06.12.2018
К
100-летию со дня рождения чувашского композитора Г.В. Воробьева
В столице Чувашии продолжаются памятные
мероприятия, связанные со столетием выдающегося чувашского композитора Геннадия
Васильевича Воробьева. В конце октября в Чебоксарском музыкальном училище им.
Ф.П. Павлова состоялся большой концерт, посвященный его памяти. А 27 ноября
2018 года в Национальной библиотеке Чувашской Республики прошло мероприятие, собравшее
аудиторию, неравнодушную к истории музыкальной культуры, чтобы отдать дань
памяти композитору, прожившему короткую жизнь (1918-1939), но создавшему
значительные произведения, вошедшие в золотой фонд чувашской музыки.
Это событие в культурной жизни
республики было подготовлено музыкальной гостиной «Мерчен» («Жемчужина»)
(руководитель – главный библиотекарь отдела литературы по искусству
Национальной библиотеки Чувашской Республики, председатель комитета по культуре
Чувашского национального конгресса В.С. Архипова).
О жизни и деятельности классика
чувашской музыки рассказали заслуженный деятель искусств России и Чувашии М.Г.
Кондратьев (автор книги «Композиторы Воробьевы»), заслуженные деятели искусств
Чувашской Республики С.И. Макарова (Светлана Ильинична провела мероприятие),
Н.Н. Казаков и другие. Прозвучали инструментальные и вокальные произведения Г.В.
Воробьева в исполнении известных музыкантов республики.
Судьба молодого талантливого композитора
Г. Воробьева сложилась трагично. Но эту трагедию можно было предотвратить. В
комитет по делам искусств при СНК Чувашской
АССР еще 11 июня 1936 года поступило письмо от преподавателя Геннадия – заведующего
композиторской кафедрой Московской государственной консерватории профессора
Г.И. Литинского. В письме сообщалось, что студент композиторского отделения консерватории
Геннадий Воробьев, несмотря на чрезвычайно слабое здоровье, окончил учебный год
с отметкой «отлично» по всем ведущим и специальным дисциплинам. «Композиторская
кафедра, отмечая серьезный художественно-творческий рост студента ВОРОБЬЕВА, не
может не обратить внимания на серьезное ухудшение в его здоровье и считает
необходимым просить об оказании тов. ВОРОБЬЕВУ помощи в направлении его в Дом
отдыха или санаторий».
Может быть, сказались безучастность и
безразличие, о котором говорилось впоследствии в письме группы московских
композиторов:
Ведущие деятели музыкальной культуры
страны предложили максимально точно учесть и сохранить творческое наследие Г.В.
Воробьева, издать лучшие его произведения и организовать работу ряда
композиторов над завершением его неоконченных произведений. Общее редактирование произведений Г.В. Воробьева
поручалось В.Г. Иванишину.
Крупное сочинение композитора – Симфония
до минор – было отредактировано и завершено композитором Н.И. Пейко. 27
сентября 1940 года состоялось ее прослушивание художественным советом
композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского. В обсуждении приняли участие виднейшие деятели советской музыки:
Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко Н.Я. Мясковский, А.Н. Александров, Г.И. Литинский,
В.Я. Шебалин, Н.П. Иванов-Радкевич, В.Л. Яворский, В.А. Белый. Н.Я. Мясковский
в своем выступлении отметил «исключительно удачное раскрытие Н.И. Пейко
творческого замысла выдающегося композитора Г.В. Воробьева, сохранение в полной
неприкосновенности идеи произведения и его народного стиля». С.Н. Василенко,
присоединяясь к высказанному мнению, сказал, что «симфония Г.В. Воробьева заслуживает
наилучших похвал». В.Я. Шебалин выразил глубокое удовлетворение тем, что
симфония Г.В. Воробьева «отлично закончена и отредактирована товарищем автора,
его соучеником» и отметил большие заслуги, как автора, так и редактора. Р.М.
Глиэр также, выражая свое восхищение работой Г.В. Воробьева, высказался, что
«эта первая чувашская симфония должна быть отнесена к числу классических
музыкальных произведений». А.Н. Александров и В.А. Белый, давая симфонии
наивысшую оценку, отметили исключительное дарование автора. Художественный
совет признал произведение Г.В. Воробьева как выдающееся и предложил концертным
организациям СССР включить симфонию Г.В.
Воробьева в программу очередной декады советской музыки.
Одновременно Чувашской государственной
филармонии было предложено включить это произведение в репертуар симфонического
оркестра и показать его жителям республики в январе 1941 года.
Как пишет Ю.А. Илюхин, в ноябре 1940 года
симфония Г.В. Воробьева была исполнена в Москве
оркестром Всесоюзного радио под управлением А. Ковалева. Этот факт отмечает в
одном из своих писем отец композитора В.П. Воробьев: «Симфония была исполнена в
г. Москве симфоническим оркестром ВРК [Всесоюзного радиокомитета] в декаду
Советской музыки в 1940 году под управлением А.М.* Ковалева и
транслировалась по радио, а затем повторно исполнялась тем же оркестром под
управлением Пятигорского».
Имя Геннадия Васильевича Воробьева
продолжает жить в его замечательных произведениях, в памяти поколений, которые
будут помнить о нем как о выдающемся деятеле чувашской музыкальной культуры.
Источники
и литература:
Илюхин
Ю.А. Композиторы Советской Чувашии. Чебоксары, 1978.
Кондратьев
М.Г. Композиторы Воробьевы, Чебоксары, 2006.
Алжейкина
Г.В. Музыкальная культура Чувашии в 1920-1930-е годы. Чебоксары, 2009.
* В документе – А.В. Ковалева.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2018
Дата обновления: 06.12.2018
Дата публикации: 06.12.2018