Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный Цивильского муниципального округа Чувашской Республики МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» Утверждено Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» ____________ Л.В. Федорова Протокол №12 от 31.08.2023 Приказ №12/ОД Принято на Педагогическом совете от 31.08.2023 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Программа по учебному предмету ПО.02.УП.02. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5-летний срок обучения) 2023 Структура программы учебного предмета I.Пояснительная записка -Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; -Срок реализации учебного предмета; -Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; -Форма проведения учебных занятий; -Цель и задачи учебного предмета; -Обоснование структуры программы учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Учебно-тематический план; -Годовые требования по классам; III.Требования к уровню подготовки обучающихся IV.Формы и методы контроля, система оценок -Аттестация: цели, виды, форма, содержание; -Критерии оценки; -Контрольные требования на разных этапах обучения; V.Методическое обеспечение учебного процесса -Методические рекомендации преподавателям; -Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Материально-технические условия реализации программы VII.Списки учебной и методической литературы -Список учебной и методической литературы; I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и рольв образовательном процессе Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история искусств»; На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере хореографического искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «История хореографического искусства», а также с предметами области «Хореографическое исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» составляет 2 года (2-3 класс) Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета 1-й Год обучения 2-й Итого Форма занятий Часов Аудиторная (в часах) 33 33 66 Внеаудиторная(самостоятельная, в часах) 33 33 66 Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 132 часа. Форма проведения учебных занятий Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» - мелкогрупповая, от 4 до 10 человек. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература» Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественноэстетическое развитие личности учащегося. Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального и хореографического искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачи: формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом; воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах; овладение навыками восприятия элементов музыкального языка; знание специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров; знание о различных эпохах и стилях в истории и искусстве; умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, рассказ, беседа); - наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); - практический (упражнения воспроизводящие и творческие). II. Содержание учебного предмета Годовые требования по классам Настоящая программа носит интегрированный характер – помимо теоретической части содержание предмета включает обязательную практическую часть – прослушивание и просмотр произведений танцевально-хореографического искусства. Основной задачей предмета является формирование понимания связи музыки и движения. Теоретические знания по учебному предмету «Музыкальная литература » даются также с учетом специфики хореографического искусства. Учащиеся получают знания о специфике музыкального искусства, а также умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Нужно также научить детей различать тембры отдельных музыкальных инструментов, рассказать о симфоническом оркестре, научиться запоминать мелодию. Нормативный срок обучения 2 года 1-год обучения Главной задачей 1-го года обучения является познакомить обучающихся с музыкальной культурой западно-европейских классиков. №п/п Название темы Количество часов Творчество классиков европейской музыки Тема 1. Тема 2. Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры XVII - 1 XVIII в.в. И.С.Бах. Жизненный и творческий путь. Произведения для 4 органа. Инвенции. Сюиты. «ХТК» Классицизм в музыке. Венская классическая школа. 1 Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфоническое и 4 клавирное творчество. В.А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. 4 Соната Ля мажор. Симфония №40 соль минор. Опера «Свадьба Фигаро» Л. Бетховен. Жизненный и творческий путь. Соната №8 5 «Патетическая». Симфония №5. Увертюра «Эгмонт». Тема 7. Романтизм в музыке. Композиторы – романтики. Тема 8. Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь. Песни. Произведения 2 для фортепиано. Симфония №8. Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Фортепианное 4 творчество. Р. Шуман «Карнавал» 1 Тема 9. Тема 10. Тема 11. Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. Творческий портрет К.Дебюсси. ИТОГО: 5 3 34 Темы: 1. Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры XVII - XVIII в.в. Стили и направления искусства барокко. 2. Иоган Себастьян Бах. Жизненный и творческий путь. Произведения для органа. Токката и фуга ре минор, хоральные прелюдии. Инвенции До мажор, фа мажор. Старинные танцевальные сюиты . «ХТК». 3. Йозеф Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфоническое и клавирное творчество. Симфония Ми бемоль мажор. Фортепианное наследие Гайдна. Формирование классической сонаты. Жанровые истоки, народно-танцевальная основа. Камерность стиля сонаты Ре-мажор (1780).История создания симфонии, сонаты. Характеристика частей. Сонатная форма: название частей, строение. Сонаты Ре мажор и ми минор. Менуэты. 4. Вольфганг Амадей Моцарт. Жизненный и творческий путь, творческий облик композитора. Ренессансная личность, светлый гений венской классической школы. Цельность и гармония, гуманизм мировоззрения, универсальность музыкального дарования. Переосмысление и обогащение всех жанров его времени. Возвышенное и плутовское, трагическое и комедийное в наследии Моцарта. Воплощение идей Просвещения, оптимизм, поэтический реализм творчества. Музыкальная моцартиана. «Маленькая ночная серенада»; «Diesirae», «Lacrymosa» из Реквиема; опера «Волшебная флейта» ария Царицы ночи, Фортепианная фантазия ре-минор. Симфонии Моцарта – вершина симфонизма его времени. Психологизм, драматическое восприятие жанра, симфонический театр Моцарта. Камерность стиля, малый парный состав оркестра, драматический конфликт между частями, полифоническое мастерство в Симфонии №40. Опера в творчестве Моцарта. Оперное наследие. Реформа жанра. Музыкальная драматургия, либретто, жанр и идея, композиция, индивидуальный язык сольных номеров, ансамблей, роль хора и оркестра в опере «Свадьба Фигаро» (1786). Опера «Свадьба Фигаро» Моцарт – пианист. Фортепианное наследие. Соната №11 (1777 – 1778) – необычность трехчастного цикла, влияние симфонической музыки, комической оперы на язык сонаты. Опора на австро-венгерский фольклор. Соната Ля мажор. Симфония №40 соль минор. Опера «Свадьба Фигаро» 5. Людвиг ван Бетховен. Жизненный и творческий путь. Творческий облик Л. Бетховен композитора. Музыкант – носитель, гений, полно воплотивший творческие принципы венской гражданственность классической мировоззрения. школы. Богатство Свобода, духовно – целеустремленность, эмоционального мира композитора. Преддверие романтизма. Симфонизм эпохи революций XVIII века. Идеалы гуманизма, свободы, общественного долга. Создание героического симфонизма. Героическая трагедия и трагическая героика в симфонии №5 (1805 – 1808). Традиции венской классической школы. Введение в партитуру новых инструментов. Симфония до минор. Завершение классической эпохи в развитии фортепианной сонаты. Пианизм нового времени. «Патетическая соната» (1798) – одна из вершин мировой фортепианной литературы. Театральность. Приемы фортепианного письма. Соната №8 «Патетическая». Симфония №5. Увертюра «Эгмонт». 6. Романтизм в музыке. Композиторы – романтики. Краткий обзор творчества Грига, Шумана, Брамса, Листа. Новая трактовка народной танцевальной основы в народносценических танцах. Яркий колорит. 7. Жизненный и творческий путь Франца Шуберта. Творческий облик композитора. Первый композитор – романтик. Органичность черт музыкального классицизма и романтизма в творчестве Шуберта. Глубокое содержание произведений Шуберта, связь с музыкальной жизнью и бытом. Интонационный строй музыки. Песенность – основа фортепианного стиля. Ф. Шуберт – основатель жанра романтической фортепианной миниатюры (музыкальные моменты, экспромты, вальсы). Шубертиады в прошлом и настоящем. Песни. Произведения для фортепиано. «Неоконченная симфония» №7.Понятие песня- баллада. Строение романтической симфонии. 8. Фредерик Шопен. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество. Прелюдии Шопена Ля мажор, ми минор, до минор; Полонез Ля мажор, мазурки До мажор, ля минор, Си бемоль мажор (виды мазурок). Музыкально-танцевальная культура Польши. Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа. «Революционный этюд», ноктюрны фа минор, Ми бемоль мажор. Просмотр одноактного балета «Шопениана» в постановке Ю. Григоровича 9. Классицизм в музыке. Венская классическая школа. Гайдн - отец симфонии и сюиты. Расцвет инструментальной симфонической музыки в творчестве В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Появление в музыке новых музыкальных форм. 10. Роберт Шуман «Карнавал» Роберт Шуман (1810–1856) — немецкий композитор, музыкальный критик. Шуман — один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета. Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов. «Альбом для юношества» «Лесные сцены» «Детские сцены»: «Горелки», «Засыпающий ребенок» «Карнавал» является как бы музыкальным воплощением эстетических идей Шумана. «Карнавал» - это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединенных 4-мя нотами (Шуман назвал это 'Миниатюрные сцены на 4-х нотах). Эти ноты - Asch (название города) - A, Es, C, H. Sch - это еще и первые буквы фамилии Шумана. Эти 4 ноты существуют в 3-х комбинациях. Эти ноты растворены в начале каждой пьесы. Поэтому здесь только следы вариационности, но не вариации на тему. Изобразительность образов цикла. Художественный мир контрастов. Лиризм музыкальных образов 11. Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. Многообразие жанров в наследии композиторов. Идея красоты мысли, образа, неразрывность музыки и поэзии. Творческий портрет К.Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна», ноктюрны. Морис Равель «Болеро». М. Чюрлёнис - краткий обзор творчества. 2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ Главной задачей второго года обучения музыкальной литературе на хореографическом отделении изучение русской музыкальной классики XIX века №п/п Название темы Количество часов Творчество русских композиторов – классиков Тема 1. Древнерусская музыка, жанры церковной и народной музыки. 2 Тема 2. Музыкальное искусство России в первой половине XIX века Архитектура, живопись, литература того времени. Творчество А. А .Алябьева, А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева. М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь. Опера «Иван Сусанин». Произведения для оркестра: «Камаринская», «Вальс – фантазия», Романсы и песни. А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Опера «Русалка». Романсы и песни. Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. 3 Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. Тема 8. Тема 9. 7 3 1 А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь. Романсы. Опера 5 «Князь Игорь». Симфония №2 «Богатырская». М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов». 4 Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. Симфоническая сюита «Шехеразада». Опера «Снегурочка». 5 Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане». Романсы. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Опера «Евгений 4 Онегин», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» ИТОГО: 34 Темы: 1. Древнерусская музыка. Особенности древнерусского пения, имитация голосов старинных инструментов, истоки тем в народной инструментальной музыке, игровые черты. 2. Музыкальное Архитектура, живопись, искусство литература в того первой времени. половине XIX века. Творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева. Сжатый обзор русской музыки в XVIII – начале XIX веках. Несколько имен и названий сочинений. Прослушивание с краткой характеристикой хорового концерта Д. С. Бортнянского. Вокальная миниатюра первой половины XIX века. Русская песня, элегия, песня восточного характера, баллада. Творцы русского романса. А. Алябьев. Жизненная драма. Идеи декабризма. Гражданственность, свободолюбие, патриотические мотивы в творчестве. А. Варламов. Трагичность судьбы композитора-розночинца. Песенное наследие. Отражение и развитие городской песенной культуры в творчестве Варламова. Педагогический труд «Школа пения». А. Гурилев. Камерный лирический стиль. Преданность песенному жанру. Поэзия после декабристского времени в музыке Гурилева. А. Алябьев «Соловей». А. Варламов «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»; А. Гурилев «Домик – крошечка», «Колокольчик» 3. Михаил Иванович Глинка. Жизненный и творческий путь. Зарождение русской музыкальной классики. Эпоха Глинки; современники композитора. Два гения русской культуры XIX века: А. Пушкин и М. Глинка. Соединение классицизма, романтизма, реализма в музыке Глинки. М.И. Глинка- основоположник русской классической композиторской школы. Национальная самобытность его музыки. Мастерское сочетание западноевропейской формы и национального содержания. Детские годы. Формирование музыкальных представлений под воздействием народнопесенного искусства. Обучение в Благородном пансионе. Круг общения Глинки. Первые композиторские опыты. Пребывание в Италии. Занятия с З. Деном. Создание оперы “Иван Сусанин” и ее премьера. Работа в Придворной певческой капелле. Н. Кукольник. Работа над оперой “Руслан и Людмила”. Высший расцвет творчества. Париж, Глинка и Берлиоз. Поездка по Испании, Испанские увертюры. Пушкинская поэзия – живой родник вдохновения гения Глинки. Вокальная миниатюра Глинки: русская песня, элегия, баллада, характерная песня, восточный романс. Последние годы жизни. Общение с молодыми музыкантами – продолжателями традиций Глинки. «Я помню чудное мгновенье» «Сомнение» «Жаворонок» «Попутная песня» «Ночной смотр» «Не искушай» Обзор творческого наследия: сочинения для театра, концертные и камерные сочинения. Опера “Иван Сусанин”. Первая классическая опера, национальная драма. История создания, либретто, первоисточник. Мастерство композитора в создании образов и характера героев. Хоры – музыкальный фрагмент оперы. Органичное включение фольклорных жанров. Освоение композиции оперы, разбор и прослушивание предусмотренных календарнотематическим планом фрагментов оперы. Работа с нотным текстом хрестоматии при изучении оперы и романсов. Характеристика и прослушивание 2-3 сочинений для оркестра. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»): Интродукция, Каватина и рондо Антониды, Трио «Не томи, родимый» Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка 2 д.; Песня Вани, Сцена Сусанина с поляками 3 д.; Ария Сусанина, 4 д.; Хор «Славься», Эпилог. Наследие композитора в симфонической музыке. Жанровое разнообразие. Народный характер «Камаринской» (1848) и ее значение для всей русской музыки. Симфонические краски, двойные вариации, подголосочная полифония, приемы варьирования. Лирический симфонизм Глинки в Вальсе – фантазии (1839). Сложность формы. Глубина содержания. Традиции Глинки в творчестве русских композиторов. Историческая роль и традиции «Испанских увертюр» в русской музыке. «Камаринская», «Вальс – фантазия», Увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» (фрагменты) 4. А. С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. «Учитель музыкальной правды». Позиция критического реализма в творчестве композиторов. Даргомыжский и Глинка. Даргомыжский и его время. Детские годы в дворянской семье, разностороннее образование композитора. Знакомство с Глинкой. Опера “Эсмеральда”. Пребывание за границей. Сочинение вокальных произведений, оперы “Русалка”. Краткая характеристика оперы. Успех оперы при вторичной постановке. Работа Даргомыжского в журнале “Искра”, участие в деятельности РМО. Социально-обличительная тематика в вокальных сочинениях. Общественное признание композитора в России и Европе. Сближение с композиторами “Могучей кучки”. Опера “Каменный гость”. Обзор творческого наследия. Оперы Даргомыжского, сочинения для оркестра в традициях Глинки. Проблема соотношения изменчивой человеческой речи и музыки. Роль мелодического речитатива в раскрытии художественного образа. Камерно-вокальные сочинения; новаторские черты творчества. Романсы и песни. Вокальный жанр в творчестве Даргомыжского. Наследие. Тематика и жанры вокальной музыки Даргомыжского. Отношение к литературному тексту, передача в музыке интонаций разговорной речи. Роль речитатива и кантилены в вокальных миниатюрах композитора. Обращение к бытовым музыкальным жанрам, расширение жанрового диапазона вокальной музыки (сатирический портрет, комедийная сценка, драматический монолог и др.). “Старый капрал” — тщательный разбор произведения, выявление его особенностей при работе с нотным текстом хрестоматии. Краткая характеристика и прослушивание еще 1-3 разнохарактерных романсов. 5. Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. Литература, живопись и музыка того времени. Изменения в отношении русского общества к музыкальному искусству, его социальной роли, проблемам профессиональной музыки, музыкально образования. Расцвет русской музыкальной классики во второй половине XIX века, ее великие представители. Яркое созвездие талантливых музыкантов: композиторов, исполнителей. Новые пути композиторской школы России. Общественно-политическая жизнь в 60-е годы. Расцвет литературы и искусства. Роль русской музыки в мировой художественной культуре. Изменения в музыкальной жизни столиц. Образование РМО, открытие консерваторий, Бесплатная музыкальная школа. Серов и Стасов, А. и Н. Рубинштейны, Балакирев и «Могучая кучка». М.А.Балакирев «Исламей» М. А. Балакирев Увертюра на три русские народные темы (фрагмент) М.П. Мусоргский Сюита «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Баба – Яга» 6. Александр Порфирьевич Бородин. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Ренессансная личность, крупная целостная натура. Многогранность творческой деятельности Бородина. Широкий круг интересов юного Бородина, увлечение естественными науками и искусством. Учеба в Медико-хирургической академии. Музыкальное развитие Бородина. Научная командировка в Германию. Оптимизм в отношениях к людям. К миру. Тяга к эпической теме в музыкальном творчестве. Сближение с балакиревским кружком. Первая симфония, ее успех у слушателей. Другие сочинения. Совмещение композиторской работы с разносторонней научно- педагогической деятельностью. Создание Второй симфонии и работа над оперой «Князь Игорь». Встречи с Листом в Веймаре. Широкое признание музыки Бородина. Продолжение традиций Глинки в вокальном творчестве. Сочинения последнего десятилетия. Обзор творческого наследия. Жанровое разнообразие произведений Бородина. Опера «Князь Игорь» — центральное произведение композитора. Значение, содержание, либретто, история создания и постановки. Могучие хоры, старинные жанры – плачи, скоморошьи наигрыши, элементы знаменитого распева. Восточная тема в творчестве «Могучей кучки» и Бородина. Опера «Князь Игорь». Сюжет, патриотическая идея. Ознакомление с композицией оперы. Русь и Восток в музыке оперы. Развитие традиций эпического музыкального театра Глинки. Разбор и прослушивание сцен и номеров оперы, предусмотренных календарнотематическим планом. Романсы. Опера «Князь Игорь». Симфония №2 «Богатырская».Глубокий интерес Бородина к историческому русскому эпосу на примере симфонии №2 (1876). Внутреннее родство образов «Богатырской» симфонии и оперы «Князь Игорь». Очищающая и возвышенная любовь к Отечеству – основа содержания симфонии №2. 7.Модест Петрович Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Социальная направленность и новаторство творчества Мусоргского. Гениальный последователь и приверженец творчества Даргомыжского. Поиск правды в жизни и творчестве. Обращение к крестьянскому фольклору, глубокое знание и понимание народной музыки. Демократические жизненные и творческие позиции Мусоргского и «шестидесятников». Трагизм личной судьбы. Детство в имении отца. Окружение юного Мусоргского. Успех в игре на фортепиано. Обучение по семейной традиции военному делу в Петербурге. Служба в полку. Знакомство с Даргомыжским и Балакиревым, сближение с демократической молодежью; новые увлечения. Выход в отставку для серьезных занятий композицией. Театральные, вокальные и инструментальные произведения 60-х годов. Эпоха «Бориса Годунова» (1868-1874); судьба оперы. Общение с Римским-Корсаковым и Стасовым. Жизненная неустроенность, нужда, болезнь, отход от друзей. Отражение тяжелых переживаний в вокальных циклах и опере «Хованщина». Артистический успех концертной поездки с певицей Д.Леоновой. Преждевременная смерть, прервавшая работу над завершением опер «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов». Опера «Борис Годунов». История создания и редакции оперы. Первоисточники, либретто, редакции, перипетии постановки. Мусоргский и Пушкин. Сквозная драматургия оперы – трагедии. Конфликт народа с царской властью. Сопоставление образа Бориса с характеристикой народных сцен. Композиция и персонажи оперы. Идейное содержание оперы, сквозное развитие действия, вокально-декламационное начало вокальных партий ряда персонажей — характерные черты новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы. Их раскрытие по ходу разбора и прослушивания сцен и фрагментов согласно календарно-тематическому плану. Новаторский тип хоровых сцен и речитативов. Общая характеристика, разбор ряда пьес и их прослушивание при знакомстве с циклом «Картинки с выставки». «Картинки с выставки» — лучшее инструментальное произведение композитора. Драматургический дар Мусоргского. Музыкальный театр камерно-вокальной миниатюры Мусоргского. Новые жанры. Традиции Даргомыжского в речевой интонации. Обращение к нотному тексту. 8. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Масштаб личности. Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова. Широта творческих интересов: композитор, дирижер, фольклорист, редактор, ученый, педагог, общественный деятель. Сказка, история и повседневный быт народа в операх Римского-Корсакова — ведущем жанре творчества. Детство в Тихвине. Семья Римских-Корсаковых. Талант и тяга к музыке юного РимскогоКорсакова. Учеба в Морском корпусе в Петербурге. Развитие музыкальных интересов, уроки у Канилле. Знакомство с Балакиревым, сочинение симфонии, прерванное заграничным учебным плаванием. Успех симфонии у слушателей, создание ряда других сочинений для оркестра. Увлечение народной песней. Первая опера «Псковитянка». Педагогическая работа в консерватории. Совершенствование композиторского мастерства. «Майская ночь» и «Снегурочка», «Шехеразада» и «Испанское каприччио». Беляевскийкружок; выступления в роли дирижера. Завершение и редактирование сочинений Мусоргского и Бородина. Новый расцвет оперного творчества с середины 90-х годов. Римский-Корсаков и революция 1905 года. «Золотой петушок» — опера-сатира. Ученики и последователи Римского-Корсакова. Всемирное признание композитора. Обзор творческого наследия. Продолжение традиций Глинки. Поэтический музыкальный мир. Колористичность письма. Ведущее меСимфоническая сюита «Шехеразада».Особенности симфонизма Римского – Корсакова. «Шехеразада». Мировое признание программной сюиты (1888). Одно из лучших сочинений русского автора о Востоке. Лейтмотивная система сюиты. Общие сведения о симфоническом оркестре; оркестровые группы и их инструментальный состав. Понятие о партитуре. Программный замысел сюиты. Разбор основных тем каждой части; средства создания восточного колорита. Раздельное прослушивание каждой части с выделением – узнаванием солирующих инструментов. Опера «Снегурочка». Оперное наследие Римского – Корсакова. Многообразие оперных жанров. Поэзия сказочной музыки оперы и музыка поэтической «Весенней сказки» Островского. «Снегурочка». Рассмотрение оперы с элементами музыкально-литературной композиции. Значение, история создания и постановки, первоисточник, либретто. Чередование чтения текста А.Островского с разбором и прослушиванием музыки. Пантеизм и обрядность берендеева царства. Сказочное и реальное в опере. Природа и люди. Широкое обращение к народно-песенным мелодиям. Основные лейттемы. Музыкальная характеристика Снегурочки.. Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане». Романсы. 9. Пётр Ильич Чайковский. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Притягательность и обаяние, своеобразие и неповторимость личности русского гения второй половины XIX в. Близость мироощущения Чайковского и его великих современников — Толстого, Чехова, Достоевского, Левитана, Фета. Преломление национальных традиций и национального стиля русской музыки и западноевропейских веяний в творчестве Чайковского, Чайковский - музыкант-психолог. Чайковский и Моцарт. Многогранность личности и творческой деятельности Чайковского. Богатство тематики и жанров созданных им сочинений. Развитие и обогащение традиций Глинки и Даргомыжского. Родительский дом в Воткинске. Семья Чайковского. Петербургские годы жизни. Училище правоведения и консерватория. Учителя Чайковского. Московский период жизни и творчества — педагогическая, музыкально-критическая и композиторская деятельность. Первый расцвет творчества. Отъезд из Москвы. Жизнь в Европе и в России в последующие годы. Напряженная творческая деятельность. Общение с видными музыкантами Европы. Рост популярности музыки Чайковского. Выступления в качестве дирижера. Высший расцвет творчества композитора. Дом в Клину. Музыка Чайковского в наши дни. Международный конкурс его имени.Обзор творческого наследия Чайковского. Оперы и симфонии как ведущие жанры творчества. Другие произведения для оркестра, сочинения с участием хора. Камерные инструментальные и вокальные сочинения. Духовная музыка. Литературное наследие композитора. Наглядные схемы основных периодов жизни и творческого наследия композитора. Опера «Евгений Онегин», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ Содержание обеспечивает программы учебного художественно-эстетическое предмета и «Музыкальная нравственное литература» воспитание личности учащегося, гармоничное развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков. Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора. Результатами обучения также являются: - первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; - знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; - умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; - умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; - навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Цель аттестационных (контрольных) мероприятий - определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Виды контроля: текущий, промежуточный. Текущий контроль - осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий. На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки. Формы текущего контроля: - устный опрос (фронтальный и индивидуальный), - выставление поурочного балла, суммирующего работу ученика на конкретном уроке (выполнение домашнего задания, знание музыкальных примеров, активность при изучении нового материала, качественное усвоение пройденного), - письменное задание, тест. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет. Целесообразно проводить контрольные уроки в конце каждой учебной четверти. На основании текущего контроля и контрольного урока выводятся четвертные оценки. На контрольном уроке могут быть использованы как устные, так и письменные формы опроса (тест или ответы на вопросы - определение на слух тематических отрывков из пройденных произведений, указание формы того или иного музыкального сочинения, описание состава исполнителей в том или ином произведении, хронологические сведения и т.д.). Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения. Критерии оценки 5 («отлично») - содержательный и грамотный (с позиции русского языка) ответ с верным изложением фактов. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств). 4 («хорошо») - ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ. 3 («удовлетворительно») - ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося. 2 («неудовлетворительно») - большая часть ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Занятия по предмету «Музыкальная литература проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия). Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний. На каждом уроке «Музыкальной литературы» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях. Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей. Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков балетов и опер, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями педагога. На уроках зачастую невозможно прослушать или просмотреть произведение целиком, подобная ситуация предусмотрена учебным планом. Однако в старших классах целесообразно в пределах самостоятельной работы предлагать обучающимся ознакомиться с сочинением в целом, используя возможности Интернета. Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую структуру: повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания. Повторение и проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать внимание учеников, активизировать работу группы и установить связь между темами уроков. Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе, рекомендуется пользоваться формой фронтального устного опроса. Возможно проведение небольшой тестовой работы в письменном виде. Реже используется форма индивидуального опроса. Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными методами обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения. Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов преподавателя и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное значение имеют разнообразные словесные методы (объяснение, поисковая и закрепляющая беседа, рассказ). Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта управления беседой. Конечно, на уроках музыкальной литературы нельзя обойтись без такого универсального метода обучения, как объяснение. Объяснение необходимо при разговоре о различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции, нередко нуждаются в употребления объяснении слова, названия различные музыкальных словосочетания, произведений, вышедшие фразеологические из обороты. Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой словесный метод, как рассказ, который требует от преподавателя владения не только информацией, но и ораторским и актерским мастерством. В построении рассказа могут использоваться прямая речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе. В форме рассказа может быть представлена биография композитора, изложение оперного сюжета, история создания и исполнения некоторых произведений. Наглядные методы. Помимо традиционной для многих учебных предметов изобразительной и графической наглядности, на музыкальной литературе используется такой специфический метод, как наблюдение за звучащей музыкой по нотам. Использование репродукций, фотоматериалов, видеозаписей уместно на биографических уроках, при изучении театральных произведений, при знакомстве с различными музыкальными инструментами и оркестровыми составами, и даже для лучшего понимания некоторых жанров - концерт, квартет, фортепианное трио. Использование различных схем, таблиц помогает структурировать материал биографии композитора, осознать последовательность событий в сюжете оперы, представить структуру сонатносимфонического цикла, строение различных музыкальных форм. Подобного рода схемы могут быть заранее подготовлены педагогом или составлены на уроке в совместной работе с учениками. Пример таблицы по биографии П.И.Чайковского Годы жизни 1840-1850 1850-1865 1866-1877 1877-1885 1885-1893 Москва Европа, Подмосковье, Россия Клин Место пребывания Воткинск Петербург Периоды в биографии Детство Обучение в Работа в Композиторская и дирижерская училище консерватории. деятельность, правоведения и Педагогическая, поездки консерватории композиторская, Европы и Америки по концертные России, городам музыкальнокритическая деятельность На усмотрение преподавателя такая таблица может быть дополнена перечнем самых значительных произведений композитора. Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров перед прослушиванием музыки также тесно соприкасается с практическими методами обучения. К ним можно также отнести прослушивание музыкальных произведений без нотного текста и работу с текстом учебника. Формирование умения слушать музыкальное произведение с одновременным наблюдением по нотам должно происходить в ходе систематических упражнений. Степень трудности должна быть посильной для учеников и не отвлекать их от музыки. Наиболее простой текст для наблюдения по нотам представляет фортепианная музыка, сложнее ориентироваться в переложении симфонической музыки для фортепиано. Известную трудность представляют вокальные произведения, оперы, где необходимо следить за записью нот на нескольких нотоносцах и за текстом. Знакомство с партитурой предполагается в старших классах и должно носить выборочный характер. Перед началом прослушивания любого произведения преподавателю следует объяснить, на что следует обратить внимание, а во время прослушивания помогать ученикам следить по нотам. Такая систематическая работа со временем помогает выработать стойкие ассоциативные связи между звуковыми образами и соответствующей нотной записью. Прослушивание музыки без нотного текста, с одной стороны, представляется самым естественным, с другой стороны имеет свои сложности. Обучая детей слушать музыку, трудно наглядно продемонстрировать, как это надо делать, и проверить, насколько это получается у учеников. Преподаватель может лишь косвенно проследить, насколько внимательны ученики. Необходимо помнить о том, что слуховое внимание достаточно хрупко. Устойчивость внимания обеспечивается длительностью слуховой сосредоточенности. Именно поэтому объем звучащего музыкального произведения должен увеличиваться постепенно. Педагогу необходимо уметь организовывать внимание учащихся, используя определенные приемы для сосредоточения внимания и для его поддержания (рассказ об истории создания произведения, разъяснение содержания произведения, привлечение изобразительной наглядности, создание определенного эмоционального состояния, постановка слуховых поисковых задач, переключение слухового внимания). Работа с учебником является одним из общих учебных видов работы. На музыкальной литературе целесообразно использовать учебник в классной работе для того, чтобы ученики рассмотрели иллюстрацию, разобрали нотный пример, сверили написание сложных имен и фамилий, названий произведений, терминов, нашли в тексте определенную информацию (даты, перечисление жанров, количество произведений). Возможно выполнение небольшого самостоятельного задания в классе по учебнику (например, чтение фрагмента биографии, содержания сценического произведения). Учебник должен максимально использоваться учениками для самостоятельной домашней работы. Завершая урок, целесообразно сделать небольшое повторение, акцентировав внимание учеников на новых знаниях, полученных во время занятия. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Домашнее задание, которое ученики получают в конце урока, должно логично вытекать из пройденного в классе. Ученикам следует не просто указать, какие страницы в учебнике они должны прочитать, необходимо подчеркнуть, что они должны сделать на следующем уроке (рассказывать, отвечать на вопросы, объяснять значение терминов, узнавать музыкальные примеры и т.д.) и объяснить, что для этого нужно сделать дома. Самостоятельная (внеаудиторная) работа составляет 1 час в неделю. Для достижения лучших результатов рекомендуется делить это время на две части на протяжении недели от урока до урока. Регулярная самостоятельная работа включает в себя, в том числе, повторение пройденного материала (соответствующие разделы в учебниках), поиск информации и закрепление сведений, связанных с изучаемыми темами, повторение музыкальных тем. VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические условия реализации предмета «Музыкальная литература» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных федеральными государственными требованиями. Минимально необходимый для реализации программы учебного предмета «Музыкальная литература» перечень аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает: учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий с фортепиано; учебные столы; звукотехническое оборудование (проигрыватель компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), персональный компьютер); библиотеку, наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий. Учебные аудитории оформлены наглядными пособиями. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. VII. СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвёртый год обучения. М.: Музыка, 2004 2.Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века : Р. Щедрин, Э.Денисов, А.Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004 3.Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003 4.Алпарова Н.Н.,НиколаевВ.А.,СусидкоИ.П.,Музыкально-игровой дошкольников и младших школьников: На материал для лугу:Учеб.-метод.пособие – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999-128с.-(Б-ка муз.рук.и педагога музыки). 5.Белоусова С.С. Романтизм. Ф.Шуберт. Р.Шуман. Ф.Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ М.: Росмэн-пресс, 2003 6. Белоусова С.С. Русская музыка второй половины XIX века. А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.:Росмэн-пресс,2003 7. Брянцева В.Н. «Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для детских музыкальных школ (второй год обучения)», М. «Музыка», 2002 8. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004 9.Владимиров А., Лагутин А. Музыкальная литература: Для IV кл. ДМШ: Учебник. – 11-е изд., перераб. – М., Музыка, 1992 10. Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века: П.Чайковский, А.Скрябин, С.Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004 12.Ефремова Л. Учиться интересно! Для преподавателей музыкальных и общеобразовательных центров эстетического воспитания, хоровых студий/ Издательство «Композитор - Санкт-Петербург» 13. Ильичева А.В., Иосиф Б.Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести», Новая венская школа. Б.Барток. П.Хиндемит. Книга для чтения. 14.Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004 15. Калинина Г.Ф. Рабочие тетради (тесты) по музыкальной литературе 1-4 годы обучения. М.:2007 16. КаплуноваИ.М.,Новоскольцева И.А., Этот удивительный ритм. (развитие чувства ритма у детей) Издательство«Композитор- Санкт-Петербург» 2005 17. Кирнарская Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.: Росмэн,2002 18. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка,2004 19.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П., Наглядные средства в музыкальном воспитании школьников.-М,: Просвещение, 1986.-144с.,л.ил.:ил.,нот. 20. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век», 1997 21. Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004 22. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего школьного возраста / Льговская Н.И. – М.: Айрис-пресс, 2007. 23.Надолинская Т.В., Лушкина А.В., Любомищенко Н.А. Музыка: Учебник для 1 класса начальной школы. – Таганрог: АЙКЭН, 1998. – 176 с.: илл 24.Надолинская Т.В., Лушкина А.В., Любомищенко Н.А. Музыка: Учебник для 2 класса начальной школы. – Таганрог: АЙКЭН, 1998. – 176 с.: илл 25.Надолинская Т.В., Лушкина А.В., Любомищенко Н.А. Музыка: Учебник для 3 класса начальной школы. – Таганрог: АЙКЭН, 1998. – 176 с.: илл 26.Науменко Т.И. Музыка 1 кл,:Учеб.дляобщеобразоват.учреждений/Т.И.Науменко., В.В.Алеев. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. – 160с.: ил., нот. 27.Науменко Т.И. Музыка 2 кл,:Учеб.дляобщеобразоват.учреждений/Т.И.Науменко., В.В.Алеев. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. – 160с.: ил., нот. 28.Науменко Т.И. Музыка 3 кл,:Учеб.дляобщеобразоват.учреждений/Т.И.Науменко., В.В.Алеев. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. – 160с.: ил., нот. 29.Науменко Т.И. Музыка, 4 кл: Учеб.дляобщеобразоват.учреждений/Т.И.Науменко., В.В.Алеев. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. – 160с.: ил., нот. 30.Науменко Т.И. Музыка, 5 кл: Учеб.дляобщеобразоват.учреждений/Т.И.Науменко., В.В.Алеев. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2004. – 160с.: ил., нот. 31. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2006 32. Островская Я., Фролова Л., Цесс Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1 года обучения ; учебное пособие для ДМШ «Композитор. Санкт-Петербург» 2008 33. Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах» учебное пособие для детей музыкальной школы 1 года обучения «Композитор. Санкт-Петербург» 2008 34. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2005 35. Прохорова И., Г. Скудина Г.С. Советская музыкальная литература VII класс. М., Музыка, 1982 36. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004 37. Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009 38.Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. ,Шумова Т.М., Кабачек О.Л. «Синтез» Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5 год жизни) Москва 2009. Центр «Гармония» 2000г. 39.Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. ,Шумова Т.М., Кабачек О.Л. «Синтез» Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6 год жизни) Москва 2009. Центр «Гармония» 2000г. 40.Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. ,Шумова Т.М., Кабачек О.Л. «Синтез» Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (7 год жизни) Москва 2009. Центр «Гармония» 2000г. 41.Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. ,Шумова Т.М., Кабачек О.Л. Хрестоматия к программе «Синтез» (5год жизни) Москва 2009. Центр «Гармония» 2000г. 42. Царёва Н.А. «Уроки госпожи мелодии» «Престо» М.,2007 43. Шорникова М. Музыкальная литература: первый год обучения. Ростов н/Д: Феникс, 2008 44. Шорникова М. Музыкальная литература: второй год обучения. Ростов н/Д: Феникс, 2006 45. Шорникова М. Музыкальная литература: третий год обучения. Ростов н/Д: Феникс, 2007 46. Шорникова М. Музыкальная литература: четвертый год обучения. Ростов н/Д: Феникс, 2006