Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» п. Опытный, Цивильского муниципального округа Чувашской Республики СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ А.М. Михайлова» Протокол №___ от «___»______ 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ А.М. Михайлова» Л. В. Федорова от « »________2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Предметная область ПО.01 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛЬНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01. УП.01. Фольклорный ансамбль п. Опытный, 2023г. 1 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Актуальность, цели и задачи учебного предмета; - Ожидаемые результаты; - Направленность программы; - Объем и срок освоения программы; - Форма обучения и режим занятий; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; II. Учебный план III. Содержание программы - Учебно-тематический план; IV. Ожидаемые результаты - ожидаемые результаты; V. Условия реализации VI. Методическое обеспечение программы - материально-технические условия; - наличие информационно-методических условий реализации программы, сетевых ресурсов; - условия реализации программы, использование дистанционных образовательных технологий; - Особенности организации образовательного процесса; - Методы обучения; VII. Контрольно - измерительные материалы - Форма контроля; - Содержание методов оценки уровня освоения программного материала; VIII. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы - Список рекомендуемой методической литературы для педагога; - Список рекомендуемой учебной литературы для учащихся; - Список рекомендуемой литературы для родителей; 2 I. Пояснительная записка Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное народное пение», «Сольфеджио», «Музыкальная литература». Актуальность программы Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений. Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры. Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль». Цель: • развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета. Задачи: 3 • развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки; • освоение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре; • создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.); • развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти); • обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации; • освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения; развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства. Ожидаемые результаты В результате освоения программы учащиеся должны получить целый комплекс знаний и приобрести определенные умения и навыки: • ориентироваться в традициях народной культуры, знание обрядов и праздников своего народа, различных жанров народного музыкально-поэтического творчества, приуроченности песенных жанров; • научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни; • приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, в умении владеть традиционной манерой исполнения народной песни в ансамбле и соло, в вокальнопостановочной работе, в умении играть на народных инструментах в ансамбле, соло, дуэтом, в народной хореографии, а так же передавать свои знания другим людям; • овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке; • воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность. Направленность программы Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения. Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России. 4 Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до пяти лет, составляет 5 (6) лет. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фольклорный ансамбль»: Таблица 1 Срок обучения 5 лет Максимальная учебная нагрузка в часах 11056 Количество часов на аудиторные занятия 265 Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 265 Форма и методы проведения учебных аудиторных занятий Реализация учебного плана по предмету «Фольклорный ансамбль» может проводиться в форме групповых занятий (численностью от 11 человек) или мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Примеры возможных форм проведения занятий по предмету «Фольклорный ансамбль» Таблица 2 Классы Форма проведения занятий (годы обучения) Мелкогрупповые/ групповые Начальные классы (1 класс) Ансамбль Средние классы (2-4 классы) Ансамбль Старшие классы (5-6) Ансамбль, занятие* 1-5 классы Смешанный ансамбль Примечания индивидуальное В зависимости от количества учащихся возможно перераспределение ансамблевых групп свободное Выбор форм и методов образовательной деятельности на занятиях зависит от многих естественных факторов, например, от возрастных особенностей детей, их интереса к занятиям, периода обучения, частоты концертных программ и много другого. Основным методом обучения на первом этапе является игра. Она помогает развитию таких качеств, как внимание и смекалка, подвижность и ловкость, помогает достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному поведению детей в коллективе. Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, мы приобретаем возможность сделать 5 осмысленным и интересным выполнение любых заданий и упражнений. Игровой метод эффективно применяется и на остальных этапах обучения в необходимых и обоснованных размерах. При организации обучения на любом этапе используются следующие формы работы: теоретико-познавательные занятия; творчески-практические занятия; фольклорные праздники; открытые занятия с приглашение зрителей: родителей, педагогов и др.; участие в концертах, конкурсах, фестивалях; досуговые мероприятия, позволяющие сдружить коллектив, например, походы выходного дня, дни именинника. Одной из специфических черт деятельности народных ансамблей является сценическое воплощение фольклора. Перенесение произведений фольклора на сцену связано со значительными трудностями и требует учета, как специфики традиционного народного исполнительства, так и законов сцены. Поэтому особое внимание необходимо уделить тщательной подготовке сценического выступления коллектива, детальной разработке концертного репертуара, т.к. именно он играет определяющую роль во всей творческой деятельности ансамбля. Очень важной и плодотворной работой является фольклорный праздник. Именно он создает ситуацию, наиболее приближенную к естественному бытованию фольклора. В ансамбле «Шакалчи» такими праздниками являются «Осенние посиделки», «Святочные вечера», «Масленица», «Троица». Успешное проведение теоретических и творческих занятий возможно лишь при использовании различных методов: показ образцов русской песни и фольклора с краткими комментариями, с воспроизведением этих образцов обучаемыми и запоминанием их; включение в занятия песен, сопровождаемых игровыми, хореографическими движениями и инструментальными наигрышами; сочетание лекционного изложения фольклорного материала с вопросно-ответной формой, беседой, игровыми ситуациями; проведение разучивания обрядовых сцен на основе проникновения участников в фольклорно этнографический материал, использование их актерских навыков, знаний основ хореографии и использование народного инструментария. 6. Народное пение, как художественная традиция целого народа, совмещает в себе два начала индивидуальное и коллективное. В обучении народному пению принцип единства этих двух начал является основополагающим. Важен индивидуальный подход, изучение каждой личности в отдельности и в плане общения в коллективе, бережное отношение к ребенку для того, чтобы грамотно обучать его традициям русского фольклора. Поэтому развитие индивидуальных черт личности ребенка и его способностей в процессе обучения должно быть неразрывно связано с коллективными формами исполнения: 6 пение в хороводе; пение с танцем; пение с использованием народных инструментов; постановка и т.д. II. Учебный план Учебный материал программы распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, который отводится для освоения учебного материала. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели в год, со второго класса по 5 (6) класс – 33 недели в год. Режим занятий – 2 раза в неделю: в первом классе 4 академических часа в неделю (по 40 минут), со второго по 5 классы 5 академических часов в неделю. Помимо аудиторных занятий в Программе предусмотрен объем времени на самостоятельную работу обучающихся по изучению и постижению музыкального искусства. Время, отводимое для самостоятельной работы обучающихся, может использоваться на: самостоятельные занятия по подготовке учебной программы; подготовку к контрольным урокам, зачетам и экзаменам; подготовку к концертным, конкурсным выступлениям; посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.); участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности школы и др. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем. Минимальное время, отведенное на самостоятельную работу по годам обучения: 1 – 8/9 классы – 0,5 часа в неделю. • • • • • Распределение по годам обучения 1 2 3 4 5 Класс Продолжительность учебных занятий (в неделях) 32 33 33 33 33 4 аудиторные занятия (в неделю) Общее количество часов на аудиторные занятия по 128 годам 5 5 5 5 165 165 165 165 1 1 1 1 Количество часов на Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю) 1 7 Общее количество внеаудиторных/самостоя 32 тельных занятий по годам Максимальное количество учебных 160 занятий в год 66 66 66 66 231 231 231 231 Реализация программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 94 часа при реализации программы со сроком обучения 8 лет. Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Фольклорный ансамбль»: • • • • • • вокально-хоровые занятия; освоение основ народной хореографии; освоение приёмов игры на этнографических инструментах; постановка концертных номеров и фольклорных композиций; аудио/видео демонстрация записей подлинных исполнителей народных песен и др. посещение концертов. III. Содержание программы Требования по годам обучения Процесс изучения предмета «Фольклорный ансамбль» делится на 3 этапа обучения: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся. Таблица 4 Этапы обучения 1 класс Подготовительный Возраст 6-8 лет Срок реализации 1 год Задачи Знакомство с допесенными формами, с детским, игровым и материнским фольклором 8 2-4 классы Начальный 9-12 лет 3 года 5-8/9 классы Основной 13-15 лет 4 года Развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями. Комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейнобытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Освоение областных особенностей песенного творчества России. 9 1 класс № п/п Тема Теорети ческие часы Практич еские часы Всего часов Самостоятель ная работа 1. Основы вокально-хоровой работы: певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации губ и языка. Развитие диапазона и интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесение текста. В вокально-хоровой работе может быть использован следующий музыкальный материал: фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения. Малые фольклорные формы устной традиции: игры и считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки. Музыкальные фольклорные игры (круговые формы) 4 16 20 6 2 6 8 2 5 11 16 4 4. Прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь). 4 12 16 4 5. Сказки с элементами музицирования (простейшие попевки – характеристики героев, инструментальное сопровождение). Игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь). 5 11 16 4 7 13 20 5 7. Колыбельные в одноголосном изложении. 2 6 8 2 8. Частушки, небылицы в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь). Игра на ударных инструментах (ложки, трещотки, шаркунок). 4 12 16 4 3 5 8 2 Всего 36 92 128 32 Теорети ческие часы Практич еские часы Всего часов Самостоят ельная работа 4 16 20 6 3 3 10 2 2. 3. 6. 9. 2 класс № п/ п 1. 2. Тема Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Игры/музыкальные игры (повторение разучивание новых образцов). пройденных и 10 3. Материнский фольклор - пестушки, потешки, прибаутки в одноголосном изложении без сопровождения 4 16 20 3 4. Материнский фольклор – колыбельные в одноголосном изложении с элементами обыгрывания. 5 15 20 4 5. Частушки и небылицы в одно-двухголосном изложении (терцовая втора). 4 16 20 4 6. Исполнение сказок и музыкальных сказок с элементами хореографии и распределением по ролям персонажей. 5 15 20 3 7. Хороводные и плясовые песни в одно- двухголосном изложении (терцовая втора) с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением. 3 12 15 3 8. Зимние календарные песни, колядки в одноголосном изложении, с распределением по ролям персонажей. 3 7 10 2 9. Масленичный цикл: песни встречи и проводов Масленицы, масленичные частушки и игровые песни. Одно двухголосное изложение (бурдонное многоголосие). 3 7 10 2 10. Весенние заклички в одноголосном изложении. 1 4 5 1 11. Игра на ударных и духовых (свирели, окарины) народных инструментах. 3 7 10 2 40 125 165 33 Всего 3 класс № п/п Тема Теоретиче ские часы Практ ически е часы Всего часов Самостоя тельная работа 1 Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. 4 16 20 6 2. Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). 3 3 10 2 3. Музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой. 4 16 20 3 4. Хороводные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами. 5 15 20 4 5. Шуточные и плясовые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами. 4 16 20 4 6. Частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением и a cappella, с элементами движения. 5 15 20 3 Песни святочного периода – колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения. 3 12 15 3 8. Масленичный обряд - Проводы Масленицы. Песни, частушки, прибаутки и пляски. Театрализованная постановка. 3 7 10 2 9. Освоение импровизационных приёмов пройденных жанров народной песни. материале 3 7 10 2 10. Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка). 1 4 5 1 Всего: 40 125 165 33 Теоретиче ские часы Практ ически е часы Всего часов Самостоят ельная работа Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. 4 16 20 6 Частушки, небылицы, шуточные припевки в двух- и трёхголосном изложении с сопровождением. Хороводные и хороводно-игровые песни в двух голосном изложении без сопровождения, с постановкой танца. Освоение простого и переменного шага. Плясовые и шуточные песни в двухголосном изложении без сопровождения, с постановкой танца. 3 3 10 2 4 16 20 3 5 15 20 4 4 16 20 4 6. Святочные календарные песни (колядки, таусеньки, щедровки). Постановка обряда колядования. Весенние календарные песни: весенние заклички в гетерофонном изложении без сопровождения; приуроченные хороводы. 5 15 20 3 7. Скоморошины в двух- и трёхголосном изложении. 3 12 15 3 7. на 4 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема 12 8. 9. 10. Солдатские строевые песни в двух голосном изложении с постановкой движения. 3 7 10 2 Освоение импровизационных приёмов на материале пройденных жанров народной песни. Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные (ложки, трещотки, шаркунок, «дрова»), духовые (свирели, окарины, кугиклы и калюки). 3 7 10 2 1 4 5 1 Всего: 40 125 165 33 Теоретиче ские часы Практ ически е часы Всего часов Самостоят ельная работа 5 класс № п/п Тема 1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух- и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала. 4 16 20 6 2. Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). 3 3 10 2 3. Хороводные и хороводные игровые песни в многоголосном изложении без сопровождения. Освоение областных особенностей хороводного шага («в две ноги», «в три ноги», «дробление», «пересек»). 4 16 20 3 4. Шуточные и плясовые песни в многоголосном изложении без сопровождения. Постановка танцев. 5 15 20 4 5. Песни и обряды святочного периода (колядки, Христославия, подблюдные, колядования, ряженые). Постановка святочного обряда. 4 16 20 4 6. Частушки, шуточные припевки и небылицы без сопровождения (с аккомпанементом участников ансамбля). 5 15 20 3 7. Исторические и солдатские строевые песни в двух- и трёхголосном изложении, без сопровождения и в сопровождении духовых и ударных инструментов. 3 12 15 3 8. Песни свадебного обряда. Величальные и корильные песни в двух- и трёхголосном изложении. 3 7 10 2 9. Знакомство с эпическими жанрами – былины и старины. 3 7 10 2 10. Парные танцы – кадрили, полька, краковяк. 1 4 5 1 11. Освоение импровизационных приёмов пройденных жанров народной песни. материале 3 7 10 2 12. Игра на струнных народных музыкальных инструментах (балалайка). Освоение аккомпанемента. 2 3 5 1 Всего: 40 125 165 33 на 6 класс № п/п Тема Теоретиче ские часы Практ ически е часы Всего часов Самостоят ельная работа Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные упражнения, постановка дыхания, освоение народной манеры пения. Работа над навыками двух и трёхголосного исполнения. Диалектные особенности песенного материала. 4 16 20 8 Музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образцов). Вечёрошные игры. Хороводные и хороводные игровые песни без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев. 3 7 10 4 4 6 10 4 4. Плясовые и шуточные песни без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев. 3 7 10 4 5 Песни свадебного обряда – величальные, корильные, лирические песни девичника. Причитания невесты. 5 15 20 8 6. Традиции Рождества и Крещения, приуроченные к ним песни. 3 12 15 6 7. Постовые и Пасхальные духовные стихи a cappella. 3 12 15 6 8. Троицкие хороводы, кумицкие песни. Постановка обряда «Зелёные святки». 2 8 10 4 9. Протяжные лирические песни. Сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения. 4 16 20 8 10. Вечёрошные песни и кадрили, областные особенности танцев. 3 12 15 6 11 Освоение импровизационных приёмов пройденных жанров народной песни. материале 2 8 10 4 12. Игра на духовых народных инструментах (жалейка). Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента. 2 8 10 4 Всего: 38 127 165 66 1. 2. 3. на 12 14 IV. Ожидаемые результаты Результат освоения программы «Фольклорный ансамбль» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: -знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни; -знание характерных стилистических особенностей направлений народного ансамблевого пения, вокально-хоровых исполнительства, жанров и основных художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива; знание музыкальной терминологии; -умение грамотно исполнять музыкальные произведения в составах фольклорных коллективов; умение самостоятельно разучивать вокальные партии; -умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций; -навыки фольклорной импровизации в ансамбле; 15 -практические навыки исполнения народно-песенного репертуара; -навыки владения различными манерами пения; -навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров; -навыки публичных выступлений. V. Условия реализации Материально-техническая база школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда. Материально-техническое обеспечение школы включает в себя: -учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с роялем/фортепиано. Аудитории оснащены фортепиано, учебной мебелью, а также шумовыми инструментами; -звукотехническое оборудование (проигрыватель компакт дисков, магнитофон); В школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, а также пошиты сценические костюмы всем учебным фольклорным коллективам. VI. Методическое обеспечение программы Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля. Урок может иметь различную форму: - работа над вокальным и артикуляционным аппаратом; постановка дыхания; разбор музыкального материала по партиям; работа над партитурой; постановка концертных номеров и т.п. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки. На репетициях фольклорного ансамбля и на индивидуальных занятиях, входящих в вариативную часть курса, преподавателем должен решаться целый ряд задач: - формирование вокально-исполнительского аппарата учащегося; - воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания; - овладение различными певческими стилями; - работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования). Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. VII. Контрольно - измерительные материалы Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: - качества реализации образовательного процесса; - качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; 16 -уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения. Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен. В случае, если по предмету «Фольклорный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам. Виды промежуточной аттестации: академические концерты, исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления. Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа. Контрольные требования на разных этапах обучения: Вид аттестации Форма аттестации График проведения аттестации (по полугодиям) 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 Текущая аттестация Контрольные уроки Промежуточная аттестация Академические концерты, зачеты, творческие смотры, прослушивания 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 Итоговая аттестация Экзамен в форме концертного выступления 18 Таблица 5 Материал к аттестации 17 Песенный материал (согласно календарнотематическим планам) Песенный материал (согласно календарнотематическим планам) Песенный материал 2. Критерии оценки. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков. Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя индивидуальную сдачу отдельных песен или партий, индивидуальный показ других форм работ (элементы хореографии, игра на этнографических инструментах). Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия. Критерии оценки качества исполнения Критериями оценки качества исполнения могут являться:: • точное знание слов песни; • точное знание партии; • стремление к соответствующей стилю манере пения; • стремление к соблюдению диалектных особенностей; • эмоциональность исполнения; • соответствие художественному образу песни. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 6 Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, ансамблевая стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом. 4 («хорошо») Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых. 3 («удовлетворительно») 2(«неудовлетворительно») Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля. Ансамблевое взаимодействие на низком уровне. Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует ансамблевое взаимодействие. 18 VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список рекомендуемой методической литературы для педагога 1.Ача-пăча сасси (Голос детворы). Чебоксары,2002. Чувашские народные песни для детей. 2. Ача-пача сасси (Голос детворы). Чувашские народные песни для детей. Чебоксары, 2012 год. 3. Народные песни смоленской области (Методические рекомендации по работе с фольклорными коллективами) Москва 1988 4. Этнопедагогика теория и практика Материалы XII Чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова 5. Контатьев М.Г. Чувашская музыка от мифологии времен до становления современного профессионализма – М.: ПЕР СЭ, 2007. 288 с. 6. Алăкран тухрăм-Тайалтăм Песни времен войны Чебоксары 2010 -79 с. 7. Тăванăмăрсем – сунарăмăрсем (Чувашские гостевые песни) Чебоксары 2009 г. 111 с. 8. И.И. Веретенников Русская народная песня в школе: - Белогород. Издательство Шапавалова, 2005 г. 120 с. 9. П.А. Сорокин Формирование реппертуара детского фольклорного коллектива – Москва 2012 г.63 с. 10. На родимой на сторонке популярные русские народные песни – Ярославль: академия развития 2006 г.- 64 с. 11. Г.М. Науменко Фольклорный праздник в детском саду и в школе. – Москва: ЛИНКА ПРЕСС, 2000, 224 с. 12. Ходил Ваня по лужочку. Народные песни Воронежской области для детских фольклорных ансамблей – Воронеж, 2000 -52 с. 13. И.Н.Гореев Вечерочные и хороводные песни краснодарского края –Красноярск: 2010 г. 56 с. 14. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). ООО «Издательство РОДНИКЪ» Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Москва 1996. 15. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству часть II (3-4 год обучения) ООО «Издательство РОДНИКЪ». Москва 1999 5.КуприяноваЛ.Л. Русский фольклор 1 класс. Москва, 2006. 6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор 3 класс. Москва, 2006. 7. Куприянова Л.Л. Русский фольклор 4 класс. Москва, 2007. 8. Науменко Г.М. Хоровод - круглый год. Народные праздники и обряды. М.: ВЦХТ, 1999. 9.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: ЛИНКАПРЕСС, 2000. 10.Науменко Г.М. Этнография детства. М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998. 11.Новицкая М.Ю. От осени до осени (хрестоматия). М.: Центр Планетариум, 1994. 12. Пушкина С.И. Сценарии народных праздников. М.: «Родник», 1999. 13. Песни низовых чувашей. Книга 1. Составитель М.Г. Кондратьев. Ч, 1981. 14. Песни низовых чувашей. Книга 2. Составитель М.Г. Кондратьев. Ч, 1982. 15.Песни Средненизовых чувашей. Составитель М.Г. Кондратьев. Чебоксары, 1993. 16. Сорокин П.А. Формирование репертуара детского фольклорного коллектива. Учебно методическое пособие. Москва, 2012. 17. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. Ярославль, 2000. 18. Русская народная песня для детей. : Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 1999 19. Байтуганов В. , Мартынова Т. Хрестоматия Сибирской Русской народной песни. Детский народный календарь.: Новосибирск. Книжица, 2001 20. Через Волгу досточка …: Хрестоматия педагогического репертуара для детских фольклорных ансамблей . Выпуск 1/ МБОУ ДОД г.о. Самара «ДШИ»11».- Самара :2015 . Список рекомендуемой литературы для учащихся 1. Ача-пача вали сырна юрасем. Выля, хевел шевли! – Чебоксары – 2002. Список литературы для родителей Дополнительные дидактические материалы Видео - и аудиоматериалы: - аудио записи этнографических исполнителей и коллективов; - экспедиционные аудио и видеозаписи этнографических коллективов и исполнителей. 20