ПО.01. УП.03. Классический танец

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская
школа искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный
Цивильского муниципального округа Чувашской Республики

Принято
на Педагогическом совете

МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»

Утверждено
Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»
____________ Л.В. Федорова

Протокол №12 от 31.08.2023

Приказ №12/ОД

от 31.08.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
(5-летний срок обучения)

2023

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цель и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
III.

Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета
3.1. Сведения о затратах учебного времени
3.2. Годовые требования по классам

IV.Требования к уровню подготовки обучающихся
V.Формы и методы контроля, система оценок
5.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
5.2. Критерии оценки
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
VII. Списки рекомендуемой методической литературы
Список рекомендуемой методической литературы

2

I.

Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с
учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к
хореографическому

искусству,

на

эстетическое

воспитание

обучающихся,

на

приобретение основ исполнения классического танца.
Содержание

учебного

предмета

«Классический

танец»

тесно

связано

с

содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных
номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для
всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных
учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником
высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и
отечественной хореографической культуры.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения,
сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного
заведения с профессиональной ориентацией.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального
вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления,
фантазии, раскрытию индивидуальности.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»
Срок реализации данной программы составляет 5 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета «Классический танец».
Таблица 1
Классы/количество часов
Максимальная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторную нагрузку
Общее количество часов на аудиторные
занятия
Классы
Недельная аудиторная нагрузка
Консультации

1 -5 классы
Количество часов на 5 лет
924
924
924
1
4

2
6

3
6
40

4
6

5
6

3

1.3. Срок реализации образовательной программы «Хореографическое творчество»
5 лет
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический
танец» - от 3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. Форма
обучения очная и дистанционная с применением дистанционных образовательных
программ.
1.4. Цель и задачи учебного предмета
Цель:

развитие

танцевально-исполнительских

и

художественно-эстетических

способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений,
навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров
и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области
хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и
высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
Задачи:
•

развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству;

•

овладение учащимися основными исполнительскими навыками классического
танца, позволяющими грамотно исполнять музыкальные композиции, как соло, так
и в ансамбле;

•

развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;

•

освоение

учащимися

музыкальной

грамоты,

необходимой

для

владения

классическим танцем в пределах программы;
•

стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности в ансамбле;

•

развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-танцевальных
способностей, артистизма;

•

приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;

•

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства.

4

1.5. .Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы
являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
1.6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
•

словесный (объяснение, разбор, анализ);

•

наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего
движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц,
танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня
развития обучающегося);

•

практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей
организации целого);

•

аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

•

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

создание

художественных

впечатлений);
•

индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей,
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными
при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.

5

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая

база

образовательного

учреждения

должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец»
перечень

учебных

аудиторий,

специализированных

кабинетов

и

материально-

технического обеспечения включает в себя:
•

балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие
пригодное

для

танца

напольное

покрытие

(деревянный

пол

или

специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки
(палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м
х 2м на одной стене;
•

наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;

•

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

•

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

•

костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных
занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

•

раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания,

своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания,
обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
II.

Учебно-тематический план

Срок обучения 5 лет
1 год обучения
Таблица 2
№

Содержание темы

Аудиторные
занятия

Раздел 1. Экзерсис у станка
1

Позиции ног: I, II, V.

3

2

Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras
(I, II, III позиции рук).
Demi plie no I, II, V позициям.
Grand plie no I, II позиции.
Battements tendus из I позиции:
-battements tendus pour le pled в сторону;
-battements tendus из V позиции.

6

3
4
5

4
4
4

6

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Passe par terre:
-с demi plie по I позиции
-с окончанием в demi plie.
Battement tendu jete из I позиции во всех направлениях:
-battements tendus jete с pique;
-battements tendus jete из V позиции.
Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans.
Положение ноги sur le cou de pied:
-«условное» спереди, сзади;
-«обхватное».
Battements frappe лицом к станку, носком в пол, в сторону во всех
направлениях.
Battements frappe боком к станку, носком в пол во всех
направлениях.

4

Battements fondu носком в пол во всех направлениях, лицом к станку;

4

-боком к станку, носком в пол.
Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.

Battements releve lent на 90 . во всех направлениях лицом к станку;
-боком к станку.
Понятие retire.
Grand battements jete из I позиции во всех лицом к станку;
-боком к станку.
Releve no I, II, V позициям:
-с вытянутых ног;
-с demi plie.
Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:
-в сторону, вперед, назад.

4
4
4
4
4

4
4
4
4
4
4

Раздел 2. Экзерсис на середине зала
1

Форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans).

4

2

4

6

Demi plie no I, II, V позициям;
-grand plie по I, II позициям.
Battements tendu из I позиции во всех направлениях;
-с demi plie.
Battements tendu jete во всех направлениях из I позиции:
-с pique.
Demi rond de j ambe par terre;
-rond de jambe par terre (полный круг).
Battements releve lent во всех направлениях на 90.

7

Grand battements jete из I позиции в первоначальной раскладке

4

8

4

9

Releve no I, II,V позициям:
-с вытянутых ног;
- с demi plie.
Понятие epauiement (croisee, efface, ecarte) позы.

10

Раз balance.

4

3
4
5

4
4
4
4

4

Раздел 2. Allegro
7

6

2

Temps leve saute no I, II позициям;
-V позиции.
Petit changement de pled.

3

Раз echappe в первой раскладке.

4

4

Шаг польки.

4

Экзамен

1

ИТОГО:

132

1

4

2 год обучения
Таблица 3
№

Содержание темы

Аудиторные
занятия

Раздел 1. Экзерсис у станка
1
Постановка корпуса по IV позиции
2
Battements tendus:
-double battements tendus;
-в позах (croisee, efface, ecarte)
3
Battements tendus jete:
-balancoire;
-в позах (croisee, efface, ecarte)
4
Rond de jambe par terre на demi plie
5
Battements fondu с plie releve во всех направлениях.
6
Battements soutenu в первоначальной раскладке во всех
направлениях носком в пол на всей стопе
7
Battements sdouble frappe в сторону, носком в пол на всей стопе
8
Pas coupe:
-на полупальпах
9
Pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте.
10
Battements releve lent на 90 в позах
11
Battements developpe во всех направлениях - лицом к станку;
-боком к станку
12
Grand battements jete в больших позах (croisee, efface, ecarte)
13
II форма port de bras как заключение комбинаций
Раздел 2. Экзерсис на середине зала
1

6
6
12
12
12
6
6
6
6
6
6
6
6
26

3

Battements tendus во всех направлениях в малых позах,
-в сочетании с pour le pied и demi plie
Battements tendus jete во всех направлениях в малых позах в
сочетании с pique
Battements fondu во всех направлениях носком в пол

4

Battements frappe во всех направлениях носком в пол

6

5
6

Battetnents releve lent на 90 во всех направлениях в сочетаниях с 6
passe
Battetnents developpe в сторону
6

7

Grand battements jete во всех направлениях

2

6
6

6
8

8

II форма port de bras

6

Раздел 2. Allegro
1

Pas echappe

15

2

Pas assemble в сторону:
-у станка и на середине
Sissorme simple en face:
-у станка и на середине
Grand changement de pied

6

Экзамен
ИТОГО:

1
198

3
4

6
6

3 год обучения
Таблица 4
№

Содержание темы

Аудиторные
занятия

Раздел 1. Экзерсис у станка
1
Demi plie no IV позиции;
-grand plie no IV позиции.
2
Demi rond de jambe на 45 en dehors, en dedans,
-на demi plie.
3
Battements fondu с plie - releve с выходом на полупальцы.
4
Battements double frappe с окончанием в demi plie.
5
Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги в положении sur le
cou de Pied.
6
Battements developpe с окончанием в demi plie.
7
Ill форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без
перехода на работающую ногу).
8
Поворот soutenu на 360 .
9
Preparation к pirouette sur le cou de pied из V позиции.
10
Grand battements jete с pointee.
Раздел 2. Экзерсис на середине зала
1
2
3
4
5
6
7

6
6
6
12
12
6
6
6
6
6

Понятие arabesque. (I, II, III, IV):
• изучение I, II, III arabesque.
Battement tendu в позах в сочетании с degagee и фиксацией
arabesque.
Battements tendu jete в позах в сочетании с balancoire, pique с
фиксацией arabesque.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi plie.

26

Battements fondu в сочетании с soutenu u demi plie во всех
направлениях на 45°.
Battements frappe во всех направлениях на 45° в позах.

6

Battement releve lent и battement developpe как основополагающие
элементы adagio.
Temps lie par terre en dehors et en dedans,
-temps lie par terre с перегибом корпуса.

6

6
6
6

6

6

9

8

Grand battements jete с pointee в позах

6

Раздел 2. Allegro
1
2

Temps leve saute по I, II, V позициям с продвижением вперед, в 15
сторону, назад.
Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.
6
Pas echappe en tournant на !4 поворота.

6

Pas assemble вперед, назад.

6

Pas jete en face.

6

Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.

6

Pas glissade в сторону.

6

Экзамен
ИТОГО:

1
198

4 год обучения

Таблица 5
№

Содержание темы

Аудиторные
занятия

Раздел 1. Экзерсис у станка
1
Demi plie и grand plie с рукой en dehors, en dedans.

6

2

Battement tendu pour batterrie (как подготовка к заноскам).

6

3

Battement tendu jete в сочетании с pour le pied, pique, balansoire на 6
четверть из-за такта.
Flic-flac.
12

4
5
6
7

Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги носком в пол;
12
- фиксация ноги на 45.
Rond de jambe en 1 air en dehors, en dedans в первоначальной 6
раскладке;
-и в конечной раскладке.
Battement soutenu на 45 во всех направлениях.
6

8

Battement frappe с окончанием в demi plie носком в пол и
поворотом в малые позы.
9
Demi rond на 90 en dehors et en dedans.
10
Battement developpe в сочетании с plie releve.
11
Petit battement с акцентом sur le cou de pied сзади и условное
спереди.
12
Grand battemnet jete с passe par terre через I позицию и с
фиксацией ноги носком в пол.
13
Pas de bourree simple en tournant.
14
Preparation и pirouett en dehors, en dedans из V позиции.
Раздел 2. Экзерсис на середине зала

6

1

26

2

Battement fondu с plie-releve на всей стоне с фиксацией ноги на 45°
-с demi rond на 45 en dehors, en dedans.
Battement double frappe с окончанием в demi plie и фиксацией
ноги носком.

6
6
6
6
6
6

6

10

3

Battement developpe в больших позах в сочетании с arabesgue.

6

4

Preparation к pirouette с IV позиции.

6

5

Tours chaines.

6

Раздел 2. Allegro
1
2

Temps leve saute по I, II, V позициям с продвижением вперед, в 15
сторону, назад.
Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.
6

3

Pas echappe en tournant на !4 поворота.

6

4

Pas assemble вперед, назад.

6

5

Pas jete en face.

6

6

Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.

6

7

Pas glissade в сторону.

6

Экзамен
ИТОГО:

1
198
5 год обучения
Таблица 6

№

Содержание темы

Аудиторные
занятия

Раздел 1. Экзерсис у станка
1
Demi plie и grand plie в сочетании с port de bras (движения рук, 6
перегибы корпуса) и degag ее по II и IV позициям.
2
Flic-flac на 1/2 поворота en dehors et en dedans.
6
3
4

Battement fondu на полупальпах во всех направлениях.
Double battement fondu.

5

6
12

Temps releve (preparation к rond de jambe en 1 air) en dehors et en
dedans.
6
Положение attitude вперед и назад, как составная часть adagio.
7
Grand rond на 90 en dehors,
- en dedans.
Battement frappe и battement double frappe с выходом на полупальцы.
Petit battement sur le cou de pied на полупальцах.
Grand battement jete developpe (мягкий battement).
8
Pas de bourre ballotte.
Раздел 2. Экзерсис на середине зала

12

1

Battement tendu en tournent на 1/4 поворота.

26

2

Battement tendu jete в сочетании с flic-flac.

6

3

Rond de jambe par terre en tournent на 1/4 поворота en dehors et en 6
dedans.
Battement fondu на 45 в сочетании с demi rond en dehors et en
6
dedans на полупальцах.
Battement double frappe с окончанием в demi plie и с подворотом в
6
малые позы на полупальцах.

4
5

6
6
6
6
6
6

11

6

6

7

Battement developpe в сочетании с attitudes, arabesques, с
окончанием в demi - plie и больших позах.
Четвертая форма port de bras.

8

Pirouette из V позиции с окончанием в IV позицию.

6

9

Preparation к glissade en tournent и вращение glissade en
toument по диагонали.
Preparation к tour en dedans.

6

10

6

6

Раздел 2. Allegro
1

15

Temps leve saute no V позиции с продвижением по
диагонали приемом soubreseuant.

2

Sisson ouverte на 45 во всех направлениях.

12

3

Pas de chat.

12

Экзамен
ИТОГО:

1
198
III. Содержание учебного предмета "Классический танец"

3.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся на
аудиторных занятиях:
Срок обучения 5 лет
Таблица 7
Распределение по годам обучения
Классы
Продолжительность учебных занятий (в
неделях)
Количество часов на аудиторные занятия (в
неделю)
Общее максимальное количество часов по
годам (аудиторные занятия)

1

2

3

4

5

33

33

33

33

33

4

6

6

6

6

132

198

198

198

198

Общее максимальное количество часов на весь
период обучения (аудиторные занятия)

924

Консультации (часов в год)
Общий объем времени на консультации

8
40

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению образовательного учреждения.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
12

используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего
объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
3.2. Требования по годам обучения
Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс
движений - у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход
к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития
детей 9-15 лет.
Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии от простого к сложному.
Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;
б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.
Урок для женского класса состоит из 4-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на
середине зала, allegro, экзерсис на пальцах (на пуантах).
Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на
середине зала, allegro.
Годовые требования.
Срок обучения 5 лет
1-й класс (1 год обучения)
Аудиторные занятия 4 часа в неделю
Консультации 8 часов в год
В первый год обучения по предмету «Классический танец» преподаватель
занимается с учащимися над выработкой навыков правильности и чистоты исполнения,
приобретения навыков точной согласованности движений, закрепления развития
активной выворотности, развития и закрепления устойчивости, развития координации
движений, воспитание силы и выносливости, освоения простейших танцевальных
элементов, развития артистичности.
13

Список изучаемых движений:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1. Позиции ног: I, II, V.
2. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (I, II, III
позиции рук).
3. Demi plie no I, II, V позициям.
4. Grand plie no I, II позиции.
5. Battements tendus из I позиции:
•

battements tendus pour le pled в сторону;

•

battements tendus из V позиции.

6. Passe par terre:
•

с demi plie по I позиции

•

с окончанием в demi plie.

7. Battement tendu jete из I позиции во всех направлениях:
•

battements tendus jete с pique;

•

battements tendus jete из V позиции.

8. Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans.
9. Положение ноги sur le cou de pied:
•

«условное» спереди, сзади;

•

«обхватное».

10. Battements frappe лицом к станку, носком в пол, в сторону во всех направлениях.
11. Battements frappe боком к станку, носком в пол во всех направлениях.
12. Battements fondu носком в пол во всех направлениях, лицом к станку;
•

боком к станку, носком в пол.

13. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.
14. Battements releve lent на 90 . во всех направлениях лицом к станку;
•

боком к станку.

15. Понятие retire.
16. Grand battements jete из I позиции во всех лицом к станку;
•

боком к станку.

17. Releve no I, II, V позициям:
•

с вытянутых ног;

•

с demi plie.

18. Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:
•

в сторону, вперед, назад.
14

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. I Форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans).
2. Demi plie no I, II, V позициям;
•

grand plie по I, II позициям.

3. Battements tendu из I позиции во всех направлениях;
•

с demi plie.

4. Battements tendu jete во всех направлениях из I позиции:
•

с pique.

5. Demi rond de j ambe par terre;
•

rond de jambe par terre (полный круг) .

6. Battements releve lent во всех направлениях на 90 .
7. Grand battements jete из I позиции в первоначальной раскладке.
8. Releve no I, II,V позициям:
•

с вытянутых ног;

- с demi plie.
9. Понятие epauiement (croisee, efface, ecarte) позы.
10. Раз balance.
ALLEGRO
1. Temps leve saute no I, II позициям;
•

V позиции.

2. Petit changement de pled.
3. Раз echappe в первой раскладке.
4. Шаг польки.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и
освоенному материалу.
Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
• различать танцевальные жанры, их специфические особенности, анализировать
танцевальную музыку, грамотно исполнять программные движения,
• знать правила выполнения движений, структуру и ритмическую раскладку,
• замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их
исправления,
• координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе,
• уметь танцевать в ансамбле, оценивать выразительность исполнения,
15

• различать выразительные средства в передаче характерного настроения.
2-й класс (второй год обучения)
Аудиторные занятия 6 часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Продолжение работы над приобретенными навыками: выработки правильности и
чистоты исполнения, воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса,
рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца.
Развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций, проверка
точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на
середине зала, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и
увеличения нагрузки в упражнениях, освоение более сложных танцевальных элементов,
совершенствование техники, усложнение координации, развитие артистичности, чувства
позы.
Список изучаемых движений:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1. Постановка корпуса по IV позиции.
2. Battements tendus:
•

double battements tendus;

•

в позах (croisee, efface, ecarte).

3. Battements tendus jete:
•

balancoire;

•

в позах (croisee, efface, ecarte).

4. Rond de jambe par terre на demi plie.
5. Battements fondu с plie releve во всех направлениях.
6. Battements soutenu в первоначальной раскладке во всех направлениях носком в
пол на всей стопе.
7. Battements sdouble frappe в сторону, носком в пол на всей стопе.
8. Pas coupe:
•

на полупальпах.

9. Pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте.
10. Battements releve lent на 90 в позах.
11. Battements developpe во всех направлениях - лицом к станку;
•

боком к станку.

12. Grand battements jete в больших позах (croisee, efface, ecarte).
16

13. III форма port de bras как заключение комбинаций.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. Battements tendus во всех направлениях в малых позах,
•

в сочетании с pour le pied и demi plie.

2. Battements tendus jete во всех направлениях в малых позах в сочетании с pique.
3. Battements fondu во всех направлениях носком в пол.
4. Battements frappe во всех направлениях носком в пол.
5. Battetnents releve lent на 90 во всех направлениях в сочетаниях с passe.
6. Battetnents developpe в сторону.
7. Grand battements jete во всех направлениях.
8. II форма port de bras.
ALLEGRO
1. Pas echappe.
2. Pas assemble в сторону:
•

у станка и на середине.

3. Sissorme simple en face:
•

у станка и на середине.

4. Grand changement de pied.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному
материалу.
Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
•

грамотно, музыкально-выразительно исполнять программные движения (умение
свободно координировать движение рук, ног, головы, корпуса);

•

владеть сценической площадкой;

•

анализировать исполнение движений;

•

знать об исполнительских средствах выразительности танца (выразительности рук,
лица, позы);

•

определять по звучанию музыки характер танца;

•

термины и методику изученных программных движений;

•

уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.

17

3-й класс (третий год обучения)
Аудиторные занятия 6 часов в неделю
Консультации 8 часов в год
В целом требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы:
продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, закреплением
освоенных элементов хореографической грамоты, переходом к элементам будущей
танцевальности.
В 3-м классе больше внимания уделяется развитию силы стопы за счет увеличения
упражнений на полупальцах и пальцах, развитию устойчивости, силы ног путем
увеличения количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в
исполнении одного движения. Необходимо начать работу над техническим исполнением
упражнений в ускоренном темпе и развитию танцевальности. Продолжить работу над
скоординированным исполнением изучаемых движений.
Список изучаемых движений:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1. Demi plie no IV позиции;
•

grand plie no IV позиции.

2. Demi rond de jambe на 45 en dehors, en dedans,
•

на demi plie.

3. Battements fondu с plie - releve с выходом на полупальцы.
4. Battements double frappe с окончанием в demi plie.
5. Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги в положении sur le cou de Pied.
6. Battements developpe с окончанием в demi plie.
7. Ill форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без перехода на
работающую ногу).
8. Поворот soutenu на 360 .
8. Preparation к pirouette sur le cou de pied из V позиции.
9. Grand battements jete с pointee.
ЭКЗЕРСИС HA СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. Понятие arabesque. (I, II, III, IV):
•

изучение I, II, III arabesque.

2. Battement tendu в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque.
18

3. Battements tendu jete в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией
arabesque.
4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi plie.
5. Battements fondu в сочетании с soutenu u demi plie во всех направлениях на 45°.
6. Battements frappe во всех направлениях на 45° в позах.
7. Battement releve lent и battement developpe как основополагающие элементы
adagio.
8. Temps lie par terre en dehors et en dedans,
•

temps lie par terre с перегибом корпуса.

9. Grand battements jete с pointee в позах.
ALLEGRO
1. Temps leve saute по I, II, V позициям с продвижением вперед, в сторону, назад.
2. Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота.
3. Pas echappe en tournant на !4 поворота.
4. Pas assemble вперед, назад.
5. Pas jete en face.
6. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied.
7. Pas glissade в сторону.
Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
•

грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные
комбинации;

•

сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;

•

выполнять движения музыкально грамотно;

•

справляться с музыкальным темпом урока;

•

обосновано анализировать выполнение заданной комбинации;

•

анализировать и исправлять допущенные ошибки;

•

воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;

•

анализировать исполнение движений;

•

знать об исполнительских средствах выразительности танца;

•

знать термины изученных движений;

•

знать методику изученных программных движений;

•

уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.
19

4-й класс (четвертый год обучения)
Аудиторные занятия 6 часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Предъявляемые требования при выполнении и изучении новых движений к учащимся
4 класса остаются в основном прежними, как и в предыдущих классах, но с учетом
усложнения программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты
исполнения, закреплением освоения элементов хореографической грамоты, воспитанием
более свободного владения корпусом, движением головы и особенно рук, укреплением
устойчивости (опломба) в различных поворотах, в упражнениях на пальцах и
полупальцах; переходом к элементам будущей танцевальности, освоением более сложных
танцевальных элементов.
Продолжается работа над развитием пластичности и выразительности рук, корпуса,
выразительностью

поз,

совершенствованием

исполнительской

техники

(введение

различных полуповоротов и полных поворотов); подготовкой к вращению. Вводится
более сложная координация движений за счет использования поз в экзерсисе у станка и на
середине; усложнение учебных комбинаций, развитие артистичности, манерности,
изучение заносок; ускоряется общий темп урока.
Список изучаемых движений:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1. Demi plie и grand plie с рукой en dehors, en dedans.
2. Battement tendu pour batterrie (как подготовка к заноскам).
3. Battement tendu jete в сочетании с pour le pied, pique, balansoire на четверть из-за
такта.
4. Flic-flac.
5. Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги носком в пол;
- фиксация ноги на 45 .
6. Rond de jambe en 1 air en dehors, en dedans в первоначальной раскладке;
•

и в конечной раскладке.

7. Battement soutenu на 45 во всех направлениях.
8. Battement frappe с окончанием в demi plie носком в пол и поворотом в малые
позы.
9. Demi rond на 90 en dehors et en dedans.
10. Battement developpe в сочетании с plie releve.
20

11. Petit battement с акцентом sur le cou de pied сзади и условное спереди.
12. Grand battemnet jete с passe par terre через I позицию и с фиксацией ноги носком в
пол.
13. Pas de bourree simple en tournant.
14. Preparation и pirouett en dehors, en dedans из V позиции.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. Battement fondu с plie-releve на всей стоне с фиксацией ноги на 45°
•

с demi rond на 45 en dehors, en dedans.

2. Battement double frappe с окончанием в demi plie и фиксацией ноги носком.
3. Battement developpe в больших позах в сочетании с arabesgue.
4. Preparation к pirouette с IV позиции.
5. Tours chaines.
ALLEGRO
1. Pas echappe battu.
2. Double assemble.
3. Pas assemble с продвижением в сочетании с pas glissade.
4. Sisson fermee вперед в I arabesque.
5. Заноски entrechat, catre royle.
В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному
материалу.
Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).
Требования к переводному экзамену (зачету)
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
•

грамотно и выразительно исполнять небольшие комбинации,

•

добиваться

различия

в

исполнении

основных

и

связующих

движений

выразительности в танцевальных комбинациях,
•

обосновано анализировать художественное достоинство классического танца,

•

активно участвовать в исполнении прыжков,

•

уметь качественно исполнять движения,

•

уметь распределять свои силы, дыхание, подготовительные движения на затакт,
определяющий темп всего движения,

•

знать и точно выполнять методические правила,

•

уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений,

•

знать термины изученных движений,
21

•

знать об исполнительских средствах выразительности танца.
5-й класс (пятый год обучения)
Аудиторные занятия 6 часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Главная задача в 5 классе - это подготовка учащихся к представлению выпускной

программы в максимально готовом виде.
На протяжении всего учебного года закрепляется весь программный материал,
изученный за все годы обучения: продолжается работа над пластичностью и
выразительностью рук, а также их активностью и точностью координации при
исполнении больших поз и туров; продолжается работа над чистотой, свободой и
выразительностью, точностью исполнения с использованием более сложных сочетаний
пройденных движений; происходит дальнейшее освоение техники пируэтов и заносок;
создание танцевальных комбинаций адажио, аллегро и на пальцах на готовый
музыкальный материал с использованием знакомой и несложной балетной музыки;
развитие виртуозности и артистичности; приобретение законченной танцевальной формы;
Увеличиваются нагрузки в упражнениях у станка и на середине зала, в allegro и
экзерсисе на пальцах; осваиваются более сложные танцевальные элементы; усвоение
туров с различных приемов.
Продолжается работа над: пластичностью и выразительностью рук, а также их
активностью и точностью координации при исполнении больших поз и туров, точностью
и чистотой исполнения пройденных движений.
Освоение техники пируэтов и заносок, создание танцевальных комбинаций адажио,
аллегро и на пальцах на готовый музыкальный материал, развитие виртуозности и
артистичности, увеличение нагрузки в adagio и усложнение его строения, освоение более
сложных танцевальных элементов, усвоение туров с различных приемов, дальнейшее
развитие силы и выносливости, совершенствование исполнительской техники,
совершенствование координации, развитие артистичности, манерности, чувство позы,
изучение pirouettes с различных приемов, а также подготовка к вращениям по
диагонали, знакомство с большими прыжками, изучение прыжков с различных приемов
и развитие баллона в больших прыжках.
Список изучаемых движений
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА
1 .Demi plie и grand plie в сочетании с port de bras (движения рук, перегибы
корпуса) и degag ее по II и IV позициям.
2. Flic-flac на 1/2 поворота en dehors et en dedans.
22

3. Battement fondu на полупальпах во всех направлениях.
4. Double battement fondu.
5. Temps releve (preparation к rond de jambe en 1 air) en dehors et en dedans.
6. Положение attitude вперед и назад, как составная часть adagio.
7.Grand rond на 90 en dehors,
- en dedans.
8.Battement frappe и battement double frappe с выходом на полупальцы.
9.Petit battement sur le cou de pied на полупальцах.
10.Grand battement jete developpe (мягкий battement).
11.Pas de bourre ballotte.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
1. Battement tendu en tournent на 1/4 поворота.
2. Battement tendu jete в сочетании с flic-flac.
3. Rond de jambe par terre en tournent на 1/4 поворота en dehors et en dedans.
4. Battement fondu на 45 в сочетании с demi rond en dehors et en dedans на
полупальцах.
5. Battement double frappe с окончанием в demi plie и с подворотом в малые позы на
полупальцах.
6. Battement developpe в сочетании с attitudes, arabesques, с окончанием в demi plie и больших позах.
7. Четвертая форма port de bras.
8. Pirouette из V позиции с окончанием в IV позицию.
9. Preparation к glissade en tournent и вращение glissade en toument по
диагонали.
10. Preparation к tour en dedans.
ALLEGRO
1. Temps leve saute no V позиции с продвижением по диагонали приемом
soubreseuant.
2. Sisson ouverte на 45 во всех направлениях.
3. Pas de chat.
В первом полугодии (9 полугодие) проводится контрольный урок по
пройденному и освоенному материалу.
Во втором полугодии (10 полугодие) - выпускной экзамен.

23

Требования к выпускной программе
Выпускной экзамен должен выявить у учащихся полученные знания, умения,
навыки за весь срок обучения:
• умение исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный программный
материал;
•

уровень

исполнительской

техники

и

артистичности

в

соответствии

с

программными требованиями;
•

освоение законченной танцевальной формы;

•

знание и использование методики исполнения изученных движений;

•

знание терминологии движений и основных поз;

•

знания об исполнительских средствах выразительности танца;

•

знание правил выполнения того или иного движения, ритмической раскладки;

•

умение обоснованно анализировать свое исполнение и анализировать исполнение
движений друг друга;

•

умение находить ошибки, как у себя, так и в исполнении других;

•

анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального жанра;

•

владение осознанным, правильным выполнением движений, самоконтроль над
мышечным напряжением, координацией движений.
V.Формы и методы контроля, система оценок
5.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных
уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров
концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий.

24

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5.2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется
оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 8
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

«зачет» (без отметки)

технически
качественное
и
художественно
осмысленное
исполнение,
отвечающее
всем
требованиям на данном этапе обучения;
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном);
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: неграмотно и невыразительно выполненное
движение, слабая техническая подготовка, неумение
анализировать свое исполнение, незнание методики
исполнения изученных движений и т.д.;
комплекс недостатков,
нерегулярных занятий,
учебного предмета;

являющийся
невыполнение

следствием
программы

отражает достаточный уровень подготовки
исполнения на данном этапе обучения.

и

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
25

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
•

оценка годовой работы ученика;

•

оценка на экзамене;

•

другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
VI.Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В

работе

с

учащимися

преподаватель

должен

следовать

принципам

последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать
индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных
хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области
хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец».
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы
хореографических навыков - правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие
выворотности

и

натянутости

ног,

гибкости

корпуса,

укрепления

физической

выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений;
развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.
С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения
хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и
исполнителях, наглядно
демонстрировать качественный показ того или иного движения,
использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал),
цель которых - способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на
примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой
работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль
посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов.
Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с
учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного,
техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации
движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в
контексте
26

хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических
качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения
любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика
над совершенствованием его исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено
особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с
первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать
творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет
музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер,
стиль, содержание.
Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его
выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими
средствами

хореографической

выразительности

-

должна

последовательно

проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания
преподавателя.
В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь
между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того,
насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарнотематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года
преподаватель

представляет

отчет

о

его

выполнении

с приложением краткой

характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана
следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки
обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения,
которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарнотематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу
сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем
подготовки учеников.

27

VII.Список методической литературы
1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010
2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,20016
4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 2017
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007
6. Васильева Т.П. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей
хореографических школ и школ искусств. М., 2013
7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.: «АРТ». 2017

28


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».