Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный Цивильского муниципального округа Чувашской Республики Принято на Педагогическом совете МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» Утверждено Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» ____________ Л.В. Федорова Протокол №12 от 31.08.2023 Приказ №12/ОД от 31.08.2023 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ (8(9)-летний срок обучения) 2023 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. IV. Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; VI. Списки рекомендуемой методической литературы - Список рекомендуемой методической литературы; 3 Пояснительная записка I. 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца. Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Именно на уроках классического танца осуществляется профессиональная постановка, укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащихся, воспитание чувства позы и музыкальности. Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией. Программа организует работу преподавателя, устанавливает содержание, объем знаний и навыков, которые должны усвоить учащиеся в течение каждого года обучения. В ней поэтапно, с возрастающей степенью трудности, изложены элементы экзерсиса, разделов adajio, allegro. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. 2. Срок реализации учебного предмета «Классический танец» Срок реализации данной программы 6 лет (при 8-летней образовательной программе «Хореографическое творчество). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год ( 9 класс). 4 3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец». Таблица 1 Срок реализации образовательной программы «Хореографическое творчество» 8 (9) лет 3-8 классы Классы/количество часов Количество часов (общее на 6 лет) Максимальная нагрузка 9 класс 1023 Количество часов (в год) 165 1023 165 (в часах) Количество часов на аудиторную нагрузку Общее количество часов на 1188 аудиторные занятия Классы Недельная аудиторная нагрузка 3 4 5 6 7 8 9 6 5 5 5 5 5 5 Консультации 48 (для учащихся 3-8 классов) 8 (8 часов в год) В данной таблице представлен один из вариантов распределения часов недельной аудиторной нагрузки, при этом образовательное учреждение может применять иное распределение часов по годам обучения. 4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: Групповая (от – 11 человек), продолжительность урока 40 минут. 5. Цель и задачи учебного предмета Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: знание балетной терминологии; знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы в танцевальных комбинациях; 5 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; развитие детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к танцу и классической музыке, желания слушать и исполнять ее; укрепление и дальнейшее развитие всего двигательного аппарата учащегося; воспитание чувства позы и музыкальности как первоосновы исполнительского мастерства, без которой невозможно самоопределение в выбранном виде искусства; приобретение учащимися опорных знаний, умений и способов хореографической деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с хореографией, самообразования и самовоспитания; развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти; развитие музыкального восприятия как универсальной музыкальной способности ребенка; развитие внимания, воли и памяти ученика, выработка твердости характера, трудолюбия, настойчивости, упорства, умения выдерживать высокую степень физического и нервного напряжения; умение планировать свою домашнюю работу; умение осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью; умение давать объективную оценку своему труду; формирование навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и участниками образовательного процесса; воспитание уважительного отношения к иному мнению и эстетическим художественно- взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. 6. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; 6 - описание дидактических единиц; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ); - наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений); - индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании. 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально- технического обеспечения включает в себя: балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 7 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене; наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе; помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал); костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений; раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания II. и ремонта балетных залов, костюмерной. Содержание учебного предмета "Классический танец" Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях: Таблица 2 Срок обучения 8 (9) лет Распределение по годам обучения Классы Продолжительность учебных занятий в году (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия) Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - - 33 33 33 33 33 33 33 - - 6 5 5 5 5 5 5 - - 198 165 165 165 165 165 165 - - - - Консультации (часов в год) Общий объем времени на консультации - - 1023 165 1188 8 8 8 8 48 8 8 8 8 56 Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. 8 Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Требования по годам обучения Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9-15 лет. Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному. Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно: а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями; б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях. Урок для женского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro. Содержание программы 8-летний срок обучения 3 класс (1-й год обучения) Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе. Развитие элементарных навыков координации движений и музыкальности. Экзерсис у станка 1. Позиции ног – I, II, III,V. 2. Позиции рук – подготовительное положение; 1, 2, 3 позиции рук. 3. Demi-pliés– по I, II и V позициям. 4. Grand pliés по I, II, и V позициям. 5. Battements tendus из I позиции, после усвоения из V позиции: 9 в сторону, вперед, назад; с demi-pliés в сторону, вперед, назад; demi- pliés во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги; с опусканием пятки во II позицию; с passé par terre. 6. Plié-soutenus - в сторону, вперед, назад. 7. Battements tendus jetés из I и V позиции в сторону, вперед, назад. 8. Demi-rond de jambe и rond de jambe par terre en dehors и en dedans (вначале объясняется понятие en dehors и en dedans). 9. Положение sur le cou de pied – спереди, сзади и обхватное. 10. Battements fondus – в сторону, вперед и назад носком в пол. 11. Battements frappés – в сторону, вперед и назад носком в пол. 12. Battements retires sur le cou-de-pied. 13. 1-ое port de bras. 14. Battements releves lents на 45° и на 90° из I и V позиции в сторону, вперед и назад. 15. Grands battements jetes из I и V позицй в сторону , вперед и назад. 16. Перегибы корпуса назад, в сторону (лицом к станку). 17.Relevés на полупальцы в I, II, V позициях c вытянутых ног и c demi – plies. 18. Pas de bourrée с переменой ног ( лицом к станку). Середина зала 1. Позиции ног – I, II, III,V. 2. Позиции рук – подготовительное положение; 1,2,3 позиции. 3. Demi-pliés – по I, II и V позициям en face. 4. Grand plies в I и II позициям en face. 5. Battements tendus: из I и V позиций во всех направлениях; с demi-pliés во всех направлениях. 6. Рlié-soutenus во всех направлениях. 7. Demi-rond de jambe par terre en dehors и en dedans. 8. Relevés в I и II позициях на полупальцы: • с вытянутых ног; • с demi-plies. 9. 1-е port de bras. Allegro Первоночально все прыжки изучаются лицом к станку. 10 1. Temps sauté по I, II, и V позициям. 2. Pas èchappé во II позицию. 3. Changement de pieds. 4. Трамплинные прыжки. 5. Pas balance. В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет). Требования к переводному экзамену (зачету) Переводной экзамен (зачет) проходит в форме урока, в который преподаватель включает пройденный за учебный год материал, составляя его в элементарные комбинации. Учащиеся должны грамотно и музыкально выполнить этот урок. 4 класс (2-й год обучения) Дальнейшее развитие координации движений у станка и на середине зала. Изучение поз: croisee, efface вперёд, назад; I, II, III arabesque носком в пол. Освоение поворотов головы и более сложных движений. Продолжение развития выразительности на середине зала: введение в упражнения port de bras. Повторение ранее пройденных прыжков и изучение новых. Простейшее сочетание элементарных движений. Экзерсис у станка 1. Позиция ног – IV. 2. Demi-plies в IV позиции. 3. Grand-plies в IV позиции. 4. Battements tendus: с demi-plie в IV позиции без перехода и с переходом с опорной ноги; double (двойное опускание пятки) во II позицию. 5. Battements tendus jetes piques во всех направлениях. 6. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie. 7. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans. 8. Battements fondus на 45° во всех направлениях. 9. Battements soutenus во всех направлениях носком в пол. 10. Battements frappes на 30° во всех направлениях. 11. Battements doubles frappes во всех направлениях носком в пол. 12. Rond de jambe en l’ air en dehors и en dedans. 13. Petits battements sur le cou-de-pied. 11 14. Battements developpes: • вперед, в сторону, назад; • рassé со всех направлений. 15. Grands battements jetes pointes во всех направлениях. 16. 3-е port de bras. 17. Releves на полупальцы в IV позиции. Середина зала 1. Положение epaulement croisee и effacee. 2. Позы: croisee, effacee вперед и назад; I, II и III arabesques носком в пол. 3. Demi-plies в IV и V позициях en face и epaulement. 4. Grand-plies в I, II позициях en face; в V позиции en face и epaulement crоiseе. 5. 2-е port de bras. 6. Battements tendus: • в позах crоiseе effacee; • с опусканием пятки во II позицию и с demi plie во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги; • passe par terre; • с demi plie в V позиции во всех направлениях и позах. 7. Battements tendus jetes: • из I и V позиций во всех направлениях; • piques в сторону, вперёд и назад. 8. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans. 9. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans. 10. Battements fondus во всех направлениях носком в пол и на 45о. 11. Battements soutenus во всех направлениях носком в пол. 12. Battements frappes во всех направлениях носком в пол и на 30°. 13. Battements releves lents на 90° во всех направлениях. 14. Grands battements jetes на 90° во всех направлениях. 15. Pas de bourree с переменой ног en face и окончанием в epaulement. 16. Releves на полупальцы в IV позиции с вытянутых ног и с demi-plie. 17. Temps lie par terre вперед и назад. Allegro 1. Pas assemble с открыванием ноги в сторону. 2. Sissonne simple en face и в позах. 3. Sissonne fermeе в сторону. 12 4. Petit pas chasse во всех направлениях en face и в позах. 5. Pas balance в позах. В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу. Во втором полугодии – переводной экзамен (зачет). Требования к переводному экзамену (зачету) Во втором и последующих классах экзамен проходит в форме урока, в который преподаватель включает весь пройденный за год материал в танцевальные комбинации. Учащиеся должны грамотно, музыкально и выразительно исполнить этот урок. 5 класс (3-й год обучения) Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка). Развитие выразительности: ввод в тренировочные упражнения 3-го port de bras у станка и на середине зала, использование epaulement и поз на середине зала. Изучение прыжков с окончанием на одну ногу. Экзерсис у станка 1. Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee вперед и назад, II arabesque носком в пол (по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения). 2. Battements tendus в маленьких и больших позах. 3. Battements tendus jetes: • в маленьких и больших позах; • balancoirе en face. 4. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45 на всей стопе en dehors и en dedans. 5. Battements fondus: • на полупальцах; • c plie-releve. 6. Battements soutenus с подъёмом на полупальцы на 45 во всех направлениях. 7. Battements doubles frappes на 30 во всех направлениях. 8. Flic вперёд и назад на всей стопе. 9. Petit temps releves en dehors и en dedans на всей стопе. 10. Petits battements sur le cou-de-pied на полупальцах. 11. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 13 12. Pas coupe на всю стопу и на полупальцы. 13. Battements releves lents и battements developpes на 90: • в позах croisee, effaceе; • battements developpes passé. 14. Grands battements jetes: • в больших позах; • pointee en faсe. 15. Releves на полупальцы с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied. 16. 1-e и 3-е port de bras с ногой, вытянутой на носок вперёд, назад и в сторону. 17. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга с носком на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie. 18. Полуповороты в V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах, начиная с вытянутых ног и с demi-plie. 19. Soutenu en tournant en dehors и en dedans по 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол. Середина зала 1 . Большие и маленькие позы: croisee; effacee; ecartee; I, II и III arabesques усвоения позы вводятся в различные упражнения). 2. Grands plies в IV позиции в позах croisee и effacee. 3. Battements tendus в больших и маленьких позах: • с demi-plie в IV позиции без перехода с опорной ноги и с переходом; • double (с двойным опусканием пятки в II позицию). 4. Battements tendus jetes: в маленьких и больших позах; balancoire en faсe. 5. Round de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie. 6. Demi-rond de jambe на 45 en dehors и en dedans. 7. Battements fondus в маленьких позах на 45 и с plie-releve en face. 8. Battements doubles frappes носком в пол en face. 9. Petits battements sur le cou-de-pied. 10. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans. 11. Battemenst releves lents в позах croisee и efacee,; в I и III arabesques. 12. Battements developpes en face во всех направлениях. 13. Grands battements jetes: • в больших позах; 14 (по мере • pointes en face. 14. Temps lie par terre с перегибом корпуса. 15. Pas de bourree без перемены ног с продвижением из стороны в сторону носком в пол и на 45 16. Soutenu en tournant en dehors и en dedans на 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол и на 45 Allegro 1. Temps saute no IV позиции. 2. Grand changement de pieds. 3. Petit changement de pieds. 4. Pas echappe на IV позицию. 5. Pas assemble с открыванием ноги вперёд и назад en face и в маленьких позах. 6. Pas jete с открыванием ноги в сторону. 7. Sissonne fermee en face во всех направлениях. 8. Pas de chat. 9. Pas glissade в сторону. 10. Pas emboite вперёд и назад sur le cou-de-pied. 11. Temps leve в I arabesque ( сценический sissonne). Требования к экзамену По окончании третьего года обучения обучающиеся должны знать и уметь: – грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации; – сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации; – выполнять движения музыкально грамотно; – справляться с музыкальным темпом урока; – обосновано анализировать выполнение заданной комбинации; – анализировать и исправлять допущенные ошибки; – воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков; – анализировать исполнение движений; – знать об исполнительских средствах выразительности танца; – знать термины изученных движений; – знать методику изученных программных движений; – уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений. 6 класс (4-й год обучения) Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка. Изучение полуповоротов на одной ноге у станка. Начало изучения pirouette на середине зала. Усложнение сочетаний движений, необходимое для дальнейшего развития координации. Работа над выразительностью и музыкальностью исполнения движений. 15 Экзерсис у станка 1. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45 на всей стопе и на полупальцах. 2. Battements soutenus на 45 с подъемом на полупальцы в маленьких позах. 3. Battements doubles fondus на 45. 4. Flic вперед и назад с подъемом на полупальцы. 5. Battements frappes на полупальцах во всех направлениях en face и в позах. 6. Battements double frappes на полупальцах во всех направлениях en face, в позах и с окончанием в demi plie. 7. Rond de jambe en l’air на полупальцах. 8. Petit temps releve en dehors и en dedans с окончанием на полупальцы. 9. Battements developpes: • в позе ecarteе вперед и назад; • attitude croisee и effacee; • II arabesques на всей стопе и с подъемом на полупальцы. 10. Demi-rond de jambe на 90 en dehors и en dedans на всей стопе. 11. Grands battements jetes pointes в позах. 12. 3-е рогt de bras - исполняется с demi-plie на опорной ноге. 13.Полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans: • с подменой ноги на всей стопе и на полупальцах; • с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied. 14. Полный поворот (detourne) к станку и от станка в V позиции с переменой ног на полупальцах. Середина зала 1. Rond de jambe на 45 на всей стопе en dehors и en dedans. 2. Battements fondus с plie-releve в маленьких позах. 3. Battements soutenus и в маленьких позах носком в пол и на 45 на всей стопе. 4. Battements frappes в позах на 30. 5. Battements doubles frappes в маленьких позах на 30 и с окончанием в demi-plie. 6. Flic вперёд и назад на всей стопе. 7. Рas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 8. Pas coupe на всю стопу, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 9. Grands battements jetes pointes в позах. 10. Поза IV arabesque носком в пол. 11. 4-е и 5-е port de bras. 16 12. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ круга c носком на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie. 13. Preparation к pirouette и pirouette en dehors и en dedans со II позиции. Allegro 1. Double pas assemble. 2. Pas echappe по IV позицию на croiseе с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 3. Pas jete en face и в позах. 4. Pas coupe. 5. Sissonne ferme во всех направлениях и позах. 6. Pas de basque вперёд и назад. 7. Sissonne ouvert на 45 en face во всех направлениях. 8. Pas emboite вперёд на 45 на месте. 9. Pas balance во всех направлениях и en tournant на ¼ круга. По окончании каждого полугодия проводится зачет по пройденному материалу. Требования к переводному зачету,экзамену (в конце второго полугодия) По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь: – грамотно и выразительно исполнять небольшие комбинации; – добиваться различия в исполнении основных и связующих движений выразительности в танцевальных комбинациях; – обосновано анализировать художественное достоинство классического танца; – активно участвовать в исполнении прыжков; – уметь качественно исполнять движения; – уметь распределять свои силы, дыхание; – подготовительные движения на затакт, определяющие темп всего движения; – знать и точно выполнять методические правила; – уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений; – знать термины изученных движений; – знать об исполнительских средствах выразительности танца. 7 класс (5-й год обучения) Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые движения на середине зала. Ускорение темпа исполнения движений (некоторые движения исполняются восьмыми долями). Начало освоения движений en tournant. Продолжение изучения pirouette. Начало изучения заносок. Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока. Экзерсис у станка 1. Grands plies с port de bras (без работы корпуса). 2. Battements tendus pour batterie. 17 3. Rond de jambe на 450 en dehors и en dedans на полупальцах и на demi-plie. 4. Battements fondus с plie-releve и demi-rond на 45 5. Battements soutenus на 90 en face и в позах. 6. Battements frappes с releve на полупальцы. 7. Battements doubles frappes с releve на полупальцы. 8. Flic-flac en face на всей стопе с окончанием на полупальцы. 9. Pas tombe с продвижением и окончанием носком в пол, sur le cou-de-pied и на 450. 10. Rond de jambe en l air en dehors и en dedans с окончанием на demi-plie. 11. Battements releves lents и battements developpes: с подъемом на полупальцы и полупальцах; на demi-plie. 12. Grand rond de jambe на 90 en dehors и en dedans en face. 13. Grands battements jetes passe par terre c окончанием на носок вперёд и назад. 14. Полуповороты на одной ноге на полупальцах en dehors и en dedans (работающая нога в положении sur le cou-de-pied) с приёма pas tombe. 15. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors и en dedans с V позиции. 16. 3-е рогt de bras c ногой, вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой) без перехода и с переходом с опорной ноги. Середина зала 1.Grands plies c port de bras (без работы корпуса). 2.Battements tendus en tournant en dehors и en dedans на 1/8 , 1/4 круга. 3.Battements fondus с plie releve и demi-rond на 45 en face на всей стопе. 4. Battements doubles fondus в пол и на 45 во всех направления и позах. 5. Battements doubles frappes: • с releve на полупальцы; • с окончанием в demi-plie en face и в позы. 6. Pas tombe с продвижением и окончанием sur le cou-de-pied, носком в пол и на 450 7. Поза IV arabesque на 90 8. Grand rond de jambe developpe en dehors и en dedans en face и из позы в позу. 9. Grands battements jetes в позе IV arabesque. 10. 3-е port de bras с demi-plie на опорной ноге. 11. 6-е port de bras. 12. Pas de bourree dessus-dеssous en face. 13. Pas de bourree ballotee на effaceе и croiseе носком в пол и на 45 14. Pas glissade en tournant c продвижением в сторону по полному повороту. 18 15. Pas glissade en tournant en dedans по диагонали. 16. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied с IV и V позиций. 17. Поворот fouette en dehors и en dedans на ½ круга en face из позы в позу c носком на полу на вытянутой ноге и на demi-plie. 18. Pirouette en dehors и en dedans со II позиции. Allegro 1. Temps saute no V позиции с продвижением вперед, в сторону и назад. 2. Changement de pieds с продвижением вперёд, в сторону и назад. 3. Pas echappe battu. 4. Sissonne ouverte par developpe на 45 в позах. 5. Pas echappe на II позицию en tournant no 1/4 и 1/2 поворота. 6. Pas assemble с продвижением en face и в позах. 7. Pas jete с продвижением во всех направлениях с ногой в положении sur le cou-depied. 8. Pas emboite вперёд на 45 с продвижением и поворотом вокруг себя. 9. Temps leve с ногой в положении sur le cou-de-pied. 10. Sissonne tombe en face и в позах. По окончании каждого полугодия проводится зачет по пройденному материалу. Требования к переводному зачету (в конце второго полугодия) По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь: – исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный программный материал, изученный за данный срок обучения; – обосновано анализировать свое исполнение; – анализировать исполнение движений друг друга; – уметь находить ошибки в исполнении других обучающихся; – анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального жанра; – знать и использовать методику исполнения изученных движений; – знать терминологию движений и основных поз; – уметь распределять свои силы, дыхание; – уметь качественно исполнять движения; – знать об исполнительских средствах выразительности танца: определяющий характер музыки, выразительность рук, лица, походки, позы; – знать правила выполнения того или иного движения, ритмическую раскладку. 8 класс (6-ый год обучения) Работа над устойчивостью на полупальцах в больших позах. Увеличение физической нагрузки с целью дальнейшего развития силы ног и выносливости учащихся. Исполнение упражнений на середине зала en tournant. Продолжение освоения техники pirouette. Работа над музыкальностью и артистизмом. 19 Экзерсис у станка 1. Battements fondus на 90 en face на всей стопе и полупальцах. 2. Battements doubles frappes с поворотом на ¼ и ½ круга. 3. Flic-flac en dehors и en dedans en tournant по ½ поворота. 4. Grand rond de jambe jete en dehors и en dedans. 5.Rond de jambe en l air en dehors и en dedans c releve и plie-releve на полупальцы. 6. Battements releves lents и battements developpes с demi-plie и переходом с ноги на ногу. 7. Demi-rond de jambe и grand rond de jambe developpe из позы в позу. 8. Grand battements jetes developpes («мягкие» battements) на всей стопе. 9. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга с ногой, поднятой вперед или назад на 45 на полупальцах и с demi-plie. 10. Soutenu en tournant en dehors и en dedans, начиная во всех направлениях на 45. 11. Pirouettes en dehors и en dedans из V позиции. Середина зала 1. Battements tendus en tournant en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга. 2. Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans по 1/8 и 1/4 круг. 3. Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans no 1/8 и 1/4 круга. 4. Battements fondus на полупальцах en face и в позах. 5. Battements soutenus на 45 en face и в маленьких позах на полупальцах. 6. Battements frappes и battements doubles frappes en tournant en dehors и en dedans по 1/8 и ¼ круга носком в пол и на 300. 7. Petits battements sur le cou-de-pied на полупальцах. 8. Flic-flac на всей стопе, с подъемом на полупальцы и с окончанием в позы на demi-plie. 9. Rond de jambe en l air en dehors и en dedans с окончанием в demi-plie. 10. Battements releves lents и battements developpes с demi-plie и с переходом с ноги на ногу en face и в позы. 11. Temps lie на 90 0 с переходом на всю стопу. 12. Grands battements jetes passe par terre c окончанием на носок вперёд или назад en face и в позах. 13. Pas de bourreе ballotte на 45 en tournant. 14. Pas de bourreе en tournant с переменой ног en dehors и en dedans. 15. Pirouette en dehors и en dedans из V и IV позиций с окончанием в V позицию. 16. Pas glissade en tournant по диагонали (2-4). 17. Pirouettes en dedans c coupe-шага по диагонали (рirouettes - piques) 4-8 20 Allegro 1. Pas echappe на IV позицию на ¼ и ½ поворота. 2. Pas assemble с продвижением с приёмов pas glissade и coupe-шаг. 3. Pas de chat с броском ног назад. 4. Pas jete во всех направлениях с ногой, поднятой на 45°. 5. Pas ballonеe во всех направлениях en face и позах на месте и с продвижением. 6. Temps lie sauté. 7. Grande sissonne ouverte во всех позах без продвижения. 8. Royale. 9. Entrechat-quatre. 9 класс (7-ый год обучения) Введение более сложных форм adajio с переменой темпа внутри комбинации и усложненной работой корпуса. Tour lent в больших позах. Изучение pirouette с продвижением по диагонали. Изучение заносок с окончанием на одну ногу. Раскрытие индивидуальности учащихся через музыкальный характер танцевальных комбинаций. Экзерсис у станка 1. Battements fondus на 90 0 на полупальцах в позах. 2. Flic-flac en tournant en dehors и en dedans с окончанием на 450 en face. 3. Battements releves lents и battements developpes: • с plie-releve en face и в позах; • tombes с окончанием носком в пол. 4. Grands battements jetes: на полупальцах; grand battements jetes developpes ( «мягкие» battements) на полупальцах; через passé на 900 5. Soutenu en tournant en dehors и en dedans, начиная со всех направлений на 900 и больших поз. 6. Pirouette en dehors и en dedans начиная с открытой ноги в сторону на 45 0 7. Pirouette en dehors и en dedans с temps releve. Середина зала 1. Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans no 1/4 и 1/2 круга. 2. Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans по 1/4 и 1/2 круга. 3. Battements soutenus на 90 en face и в позах, на всей стопе и на полупальцах. 4. Petits pas jetes en tournant по 1/2 поворота с продвижением в сторону. 21 5. Tour lent en dehors и en dedans на ¼ поворота в больших позах. 6. Grands battements jetes через passé на 90° 7. Pirouette en dehors и en dedans из V, IV и II позиций с окончанием в V, IV позиции – 2 рirouettes. 8. Pirouette en dehors из V позиции по одному подряд (2-4). 9. Pas glissade en tournant по диагонали (6-8). 10. Tours chaines (4-8). Allegro 1. Pas echappe battu с окончанием на одну ногу. 2. Pas assemble battu. 3. Pas jete с продвижением с ногой, поднятой на 45° во всех направлениях и позах и с приемов pas glissade, pas coupe, coupe-шаг. 4. Sissonne ouverte на 45° в маленьких позах с продвижением. 5. Temps leve с ногой, поднятой на 45° во всех направлениях и позах. 6. Grand pas assemble в сторону и вперед с приёмов • из V позиции; • coupe-шаг; • pas glissade. 7. Grand pas emboite. 8. Temps glisses (скользящее движение вперед и назад на demi-plie) в позах I и III arabesques. Перечень основных составляющих элементов для сдачи выпускного экзамена Экзерсис у станка 1. Rond de jambe en l`air en dehors et en dedans: - double на всей стопе и с окончанием в demi-plie; - на 90° на всей стопе. 2. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans из позы в позу на 45°. 3. Adajio - во всех направлениях en face и на большие позы (croisee, efface, ecarte,) в комбинации с: - battements developpes во всех направлениях в больших позах в сочетании с arabesgue, attitudes c окончанием в demi - plie; - pas tombe en face и в позах, - с окончанием носком в пол и на 90°. 4. Grand battements jetes на полупальцах во всех направлениях en face и на большие позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с: - developpes («мягкие» battements) на полупальцах; - balancoir (вперед и назад); - passé на 90°. 5. Половина tour en dehors et en dedans c plie-releve с ногой вытянутой вперед или назад на 45°. 6. Полуповорот en dehors et en dedans из позы в позу через passé на 45°. 7. Pirouettes en dehors et en dedans c приема temps releve (2 оборота). 22 Экзерсис на середине зала 1. Temps lie par terre c pirouette en deohrs et en dedans. 2. Rond de jamb par terre en tournant en deohrs et en dedans по 1/2 круга. 3. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans на 450 в V и IV позиции. 4. Battements releve lents et battements developpes в позах IV arabesque et ecartee на полупальцах и с plie-releve. 5. Battements releve lents et battements developpes в позах IV arabesque et ecartee на полупальцах и с plie-releve. 6. Grand port de bras- preparation к tour в больших позах. 7. Grand battements jetes passé на 90°. 8. Grand port de bras- preparation к tour в больших позах. 9. Pirouettes en deohrs с приема degage по прямой и диагонали (4-8 оборотов). 10. Pas ballottes носком в пол на 45°. 11. Tours chaines (8-16 оборотов). Аllegro 1. Pas assemble en tournants по 1/4 круга. 2. Entrechat-quatre с продвижением. 3. Sissonne simple en tournant en dehors et en dedans. 4. Pas jetes battu. 5. Royale с продвижением. 6. Pas faitti (вперед и назад). 7. Grand sissonne ouverte во всех направлениях и позах с продвижением. 8. Grand sissonne tombee во всех направлениях. 9. Pas emboites en tournant с продвижением в сторону и по диагонали. 10. Grand pas de chat. 11. Pas brisse вперед и назад. 12. Grand pas assamble в сторону и перед с приемов: с V позиции, шага – coupe, pas glissade, sissonne tombee, devloppe-tombe вперед. 13. Grand pas jete вперед в позах attitude croisee, III arabesque с V позиции, шага – coupe; attitude efface, I и II arabesque с V позиции, шага – coupe, pas glissade et pas chasse. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы учебного предмета «Классический танец» является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, таких, как: - знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; - знание балетной терминологии; - знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; - знание средств создания образа в хореографии; - знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; - умение исполнять на сцене классический танец, произведения хореографического репертуара; - умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца; 23 учебного - умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; - умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения; - умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; - умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; - навыки музыкально-пластического интонирования; - навыки сохранения и поддержки собственной физической формы; - навыки публичных выступлений. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в форме просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 2. Критерии оценок 24 Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя средства и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 3 Критерии оценивания выступления Оценка 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореогрфического искусства. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика; оценка на экзамене; другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. 25 V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному с учетом индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных данных, уровня его подготовки. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец». Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки. С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещения балетных спектаклей, просмотр видео материалов. Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники. 26 Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий. Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, важнейшими точным средствами исполнением ритмического хореографической рисунка, техникой, выразительности - - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман план каждого урока. В начале полугодия преподаватель составляет для учащихся календарнотематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников. VI. Список методической литературы 1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца». СПб: «Планета музыки», 2. Базарова Н.П. «Классический танец». СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009 3. Барышникова Т. «Азбука хореографии». СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996 4. Блок Л.Д. «Классический танец». М.: «Искусство», 1987 5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца». СПб: «Лань», 2007 6. Васильева 2010 Т.И. «Балетная осанка» / Методическое преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993 27 пособие для 7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца». Л.: «АРТ». 8. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах». 1992 М., Искусство, 1989 9. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011 10. Калугина О.Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011 11. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л.: Искусство, 1981 12. Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца». Л.: Искусство, 1986 13. Красовская В.М. История русского балета. Л., 1978 14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова. Л.: "Искусство", 1989 15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. М.: "Аграф", 1999 16. Мессерер А. «Уроки классического танца». М.: «Искусство»,1967 17. Покровская Е.Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010 18. Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 1981 19. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства». М.: Искусство,1987 20. Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа». СПб: «Лань», 2009 21. Ярмолович Л. «Классический танец». Л.: «Музыка», 1986 28