятия музыкальных произведений и понимания законов их строения, необходимых для наиболее полного раскрытия творческого потенциала обучающихся на занятиях хореографическими предметами. Теоретическая часть предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» тесно связана со структурой и темами предмета «Ритмика». Изучение теоретических положений необходимо для осознанного восприятия формирующих содержательных компонентов музыкальных произведений. Понятие о средствах музыкальной выразительности, о характере звучания разных групп и инструментов симфонического оркестра помогут учащимся понимать и выражать характер музыки в хореографических образах. Важная составляющая практической части - аудио и видео ознакомление с шедеврами мировой и русской балетной музыки, а также с образцами музыкально-танцевальной культуры народов России и основных европейских этнических групп. Теоретические знания по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются с учётом специфики обучения на хореографических отделениях ДШИ, диктующие особое внимание метро-ритмическому воспитанию. С первых занятий особое значение уделяется умению осознанно воспринимать ритмические рисунки в простых размерах и запоминать мелодию, слышать сильную долю, определять количество долей в такте и т.д. Приобретение вокально-интонационных навыков, воспитывающих мелодический слух, освоение понятий о средствах музыкальной выразительности помогут учащимся точнее передавать характер музыки в движениях. 1 класс Тема 1. Характер и содержание музыкальных произведений Основные музыкальные жанры: инструментальный, в том числе - оркестровый вокальный; танцевальный; музыкально-сценический: опера, балет, оперетта, мюзикл. Тема 2. Маршевая музыка Многообразие видов: походные; церемониальные и траурные; спортивные; сказочные; марши в детской музыке. Значение маршевой музыки для активизации ритмического восприятия музыки и согласования с ней движений. 7 Тема 3. Музыкальная и нотная грамота нотный стан; инструмент фортепиано – знакомство с клавиатурой; знаки альтерации; длительности нот; скрипичный ключ; пауза: виды пауз; интервалы: понятие консонанс и диссонанс. Тема 4. Народное музыкальное творчество Песня – древнейший и самый распространенный вокальный жанр. Зарождение куплетной формы. Основные разновидности музыкальных жанров русского народного творчества, связанные с танцем: хороводы; пляски: русская, барыня, тимоня, камаринская, трепак, казачок, яблочко. Знакомство с танцевальной музыкой народов Европы, Кавказа и средней Азии. Украина: гопак, коломийка, плескач; Литва: кубилас; Латвия: петушок, рыбачёк, иоксуполька; Польша: мазур, оберек, краковяк; Венгрия: чардаш; Италия: тарантелла; Испания: болеро; Молдавия: жок, хора, молдавеняска; Грузия: лезгинка, хороми; Узбекистан: восточный танец. Русские народные инструменты: балалайка; свирель, жалейка, волынка; ложки, трещотки, бубенчики. Тема 5. Ритм и метр - понятия, определяющие организацию и характер музыки Развитие ритмических способностей на основе примеров жанровой музыки: польки, галопа, лендлера, вальса, менуэта, мазурки. ритмические рисунки; ритмические фигуры; метр; метрические акценты; размер: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; разучивание и составление ритмических рисунков в пройденных размерах; написание ритмических диктантов. Тема 6. Средства музыкальной выразительности Мелодия – основной элемент музыкальной речи. 8 Фактура: гомофонно-гармоническая, полифоническая. Канон. Пение несложных мелодий с аккомпанементом. Динамика, динамические оттенки. Лад. Тональность. Мажор и минор. Гармония. Ознакомительные сведения. Темп. Тема 7. Музыкальная терминология Итальянские обозначения музыкальных терминов (темп, динамика). Термины, принятые в музыке и хореографии: адажио, аллегро, сюита, вариации, кода. Тема 8. Музыкальные построения. Музыкальная форма цезура; мотив, фраза, предложение; период, квадратность; простая двухчастная форма; простая трёхчастная форма; вариационная форма; сюита. Тема 9. Старинная танцевальная музыка Танцевальная музыка XVI – XVII веков. Старинные танцевальные сюиты XVIII века. Тема 10. Темп в музыке и хореографии Выразительная роль темпа в музыке и его влияние на характер движений, создающих танцевальные образы. Тема 11. Симфонический оркестр История возникновения и развития. Основные группы инструментов. Тембр – самое яркое выразительное средство в оркестровой музыке. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – знание специфики музыки как вида искусства; – знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства; – знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения); – умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; – умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства; – умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов; 9 – умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года по программе 5-летнего обучения в 1-м классе, в 4 классе – по программе 8-летнего обучения. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. График и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. По завершении изучения предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» проводится промежуточная аттестация в конце 1 (4) класса в виде зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Критерии оценки По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр. Таблица 3 Оценка Критерии оценивания 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения оценка отражает ответ с небольшими недочетами ответ с большим количеством недочетов, а именно: нераскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий 10 Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству. Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, прослушивание музыкального произведения или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения. Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями. Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности. 11 VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ 1. Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Методическое пособие. — М.: ООО «Издательство«РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. http://bolotova.md/index.php/uchebniki.html 2. Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии 1 класс ». Методическое пособие. — М.: ООО «Издательство«М.:Издательство Престо», 2007. http://bolotova.md/index.php/uchebniki.html 3. Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии 2 класс ». Методическое пособие. — М.: ООО «Издательство«М.:Издательство Престо», 2007.http://bolotova.md/index.php/uchebniki.html 4. Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии 3 класс ». Методическое пособие. — М.: ООО «Издательство«М.:Издательство Престо», 2007.http://bolotova.md/index.php/uchebniki.html 5. Куфтина А.В., Власенко О.П. «Русские фольклорные традиции», занимательные материалы. Волгоград: Учитель,2009 6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта 2000 г.http://bolotova.md/index.php/uchebniki.html 7. Горбачева Е. Популярная история музыки « Издательство «Вече», 2002http://bolotova.md/index.php/uchebniki.html 8. Критская Е.Д., ФОНОХРЕСТОМАТИЯ «Музыка», 1-9 классhttp://bolotova.md/index.php/uchebniki.html 9. Шорникова М. «Музыкальная литература. Музыка,ее формы и жанры» Учебник для ДМШ (первый год обучения). Ростов н/Д:Феникс,2019. 10. Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио http://bolotova.md/index.php/uchebniki.html 11. Зебряк Т. Музыкальная грамота в « сказках» и «сказочках» М.: Издательство Кифара 2007 12. Юдина Е.И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству» М.: Аквариум,1997 СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ 1 класс_ФОНОТЕКА: - диск 1: https://yadi.sk/d/Sorkb0XbjQ3XX - диск 2: https://yadi.sk/d/77HdcDa9jQ3xE.md/index.php/uchebniki.html СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ 2 класс_ФОНОТЕКА: - диск 1: https://yadi.sk/d/qt905OUDjQ429 - диск 2: https://yadi.sk/d/SYGeGi_3jQ5eZ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ 3 класс_ФОНОТЕКА: - диск 1: https://yadi.sk/d/hfQfmJFyjQ5xb - диск 2: https://yadi.sk/d/AllYF76ZjQ6iN Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера – «Тщетная предосторожность» – «Сильфида» – «Жизель» – «Эсмеральда» – «Спящая красавица» 12 – «Лебединое озеро» – «Щелкунчик» – «Петрушка» – «Жар-птица» – К. Сен-Санс «Умирающий лебедь» – «Красный мак» (фрагменты) – «Пламя Парижа» (фрагменты) – «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты) – «Ромео и Джульетта» – «Золушка» – «Каменный цветок» (фрагменты) – телевизионный балет «Анюта» – из серии выпусков «Мастера русского балета» – видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др. – видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей; Видеозаписи концертных номеров: - Государственного ансамбля народного танца им. И.А. Моисеева; - Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; - Государственного хора имени М. Пятницкого; - Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова; - Видеозаписи концертных номеров из репертуара театра танца «Гжель». 13