Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» п. Опытный, Цивильского муниципального округа Чувашской Республики СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБУ ДО «ДШИ А.М. Михайлова» Протокол №___ от «___»______ 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИ А.М. Михайлова» Л. В. Федорова от « »________2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» срок обучения 5 лет п. Опытный, 2023г. 1 1 Содержание I. Пояснительная записка…………………………………………………………... 4 II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы………………………………………………………………………… 9 III. Учебный план…………………………………………………………………….. 17 IV. Календарный график образовательного процесса…………………………… 23 V. Программы учебных предметов………………………………………………… 24 VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися………… 30 VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности……………………………………………………………………… 38 2 I. Пояснительная записка Настоящая дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» (далее – программа «Музыкальный фольклор») МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные требования к минимуму ее содержания, структуре, условиям реализации и сроку обучения по данной программе. Программа «Музыкальный фольклор» определяет содержание и организацию образовательного процесса МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» . Программа «Музыкальный фольклор» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: · выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; · создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей; · приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; · приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства; · приобретение детьми опыта творческой деятельности; · овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации; · подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Программа разработана с учетом: · обеспечения преемственности программы «Музыкальный фольклор» и основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области музыкального искусства; · сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. Цель программы: развитие духовно богатой, высоконравственной личности, способной к творческому самовыражению через овладение основами профессиональных навыков в области музыкального фольклора. Ее отличительная особенность – комплексное освоение фольклорного материала через изучение профильных дисциплин учебного плана, дальнейшее сохранение и развитие культурных традиций народа. Задачи программы: · воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; · формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; · формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; 3 · воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; · формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; · выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. С целью обеспечения преемственности программы «Музыкальный фольклор» с программами препрофессионального допольнительного образования, обучение в МБУДО «Школа искусств поселка Новые Лапсары города Чебоксары» по учебным предметам обязательной и вариативной частях осуществляется на русском языке. Срок освоения дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы «Музыкальный фольклор» для детей, поступивших в МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет. Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год. МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» имеет право реализовывать образовательную программу по индивидуальному учебному плану с учетом ФГТ. При приеме на обучение по программе «Музыкальный фольклор» МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной памяти. Освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы «Музыкальный фольклор» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова». С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, в ДШИ создается комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможности: · выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства; · организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); · организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); 4 · организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; · использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; · эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся; · построения содержания программы «Музыкальный фольклор» с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации; При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 5 (6) лет продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели, продолжительность учебных занятий в шестом классе составляет 33 недели. (См. график учебного процесса). С первого по шестой классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по образовательной программе со сроком обучения 5 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 2 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек). Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению образовательной программы со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Музыкальный фольклор» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (пятый и шестой) поступление обучающихся не предусмотрено. Программа «Музыкальный фольклор» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Время внеаудиторной работы может быть использовано на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ДШИ. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ДШИ на основании настоящих ФГТ. 5 Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: 1) Фольклорный ансамбль; 2) Сольфеджио; 3) Музыкальный инструмент. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней. Требования к выпускным экзаменам определяются ДШИ самостоятельно. ДШИ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: ·умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций; ·знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; ·знание профессиональной терминологии, вокального фольклорного репертуара и репертуара по учебному предмету «Музыкальный инструмент»; ·достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров; ·умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения; ·наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 3233 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ. 6 Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Педагогические работники должны осуществлять творческую и методическую работу. В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Музыкальный фольклор», использования передовых педагогических технологий. При реализации программы «Музыкальный фольклор» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности: ·по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» и консультациям по «Фольклорному ансамблю» не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени; ·по учебному предмету «Сольное пение» до 100 процентов аудиторного учебного времени. Материально-техническая база МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Для реализации программы «Музыкальный фольклор» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально технического обеспечения включает в себя: концертный зал с роялем или пианино, звуко техническим оборудованием; библиотеку; помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал или видео класс); учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий; - учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Фольклорный ансамбль». В случае реализации МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» в вариативной части учебного предмета «Фортепиано» учебные аудитории должны быть оснащены роялями или пианино. В случае реализации в вариативной части учебного предмета «Сольное пение» учебная аудитория оснащается пианино и звукотехнической аппаратурой и имеет соответствующее напольное покрытие. Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Народное музыкальное творчество», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. В ДШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» обеспечивает выступления учебных ансамблевых коллективов в сценических костюмах. II. Планируемые результаты освоения обучающимися ДПОП «Музыкальный фольклор» Минимум содержания программы «Музыкальный фольклор» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе 7 освоения программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы «Музыкальный фольклор» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области музыкального исполнительства: ·знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства; ·знания музыкальной терминологии; ·умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов; ·умения самостоятельно разучивать вокальные партии; ·умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций; ·навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле; ·первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; ·навыков публичных выступлений; б) инструментального: ·знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений; ·знания музыкальной терминологии; ·умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте; ·умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; ·умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте музыкального произведения; ·умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; ·умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений; ·навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений; ·навыков подбора по слуху музыкальных произведений; ·первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; ·навыков публичных выступлений; в области теории и истории музыки: ·знания музыкальной грамоты; ·первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства; ·знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ; ·умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; ·навыков восприятия элементов музыкального языка; 8 ·сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства; ·навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа; ·навыков анализа музыкального произведения; ·навыков записи музыкального текста по слуху; ·первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста. Результатом освоения ДОПП «Музыкальный фольклор» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных выше настоящей программы предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях; Фольклорный ансамбль: ·знание начальных основ песенного фольклорного искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива; ·знание профессиональной терминологии; ·навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций; ·умения самостоятельно разучивать вокальные партии; ·умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций; ·сформированные практические навыки исполнения народно-песенного репертуара; ·формирование навыков владения различными манерами пения; ·навыки фольклорной импровизации (соло и в ансамбле); ·навыки аккомпанирования голосу в работе и концертном исполнении вокальных произведений различных жанров. Музыкальный инструмент: ·воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству; ·сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста; ·знание инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями; ·знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента; ·знание профессиональной терминологии; ·наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм; ·навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; ·навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства; 9 ·навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения; ·наличие музыкальной памяти, ладогармонического, тембрового слуха. полифонического мышления, мелодического, Сольфеджио: ·сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе: ·первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии; ·умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки; ·умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; ·умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения; ·вокально-интонационные навыки; ·навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и другие навыки). Народное музыкальное творчество: ·знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников; ·знание особенностей исполнения народных песен; ·знание специфики средств выразительности музыкального фольклора; ·умение анализировать музыкальный фольклор, владение навыками его записи; ·умение применять теоретические знания в исполнительской практике. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная): ·первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; ·знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; ·знание основных музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности; ·умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений; ·навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; ·знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки; ·знание основных музыкальных терминов; 10 ·сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; ·умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; ·умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения; ·навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать свое отношение к нему, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств. III. Учебные планы Учебные планы определяют содержание и организацию образовательного процесса в МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» по программе «Музыкальный фольклор», разработаны с учетом преемственности образовательных программ в области музыкального искусства среднего профессионального и высшего профессионального образования, сохранения единого образовательного пространства, индивидуального творческого развития обучающихся. Учебные планы программы «Музыкальный фольклор» предусматривают максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся. Учебные планы разработаны на основании ФГТ, в соответствии с графиками образовательного процесса МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» и сроков обучения по программе «Музыкальный фольклор», а также отражают структуру программы «Музыкальный фольклор», установленную ФГТ, в части: · наименования предметных областей и разделов; · форм проведения учебных занятий; · проведения консультаций; · итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебные планы определяют перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся). Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, предусмотренный программой «Музыкальный фольклор» не превышает 26 часов в неделю. Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся (без учета времени, предусмотренного на консультации, промежуточную аттестацию и участие обучающихся в творческой и культурнопросветительской деятельности МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова») не превышает 14 часов в неделю. Учебный план программы «Музыкальный фольклор» содержит следующие предметные области (далее – ПО): · ПО.01. Музыкальное исполнительство: ПО.01.УП.01 Фольклорный ансамбль ПО.01.УП.02 Музыкальный инструмент · ПО.02. Теория и история музыки и разделы: консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. ПО.02.УП.01 Сольфеджио ПО.02.УП.02 Народное музыкальное творчество ПО.02.УП.03 Музыкальная литература Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов (далее – УП). 11 При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 5 лет общий объем максимальной учебной нагрузки обязательной части составляет 2581,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Фольклорный ансамбль - 1056 часа, УП.02. Музыкальный инструмент - 693 часов. ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. - Сольфеджио – 346,5 часа, УП.02. Народное музыкальное творчество - 198 час, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) -198 часа. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия обучающихся по программе «Музыкальный фольклор» с присутствием преподавателя, может составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 90 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. 12 IV. Программы учебных предметов Программа «Музыкальный фольклор» определяет содержание и организацию образовательного процесса в МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова», направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства. Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой частью программы «Музыкальный фольклор», разработанной педагогическим коллективом ДШИ. Все программы учебных предметов разработаны преподавателями по каждому учебному предмету самостоятельно, в соответствии с учебным планом программы «Музыкальный фольклор» срок обучения – 5 (6) лет, обсуждены на заседании педагогического совета МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» , имеют внешние рецензии. Программы учебных предметов выполняют следующие функции: · нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; · процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; · оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков. Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат: · титульный лист · пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, межпредметные связи, краткое обоснование структуры программы, методы обучения, описание материально технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты; · учебно-тематический план (для теоретических и исторических учебных предметов); · содержание учебного предмета; · требования к уровню подготовки обучающихся; · формы и методы контроля, систему оценок; · методическое обеспечение учебного процесса, в том числе методические рекомендации обучающимся по осуществлению самостоятельной работы; · список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета. Перечень программ учебных предметов по предметным областям обязательной и вариативной части: 13 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Предметная область «Музыкальное исполнительство» ПО.01. УП.01 Фольклорный ансамбль ПО.01. УП.02 Музыкальный инструмент Фортепиано. Предметная область «Теория и история музыки» ПО.02. УП.01 Сольфеджио ПО.02. УП.02 Народное музыкальное творчество ПО.02. УП.03 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) ПО.01.УП.01. «Фольклорный ансамбль» Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразии форм бытования народной песни и принципах ее воспроизведения в певческих традициях разных областей. Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, хореографического и обрядового фольклора. Программа по данному предмету является частью комплекса предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное пение», «Музыкальный инструмент», «Сольфеджио». Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений. Программа может послужить задачам возрождения фольклорных традиций русского народа как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. Осознавая важность академического способа обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования гармоничной личности, ее эстетических потребностей с самого юного возраста начинается с освоения художественных ценностей традиционной культуры своего народа, народов других стран и профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры. Срок освоения программы «Фольклорный ансамбль» при 5-летнем сроке обучения составляет 5 лет и 792 аудиторных учебных часов. 14 ПО.01.УП.02. «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Учебный предмет «Музыкальный инструмент» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно нравственное развитие ученика. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность. Срок освоения программы «Музыкальный инструмент» при 5-летнем сроке обучения составляет 5 лет и 264 аудиторных учебных часов. ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Срок освоения программы «Сольфеджио» при 5-летнем сроке обучения составляет 5 лет и 214,5 аудиторных учебных часа. ПО.02.УП.02. «Народное музыкальное творчество» Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Учебный предмет «Народное музыкальное творчество», который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки», является одним из основных предметов предпрофессиональной образовательной программы «Музыкальный фольклор». 15 Содержание предмета «Народное музыкальное творчество» непосредственно связано с содержанием таких учебных предметов, как «Фольклорный ансамбль», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», что дает возможность обучающимся воспринимать явления традиционной музыкальной культуры в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развивает их эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, творческую фантазию. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на: - воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного творчества; воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы; - воспитание бережного отношения к фольклору как к источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры; - овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Программа ориентирована на: • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса; • осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в учебном процессе. Программа реализуется в процессе обучения детей в ДШИ и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. Срок освоения программы «Народное музыкальное творчество» при 5- летнем сроке обучения составляет 3 года и 99 аудиторный учебный час. ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». 16 Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки». На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке. Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности. Срок освоения программы «Музыкальная литература» при 5-летнем сроке обучения составляет 2 года (с 4 по 5 класс) и 99 аудиторных учебных часа. V. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» Оценка качества реализации программы «Музыкальный фольклор» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании ФГТ. ДШИ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для 17 аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются самостоятельно. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Музыкальный фольклор» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти. Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2». Критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации Оценка «5» («отлично»): Оценка «4» («хорошо»): Музыкальное исполнительство «Музыкальный фольклор»: - артистичное поведение на сцене; - слуховой контроль собственного исполнения; увлеченность исполнением; художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения; - корректировка игры при необходимой ситуации; свободное владение специфическими технологическими видами исполнения; убедительное понимание чувства формы; выразительность интонирования; единство темпа; ясность ритмической пульсации; яркое динамическое разнообразие. незначительная нестабильность психологического поведения на сцене; - грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности; - недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; стабильность воспроизведениятекста; выразительность интонирования; попытка передачи динамического разнообразия; единство 18 темпа. Оценка «3» («удовлетворительно»): Оценка «2» («неудовлетворительно»): «зачет» (без отметки) - неустойчивое психологическое состояние на сцене; - слабый слуховой контроль собственного исполнения; - темпо-ритмическая неорганизованность; - формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки; ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач; слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов; однообразие и монотонность звучания. частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие слухового контроля собственного исполнения; ошибки в воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; - отсутствие выразительного интонирования; - метро-ритмическая неустойчивость. - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям В случае неявки на выступление по причине неготовности, или без уважительной причины выставляется 2 «неудовлетворительно». Коллективное исполнительство ( оркестр, ансамбль) Оценка «5» («отлично»): - регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, участие во всех концертах коллектива; - исполняемый материал звучит в характере, выразительно, сбалансированное звучание между голосами (партиями), осмысленное понимание роли своей партии в многоголосной партитуре; - музыкальные жанры стилистически выдержаны, соответствуют замыслу композитора; свободное владение темпами, осмысленная динамика в исполнении произведения; творческие намерения в создании художественного образа произведения реализуются совместно. 19 Оценка «4» («хорошо»): - регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов, участие в концертах; - уверенное исполнение с хорошо проработанным текстом, но без яркой сценической подачи; - незначительные технические погрешности. - характер и художественный образ произведений соответствуют замыслу композитора. Оценка «3» («удовлетворительно»): - нерегулярное посещение занятий, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партий, не участие в отчетном концерте; - выступление малоинициативное, отсутствие баланса в звучании партий, непонимание жанра и стиля произведения; - нет полноценного отклика на жест дирижера; - присутствуют ансамблевые погрешности (звуковой баланс, фразировка); - программа соответствует классу уровня способностей ниже средних. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - фрагментарное исполнение текста произведений, не позволяющее оценить объем проработанного материала; - плохое знание текста. «зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям Оценка «5» («отлично»): Теория и история музыки «Сольфеджио» вокально-интонационные навыки: - чистота интонации и ритмическая точность; - синтаксическая осмысленность фразировки; - выразительность исполнения; - владение навыками пения с листа; ритмические навыки: - владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмическихсоотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: - владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений, элементов музыкальной речи; творческие навыки: - умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания: - по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. 20 Оценка «4» («хорошо»): вокально-интонационные навыки: - не достаточно чистая интонация и ритмическая точность; - синтаксическая осмысленность фразировки; - выразительность исполнения; - не достаточное владение навыками пения с листа; ритмические навыки: - владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: - владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: - умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания: - по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. Оценка «3» («удовлетворительно»): Оценка «2» («неудовлетворительно»): вокально-интонационные навыки: - не точная интонация и не достаточная ритмическая точность; - синтаксическая осмысленность фразировки; - не достаточная выразительность исполнения; - слабое владение навыками пения с листа; ритмические навыки: - слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: - слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; - слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: - не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; теоретические знания: - по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями. вокально-интонационные навыки: - не точная интонация и ритмическая неточность; - отсутствие синтаксической осмысленности фразировки; - не выразительное исполнение; - не владение навыками пения с листа; 21 ритмические навыки: не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях; слуховой анализ и музыкальный диктант: не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи; не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи; творческие навыки: не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности; не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыкипрограммным требованиям. «зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям «Слушание музыки» Оценка «5» («отлично»): - полное знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - уверенное владение музыкальной терминологией; - умение полно охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «4» («хорошо»): хорошее знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; владение музыкальной терминологией, но недостаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «3» («удовлетворительно»): - не полные знания музыкального, исторического, теоретического материала; - неуверенное владениемузыкальной терминологией; - слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «2» («неудовлетворительно»): - слабое знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровнетребований программы; - не владение музыкальной терминологией; - неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки, согласно требований программы. «зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» Оцениваются три основные формы работы: 1.Знание жизненного и творческого пути композитора. 2.Умение анализировать музыкальные произведения. 3.Музыкальная викторина 22 Оценка «5» («отлично»): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «4» («хорошо»): - знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - владение музыкальной терминологией; - не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «3» («удовлетворительно»): - не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала; - не уверенное владение музыкальной терминологией; - слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. Оценка «2» («неудовлетворительно»): «зачет» (безотметки) - не знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы; - не владение музыкальной терминологией; - не умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки. - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям «Музыкальный инструмент (фортепиано, дополнительный инструмент)»: Оценка «5» (отлично): исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть; - отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемых пьес; увлеченность исполнением, художественное использование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием пьес; слуховой контроль собственного исполнения; единство темпа, ясность ритмической пульсации, разнообрази динамики. Оценка «4» (хорошо): - программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие оригинальному темпу, понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности; - попытка передачи динамического разнообразия; - неполное донесение образа исполняемого произведения, незначительная нестабильность исполнения, недостаточный слуховой контроль собственного исполнения. Оценка «3» (удовлетворительно): - программа не соответствует году обучения (занижена), обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер пьес не выявлен общая неустойчивость, нестабильность исполнения; - слабый слуховой контроль собственного исполнения; - ограниченное понимание динамических, технологических задач; - темпо-ритмическая неорганизованность и монотонность звучания. 23 Оценка «2» (неудовлетворительно): «зачет» (без отметки) Оценка «5» (отлично): Оценка «4» (хорошо): Оценка «3» (удовлетворительно): Оценка «2» (неудовлетворительно): «зачет» (без отметки) незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу; отсутствие слухового контроля исполнения, низкое качество звукоизвлечения и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования, метро-ритмическая неустойчивость. - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям Предметы вариативной части: - безупречное исполнение задания, проявленное индивидуальное отношение к материалу, выявленное свободное владение материалом; - объем знаний соответствует программным требованиям на данном этапе обучения. - достаточно полное выполнение поставленной задачи (в целом), достаточное понимание материала, небольшие неточности; учащийся в целом обнаружил понимание материала. достаточный минимум в исполнении поставленной задачи учащимся с большиминеточностями и ошибками; выявлен неполный объем знаний, пробелы в усвоении отдельных тем. - отсутствие выполнения минимального объема поставленной задачи, невыученный практический или теоретический материал; - выявлены значительные пробелы в усвоении темы. - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям VI. Программа творческой, методической и культурно просветительской деятельности Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечивается созданием в ДШИ комфортной, развивающей образовательной среды. Она предполагает организацию творческой, методической и культурно-просветительской деятельности. Творческая и культурно-просветительская деятельность ДШИ направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного музыкального искусства, их приобщение к духовным ценностям, создание необходимых условий для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей). Творческая деятельность предполагает активное участие обучающихся и преподавателей в творческих мероприятиях. Культурно-просветительная деятельность предполагает организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармонии, выставочных залов, музеев, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования и др.). 24 Осуществляется организация творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими школами, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Профессиональная направленность образования в ДШИ предполагает организацию творческой деятельности путем проведения конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений. Обучающиеся имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, проводимых в ДШИ. При реализации программы «Музыкальный фольклор» осуществляется методическая деятельность. Она направлена на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося. С этой целью в образовательном учреждении создан методический совет. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. Методическая программа направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников. В рамках методической программы работники в пределах имеющихся финансовых возможностей осваивают дополнительные профессиональные образовательный программы в объеме не менее 16 часов, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ДОПП: · обеспечение оптимального вхождения преподавателей в систему ценностей современного дополнительного образования; · освоение новой системы требований к программе «Музыкальный фольклор», результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; · овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач процесса обучения. Одним из условий готовности к реализации программы «Музыкальный фольклор» является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности преподавателей на всех этапах реализации программы. Педагогические работники осуществляют творческую и методическую работу: разрабатывают рабочие программы по преподаваемым ими предметам в рамках образовательной программы, а также учебно-методическое обеспечение; используют в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития. Методическая работа призвана решать следующие задачи: · организация активного участия членов педагогического коллектива в планировании развития учреждения и его реализации, а также в инновационной, опытно экспериментальной деятельности школы; 25 · обеспечение условий повышения профессиональной компетенции, педагогического мастерства и развития творческого потенциала преподавателей; · экспертно-диагностическое воспитательного процесса; и аналитическое обеспечение роста образовательно · изучение и внедрение инноваций в области образования и воспитания; · изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта; · изучение и распространение новых методик, технологий, программ, учебников и др.; · реализация решений педагогического совета по методическим вопросам; · организация выставок научно-методической и учебно-методической литературы; · методическая помощь молодым преподавателям. Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности включает в себя мероприятия, имеющие периодический, системный характер. Данная программа включается ежегодно в единые планы работы на учебный год. Перечень мероприятий в рамках творческой и культурно-просветительской деятельности, в которых принимают участие обучающиеся и преподаватели . · театрализованные представления, · конкурсы, концерты, · концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах, · посещение обучающимися филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др. Перечень мероприятий и форм работы в рамках методической деятельности: · участие в конкурсах педагогического мастерства, научно-методических конференциях, семинарах, педагогических чтениях (внутри школьных, городских) · создание педагогами методических разработок и рекомендаций (например, к самостоятельной работе обучающихся), написание методических работ различных жанров, способствующих повышению качества образовательного процесса, · разработка и коррекция учебных программ, · разработка дидактических материалов по предметам. 26