Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» п. Опытный, Цивильского муниципального округа Чувашской Республики СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ А.М. Михайлова» Протокол №___ от «___»______ 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ А.М. Михайлова» Л. В. Федорова от « »________2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Предметная область ПО.02 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.02. УП.02. Народное музыкальное творчество п. Опытный, 2023г. 1 1 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Актуальность, цели и задачи учебного предмета; - Ожидаемые результаты; - Направленность программы; - Объем и срок освоения программы; - Форма обучения и режим занятий; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; II. Учебный план III. Содержание программы - Учебно-тематический план; IV. Ожидаемые результаты - ожидаемые результаты; V. Условия реализации VI. Методическое обеспечение программы - материально-технические условия; - наличие информационно-методических условий реализации программы, сетевых ресурсов; - условия реализации программы, использование дистанционных образовательных технологий; - Особенности организации образовательного процесса; - Методы обучения; VII. Контрольно - измерительные материалы - Форма контроля; - Содержание методов оценки уровня освоения программного материала; VIII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы - Список рекомендуемой методической литературы для педагога; - Список рекомендуемой учебной литературы для учащихся; - Список рекомендуемой литературы для родителей; 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» является одним из основных предметов предпрофессиональной образовательной программы «Музыкальный фольклор». Содержание предмета«Народное музыкальное творчество»непосредственно связанос содержаниемтаких учебных предметов, как «Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», что дает возможностьобучающимсявосприниматьявления традиционной музыкальной культурыв комплексе специальных знаний, умений и навыков, развиваетих эмоциональночувственную сферу, художественно-образноемышление, творческую фантазию. Цельюпредмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества. Задачами предмета являются: освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных традициях и устоях; обучение навыкам восприятия фольклорного материала; обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному; - приобщение детей к совместным формам творческой деятельности; Направленность программы: Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы; воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Программа ориентированана: −воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; 3 −формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; −формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; −воспитание детей в творческой атмосфере, эмоционально-нравственной отзывчивости, требовательности; обстановке доброжелательности, а также профессиональной −выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса; −осуществление самостоятельного контроля надсвоей учебной деятельностью, умениедавать объективную оценку своему труду, формированиенавыков взаимодействия с преподавателямии обучающимися в учебном процессе. Программа реализуетсяв процессе обучения детей в детской школе искусств, и помимо образовательных задач решаетзадачивозрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. Срок реализации учебного предмета и возраст обучающихся Срок реализации учебного предмета «Народное музыкальное творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Народное музыкальное творчество»: Срок обучения 3 года (1-3 классы) Максимальная учебная нагрузка 198 ч Количество 99 ч часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную 99 ч (самостоятельную) работу Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебный предмет «Народное музыкальное творчество» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 2 до 10 человек. Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» предусмотрены один раз в неделю по 1 часу. Обоснование структуры учебного предмета «Народное музыкальное творчество» 4 Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала); наглядный (показ, демонстрация музыкального материала); практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целогопроизведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого); прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося; индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Этапы обучения Этапы обучения Возраст детей Срок реализации Подготовительный 6-9 лет 1 год «Вхождение» в народное искусство. Знакомство с материнским фольклором, народным календарём, обрядами и обычаями. 7-10лет 1 год Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Интенсивное освоение фольклорных традиций. (1-й класс) Начальный (2-йкласс) 5 Задачи Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями. Основной 8-12лет 1 года (3 класс) Формирование интереса устойчивогонародному к творчеству. Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейнобытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Знакомство со всеми жанровыми группами песенного и инструментального фольклора. II. Учебно-тематическийплан Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов. Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося. Первый год обучения № п/п Тема Общий объем времени (в часах) Вид учебного занятия Максим Самостоя Аудитор альная тельная ные учебная работа занятия нагрузка 1. Введение. Фольклор. урок 2 1 1 2. Народныйкалендарь, осень. урок Тема 1:осенние хлопоты; встреча осени, осенины; возжигание нового огня; равноденствие, рябинник. 6 3 3 3. Тема 2:Устное творчество народное урок 4 2 2 4. Тема 3:Материнский урок фольклор. колыбельные песни; пестушки, потешки и прибаутки. 8 4 4 6 5. Тема 4:Музыкально-фольклорные практическ ое занятие игры. 12 6 6 6. Народный календарь, зима. урок Тема 5:обычаи и обряды Святок, РождестваХристова; колядования и ряжения; масленица. 8 4 4 8. Народный календарь - весна. 8 4 4 7 4 3 1 - 1 64 32 32 урок Тема 6: обычаи и обряды весеннего земледельческого календаря; закликание весны,жаворонки; равноденствие; Егорий - вешний. 9. Тема 7:Народный Русские народные инструменты. 10. Контрольный урок костюм. мастеркласс;практическ ударные ое занятие урок Всего: III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Первый год обучения. Введение. Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость»)впервые ввел английский ученый У.Дж.Томс в 1846 году. Народное творчество – это художественная коллективная деятельность народа, которая отражает его жизнь, воззрения и идеалы. Тема №1 «Народный календарь - Осень». Тема №2 «Устное народное творчество». Произведения устного народного творчества (сказки, легенды, былины и др.) помогают воссоздавать характерные черты народной речи. Пословицы, поговорки демонстрируют народную мудрость. Тема №3 «Материнский фольклор».Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, скоро-говорки и т. д.. Прежде всего, здесь рассматриваются произведения, созданные и исполняемые самими детьми, они отличаются от фольклора взрослыхкак по своему содержанию, так и по художественной форме. Вместе с тем следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых, они перерабатываются в соответствии с психологией детского возраста. Во время изучения данной темы учащиеся могут продолжить самостоятельное сочинение, а также начать собирать и записывать известные им с детства примеры детского фольклора. Тема №4 «Музыкально – фольклорные игры». 7 Третья четверть продолжает тему устного народного творчества на примере былин: Тема №5. «Народный календарь - Зима». Тема №6 «Народный календарь - весна». Тема №7 « Народный костюм». Второй год обучения № п/п Тема Общий объем времени (в часах) Вид учебного Максим занятия альная учебная нагрузка Самостоя тельная работа Аудитор ные занятия 1. Народный календарь - осень. Урок Темы: осенние обряды «Дожинки», «Последний сноп»; приметные деньки народного календаря (новолетие, «журавлиное вече», равноденствие, покров, ледостав и т.п.) 8 4 4 2. Быт и уклад. Темы: русская свадьба, Урок свадебная игра. Фольклорная композиция «кукольная свадебка». 8 4 4 3. Народный календарь – зимние обряды. Урок Темы: калядования, посиделки, ряжения, гадания, подблюдные песни. Фольклорная композиция «Пришла коляда наканунеРождества». 8 4 4 4. Детский фольклор. Темы: загадки, пословицы и поговорки, дразнилки, страшилки; сказки, музыкальные элементы сказки. Урок 8 4 4 5. Музыкально-фольклорные игры. Практическое занятие 8 4 4 6. Народный календарь – зимневесенние урок традиции. Темы: Масленица. Дни масленичной недели, блины, масленичные катания, гостевание; фольклорная композиция «Масленица» 8 4 4 8 7. Жанры народной музыки. Темы: Урок хороводы, весенние и летние хороводы, хороводные игры. Русские народные духовые инструменты. 8 4 4 8. Народный календарь - весенние Урок традиции и обряды. Темы: встреча Весны, встреча птиц «Сороки», пост и Пасха, Красная горка, обряд окликаниямолодых. 7 4 3 9. Фольклорные традиции своего региона. Лекция 2 1 1 10. Контрольный урок Урок 1 - 1 66 33 33 Всего: III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Второй год обучения. Введение. Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж.Томс в 1846 году. Народное творчество – это художественная коллективная деятельность народа, которая отражает его жизнь, воззрения и идеалы. Тема №1 «Народный календарь - Осень». Тема №2 «Устное народное творчество». Произведения устного народного творчества (сказки, легенды, былины и др.) помогают воссоздавать характерные черты народной речи. Пословицы, поговорки демонстрируют народную мудрость. Тема №3 «Материнский фольклор». Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, скоро-говорки и т. д.. Прежде всего, здесь рассматриваются произведения, созданные и исполняемые самими детьми, они отличаются от фольклора взрослых как по своему содержанию, так ипо художественной форме. Вместе с тем следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых, они перерабатываются в соответствии с психологией детского возраста. Во время изучения данной темы учащиеся могут продолжить самостоятельное сочинение, а также начать собирать и записывать известные им с детства примеры детского фольклора. Тема №4 «Музыкально – фольклорные игры». Третья четверть продолжает тему устного народного творчества на примере былин: Тема №5. «Народный календарь - Зима». 9 Тема №6 «Народный календарь - весна». Тема №7 « Народный костюм». Третий год обучения № п/п Тема Общий объем времени (в часах) Вид учебного Максим занятия альная учебная нагрузка 1. Народный календарь – осень. Темы: Урок приметные деньки. Семён – летопродавец, осенины, новолетие; вторые осенины, «бабье лето», Самостоя Аудитор тельная ные занятия работа 8 4 4 Рождество Богородицы; Покров. 2. Быт и уклад. Темы: свадебная игра. Урок Сватовство, девичник, приданое, приезд свадебного поезда, выкуп, венчание, традиции свадебного пира. 8 4 4 3 Музыкально-фольклорные игры. 8 4 4 4. Жанры народной музыки. Темы: Урок былины и скоморошины; искусство скоморохов. 8 4 4 5. Народный календарь - зима. Урок Темы: зимний солнцеворот, Рождество Христово, вертеп. Фольклорная композиция «Вертеп». 8 4 4 6 Жанры народной музыки. Темы: Урок колядки, Христославия, подблюдные песни, зимние хороводы. Русские народные духовые и струнные инструменты. 8 4 4 7. Быт и уклад. Темы: Традиции Великого Урок поста. Духовные стихи, Постовые (говейные) хороводы. Приготовление к Пасхе. 8 4 4 8. Народный календарь - Урок весеннелетний цикл. Темы: Приметные деньки – Герасим-грачевник, Сорок мучеников Севастийских, Благовещение, Вербное Воскресение. 7 4 3 9. Фольклорные традиции своего региона. Лекция 2 1 1 10. Контрольный урок Урок 1 - 1 66 33 33 Практическ ое занятие Всего: 10 IV. Ожидаемые результаты • Результатом освоения программы «Народное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: знание жанров отечественного народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников; • • • • • • знаниеособенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей; знание специфики средств выразительности музыкального фольклора; знания музыкальной терминологии; умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор; владение навыками записи музыкального фольклора; умение применять теоретические знания в исполнительской практике. V.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Народное музыкальное творчество» Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета: класс для групповых занятий; Оборудование учебного кабинета: рояль или пианино, столы и стулья. Технические средства: ноутбук для демонстрирования видеоматериалов. Информационное обеспечение - интернетресурсы:http://www.rusfolk.ruМинистерство культура РФ. Государственный Российский Домнародного творчества имени В.Д. Поленоваhttp://smol.muzkult.ruЕИС Музыка и культураhttp://www.torrentino.me/torrent195072 В.Щуров - Жанры русской музыкальнойкультурыhttp://www.rsl.ru/s2/d108Официальный сайт – Российская государственнаябиблиотека. Фонд нотных изданий и звукозаписей Педагогические условия и средства реализации учебного предмета: форма реализации: групповой урок; типы уроков: - урок – изучение нового материала; 11 - урок совершенствования знаний, умений и навыков; - урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; - комбинированный урок; - урок контроля умений и навыков. виды уроков: - урок – сообщение новых знаний; - урок – закрепление знаний; - урок – повторение знаний; - урок – самостоятельная работа; - проверка знаний.методы обучения: - методы организации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности: 1) словесные, наглядные, практические; 2) индуктивные, дедуктивные; 3) репродуктивные, проблемно-поисковые; 4) самостоятельные, несамостоятельные. - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 1) стимулирование и мотивация интереса к учению; 2) стимулирование долга и ответственности в учении. - методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности: 1) исполнительского контроля, самоконтроля, самоанализа. педагогические технологии обучения: - традиционные: объяснительно-иллюстративные технологии; - педагогические технологии на основе личностной ориентациипедагогического процесса: педагогика сотрудничества,гуманно-личностная технология: - педагогические технологии на основе активизации и интенсификациидеятельности учащихся: игровые технологии. принципы обучения: - научности обучения; - связи теории с практикой: - системности; 12 - сознательности и активности в обучении; - личностно-ориентированный подход; - принцип наглядности; - доступность обучения; - принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические условия реализации программы «Народное музыкальное творчество» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных федеральными государственными требованиями. Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Народное творчество» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает: – учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано; – учебные парты/столы; – звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный компьютер); – библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал/класс). Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся по теме урока, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающихся. Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Народное музыкальное творчество»: рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры русского фольклора, традиционный русский быт и уклад жизни); слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действ; практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и хореографического фольклора; постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану; музыкально-фольклорные игры; посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций; посещение фольклорных праздников. Аудиторные занятия по предмету «Народное музыкальное творчество» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические 13 и творческие задания (слушание, видео просмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки. Особенности программы «Народное музыкальное творчество» связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен. Таким образом, на протяжении четырёх лет дети изучают одни и те же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Методика работы, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме на протяжении нескольких лет комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций. VII. Контрольно-измерительные материалы Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность (для промежуточной аттестации). В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные и письменные опросы, олимпиады, тематические праздники, классные вечера и др. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в целях определения достижений учащихся на определенном этапе обучения. Форму, время и виды проведения промежуточной аттестации по предмету «Народное музыкальное творчество» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - участие в каких-либо других творческих мероприятиях. В случае, если по предмету «Народное музыкальное творчество» промежуточная аттестация проходит в форме творческого показа, его можно приравнивать к зачету или контрольному уроку. Видами промежуточной аттестации также являются: устный ответ, письменная работа, творческие просмотры. График текущей и промежуточной аттестации: текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков в 1, 3, 5 и 7 полугодии по учебному материалу согласно календарно-тематическому плану. Промежуточная аттестация проводится в форме зачётов во 2, 4, 6 и 8 полугодии согласно календарно-тематическому плану. Содержание аттестации - приметы народного календаря, 14 -народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла, -семейно-бытовые обычаи и обряды, -жанры устного и музыкально-поэтического творчества, -классификация народных музыкальных инструментов, -быт и уклад жизни русского народа. 2. Критерии оценки 3 («удовлетворительно») - неполный и неточный ответ, допущено несколько ошибок. Ответ пассивный, не эмоциональный. 4 («хорошо») - ответ полный, но допущены неточности. Ответ заинтересованный и эмоциональный. 5 («отлично») - яркий, осмысленный и выразительный ответ, полно и точно поданный материал. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой методической литературы для педагога Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М.,1993 Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1-10. – М., 1991-1994 Васильев Ю., Широков А.Рассказы о русских народных инструментах. – М., 1986 Величкина О., Иванова А., Краснопевцева Е.Мир детства в народной культуре. – М., 1992 Картавцева М. Школа русского фольклора. – М., 1994 Куприянова Л.Л. Русский фольклор, учебник(1-4 классы). «Мнемозина», 2002 Куприянова Л.Л. Русский фольклор, рекомендации к учебнику. «Мнемозина», 2002 Некрылова А. Круглый год. – М., 1991 Фольклор-музыка-театр. Под ред. Мерзляковой С.М., Владос, 1999 Список рекомендуемой литературы для учащихся Алексеев А.Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Сибирское предприятие РАН. Серия книг «Памятники фольклора народовСибири и Дальнего Востока». Новосибирск, «Наука», 2005 Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.:«Музыка», 1991Анисимова А.П. Песни и сказки Пензенской области. Пенза,1953 Богданов Г. Несколько шагов к фольклорному танцу. – М., 1996 Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. – М., 1996 Гилярова Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. - М., 1987 Гилярова Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. - М., 1985 15 Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. – СПб, 1996 Костюмы Курской губернии. Курск, 2008 Науменко Г. Фольклорная азбука. – М., 1996 Новицкая М.Ю. От осени до осени. Хрестоматия. Издание центра Планетариум. М., 1994 Пушкина С.Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен и праздников. – М., Школьная Пресса, 2001 Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992 Список литературы для родителей Дополнительные дидактические материалы Видео- иаудиоматериалы: - аудио записи этнографических исполнителей и коллективов; - телевизионные передачи из цикла «Мировая деревня»; - телевизионные передачи из цикла «Странствия музыканта»; - экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов и исполнителей. 16