Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный Цивильского муниципального округа Чувашской Республики Принято на Педагогическом совете МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» Утверждено Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» ____________ Л.В. Федорова Протокол №12 от 31.08.2023 Приказ №12/ОД от 31.08.2023 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа по учебному предмету ПО.01.УП.05. ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ (5-летний срок обучения) 2023 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка 1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; 1.2. Срок реализации учебного предмета; 1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; 1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий; 1.5. Цель и задачи учебного предмета; 1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета; 1.7. Методы обучения; 1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Учебно-тематический план III. Содержание учебного предмета 3.1. Сведения о затратах учебного времени; 3.2. Годовые требования по классам; IV. Требования к уровню подготовки обучающихся V. Формы и методы контроля, система оценок 5.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание; 5.2. Критерии оценки; VI. Методическое обеспечение учебного процесса 6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам; 6.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Подготовка концертных номеров» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Хореографическое творчество». Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального творчества, знакомит с сущностью, выразительностью и содержательностью исполнительского искусства, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения. Учебный предмет "Подготовка концертных номеров" неразрывно связан со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Хореографическое творчество". На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического танца, народно-сценического танца и других. При технические изучении средства, предмета просмотр необходимо активно видеоматериала, использовать кинофильмов, современные прослушивание музыкального материи и т.д., которые могут служить примером в изучении предмета «Подготовка концертных номеров». Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров хореографического искусства, а также знакомить с лучшими спектаклями, концертными программами и отдельными номерами хореографических коллективов. Для более углубленного изучения курса «Подготовка концертных номеров» необходимо посещение концертов профессиональных и любительских коллективов, выставок, музеев с последующим их обсуждением и анализом. 2. Срок реализации учебного предмета Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 10 до 12 лет, составляет 5 лет. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Подготовка концертных номеров». Таблица 1 Срок обучения -5 лет Вид учебной работы, учебной нагрузки Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения, в часах) Классы 1-5 462 Общее количество часов на аудиторные занятия 462 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2-х человек), рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут. Форма обучения очная и дистанционная с применением дистанционных образовательных программ. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности. 5. Цель и задачи учебного предмета «Подготовка концертных номеров» Цель: развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: • развитие танцев а льности, чувства позы, умение правильно распределять сценическую площадку; • развитие музыкальности, координации движений; • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно- танцевальных способностей, артистизма; • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений; • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле; • умение преодолевать технические трудности при исполнении сложных комбинаций; • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. 6. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение УП; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический); - репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний); - эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения); - метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка); - метод активного обучения (самоанализ ребенка); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Подготовка концертных номеров» Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Балетные учебные залы для занятий по учебному предмету "Подготовка концертных номеров" должны быть оборудованы балетными станками, зеркалами размером 7м х 2м. Необходимо наличие музыкального инструмента и/или аудио аппаратуры. Необходимо наличие концертного зала и фонотеки. II. Учебно-тематический план Таблица 2 1 год обучения № Содержание темы Аудиторные занятия Раздел 1. Танцы 1 Танец гномов (произвольная композиция). Музыка Э.Грига. «В пещере горного короля». 2 «Танец цветов и бабочек» (произвольная композиция). Музыка Ф.Шуберта 3 «Школьная полька» 4 Танец снежинок (произвольная композиция). Музыка Л.Делиба 5 Танец «Радуга желаний» 6 Танец Перемена» 7 Зачет ИТОГО: 10 15 10 10 10 10 1 66 2 год обучения № Содержание темы Аудиторные занятия Раздел 1. Танцы 1 33 3 Танцевальные движения, включающие в себя элементы современного танца, а также классического балета и других направлений хореографии «Чувашский танец» «Русская плясовая» 4 Танец «Россия» 20 5 Зачет ИТОГО: 1 99 2 13 32 3 год обучения № Содержание темы Аудиторные занятия Раздел 1. Танцы 1 Танцевальные движения, включающие в себя элементы 33 современного танца, а также классического балета и других 2 3 4 5 направлений хореографии «Русская плясовая» «Татарский танец» «Молдавский танец» Зачет 22 23 20 1 99 ИТОГО: 4 год обучения № Содержание темы Аудиторные занятия Раздел 1. Танцы 1 2 «Вальс цветов» из балета П.Чайковского «Спящая красавица», 33 хореография Петипа 22 «Русская плясовая» 3 Белорусский танец «Веселуха» 23 4 Украинский танец «Коломийка» 20 5 Зачет 1 99 ИТОГО: 5 год обучения № Содержание темы Аудиторные занятия Раздел 1. Танцы 1 2 20 24 3 4 Этюд из классических движений Танцы, построенные на танцевальных (плясовых) традициях чувашского народа Башкирский танец Венгерский народный танец 5 Польский танец «Мазурка» 20 6 Зачет 1 99 ИТОГО: 23 10 III.Содержание учебного предмета 1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Подготовка концертных номеров» Таблица 2 Распределение по годам обучеКласс 1 2 3 4 5 Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 33 33 Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 2 3 3 3 3 99 99 99 99 8 8 8 Общее количество часов на аудиторные занятия (по го- 66 дам) Общее количество часов на аудиторные занятия 462 Объем времени на консультации Общий объем времени на консультации 6 8 38 Консультации. Реализация программы по подготовке концертных номеров обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки к академическим концертам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. 2. Требования по годам обучения Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику Количество музыкальных хореографических постановок, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Срок обучения - 5 лет 1 класс Приобретение навыка: танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять сценическую площадку. Умение исполнять движения польки: подскоки, галоп. Перечень хореографических номеров (по выбору) 1.Танец гномов (произвольная композиция). Музыка Э.Грига. «В пещере горного короля». 2. «Танец цветов и бабочек» (произвольная композиция). Музыка Ф.Шуберта 3.«Школьная полька» 4.Танец снежинок (произвольная композиция). Музыка Л.Делиба 5.Танец «Радуга желаний» В первом классе в конце года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта. 2 класс Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться, необходимому в дальнейшем в хореографических постановках. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому. Отработка исполнения небольших вариаций из танцев народов мира и элементы чувашского танца. Классический танец: Танцевальные движения, включающие в себя элементы современного танца, а также классического балета и других направлений хореографии. Народный танец: 1. «Русская плясовая» 2. «Чувашский танец» Во втором классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта. 3 класс Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Изучение танцев и объяснение смысла изучаемых номеров. Знание и понимание образного содержания исполняемой композиции. Классический танец: Танцевальные движения, включающие в себя элементы современного танца, а также классического балета и других направлений хореографии. Народный танец: 1.«Русская плясовая» 2. «Татарский танец» 3. « Молдавский танец» В третьем классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта. 4 класс Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ в пластике движения. Формирование умений и навыков выполнения сложных трюковых и силовых элементов народного и классического танцев, понимание необходимости совершенствования танцевального мастерства. Перечень хореографических номеров Классический танец: 1. «Вальс цветов» из балета П.Чайковского «Спящая красавица», хореография Петипа Народный танец: 1. «Русская плясовая» 2. Белорусский танец «Веселуха» 3. Украинский танец «Коломийка» В четвертом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце учебного года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта. 5 класс Умение выполнять движения классического и народного танца, усложняя танцевальные комбинации, используя весь изученный арсенал хореографической лексики; исполнять различные движения в соответствии с характером танца; раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке. Перечень хореографических номеров Классический танец: 1. Этюд из классических движений Народный танец: 1. Танцы, построенные на танцевальных (плясовых) традициях чувашского народа 2. Башкирский танец 3. Венгерский народный танец 4. Польский танец «Мазурка» В пятом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта. IV.Требования к уровню подготовки обучающихся Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы учебного предмета «Подготовка концертных номеров», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как: • умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя; • умение работы в танцевальном коллективе; • умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения; • умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции, • навыки участия в репетиционной работе. V. Формы и методы контроля, система оценок 1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации программы «Подготовка концертных номеров» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических и тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотра концертных номеров, концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. 2.Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на просмотре, концерте, конкурсе выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 5 Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая 2 («неудовлетворительно») техническая подготовка, малохудожественное исполнение, отсутствие свободы в хореографических постановках и т.д. «зачет» (без отметки) комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: • оценка годовой работы ученика; • оценка на академическом концерте или конкурсе; • другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. VI. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам Программа по предмету «Подготовка концертных номеров» предлагает примерный репертуар хореографических постановок. Каждое образовательное учреждение имеет танцевальные номера, составляющие основу репертуара данного учреждения. Отбор танцев из общего репертуара должен проводиться в соответствии с учебной программой образовательного учреждения. Занятия на каждом году обучения строятся по следующей схеме: вводное слово преподавателя; слушание музыки и ее анализ; разучивание элементов танца, поз, переходов и рисунка танца. Вводное слово преподавателя. Перед разучиванием нового танца преподаватель сообщает о нем некоторые сведения: история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах данного народа, при разучивании фрагмента из балета дается информация о времени его создания, о стиле исполнения, характерном для той эпохи. Слушание музыки и ее анализ. Преподаватель предлагает прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный размер и т.д. Следующий этап - разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют их самостоятельно. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Затем движения постепенно усложняются, приближаясь к законченной форме. Когда основные движения, позы, рисунок изучены, необходимо приступать к соединению их в танцевальные комбинации. Любой танец - классический, народный - эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные взаимоотношения между исполнителями. Работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки и происходит постепенно и неотрывно по отработке движений. При организации образовательного процесса используются методы: наблюдение, убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых двигательных навыков является восприятие музыки. Подбор музыкального материала для ведения занятий играет большую роль. Словесное объяснение преподавателя используется на занятиях и включает в себя основные рабочие и профессиональные термины, точные определения. Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации. Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение. Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намека на унижение личности ребенка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося. VII.Список рекомендуемой методической литературы 1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург, 2006 2. Громова Е.Н. «Детские танцы из классических балетов с нотным приложением». «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». Санкт-Петербург, 2018 3. Климов А.А. «Основы русского народного танца». Москва: «Искусство»,2017 4. Т.В. Прутова, А.Н. Беликова, Учите детей танцевать, Москва 2008 5. Ткаченко Т.С. «Народные танцы». Москва: «Искусство», 2016 6. Устинова Т. А. «Избранные русские народные танцы». Москва: «Искусство», 2017