Описание

Описание
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства "Музыкальный фольклор"
Настоящая дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в
области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» (далее – программа
«Музыкальный фольклор») МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» составлена на основе
федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают
обязательные требования к минимуму ее содержания, структуре, условиям реализации и
сроку обучения по данной программе.
Программа «Музыкальный фольклор» определяет содержание и организацию
образовательного процесса МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» .
Программа «Музыкальный фольклор» составлена с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
· выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском
возрасте;
· создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
· приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном
инструменте, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в
соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми
традициями;
· приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого
исполнительства;
· приобретение детьми опыта творческой деятельности;
· овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации;
· подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные
образовательные организации и образовательные организации высшего образования,
реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства.
Программа разработана с учетом:
· обеспечения преемственности программы «Музыкальный фольклор» и основных
образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в
области музыкального искусства;
· сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
Цель программы: развитие духовно богатой, высоконравственной личности,
способной к творческому самовыражению через овладение основами профессиональных
навыков в области музыкального фольклора. Ее отличительная особенность –
комплексное освоение фольклорного материала через изучение профильных дисциплин
учебного плана, дальнейшее сохранение и развитие культурных традиций народа.
Задачи программы:
· воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
· формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
· формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
· выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе
коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и
обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
С целью обеспечения преемственности программы «Музыкальный фольклор» с
программами препрофессионального допольнительного образования, обучение в МБУДО
«Школа искусств поселка Новые Лапсары города Чебоксары» по учебным предметам
обязательной и вариативной частях осуществляется на русском языке.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной
программы «Музыкальный фольклор» для детей, поступивших в МБУДО «ДШИ им. А.М.
Михайлова» в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» имеет право реализовывать образовательную
программу по индивидуальному учебному плану с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе «Музыкальный фольклор» МБУДО «ДШИ
им. А.М. Михайлова» проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих
определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной памяти.
Освоение
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
предпрофессиональной программы «Музыкальный фольклор» завершается итоговой
аттестацией обучающихся, проводимой МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова».
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности, в ДШИ создается комфортная
развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможности:

· выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
· организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (концертов, творческих вечеров, театрализованных
представлений и др.);
· организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
· организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств,
учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства;
· использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
· эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
· построения содержания программы «Музыкальный фольклор» с учетом
индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей
субъекта Российской Федерации;
При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 5 (6)
лет продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со
второго по восьмой классы 33 недели, продолжительность учебных занятий в шестом
классе составляет 33 недели. (См. график учебного процесса).
С первого по шестой классы в течение учебного года предусматриваются каникулы
в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по образовательной
программе со сроком обучения 5 лет устанавливаются дополнительные недельные
каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением
последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ начального общего
и основного общего образования.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в
форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 2 до 10
человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий
(численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие к освоению образовательной программы со второго по седьмой классы
включительно, имеют право на освоение программы «Музыкальный фольклор» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (пятый и шестой) поступление
обучающихся не предусмотрено.
Программа «Музыкальный фольклор» обеспечивается учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная
(самостоятельная)
работа
обучающихся
сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение
по каждому учебному предмету.
Время внеаудиторной работы может быть использовано на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров,

концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и
просветительской деятельности ДШИ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ДШИ
на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1)
Фольклорный ансамбль;
2)
Сольфеджио;
3)
Музыкальный инструмент.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ДШИ самостоятельно. ДШИ
разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими
ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
·умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других
этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
·знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
·знание профессиональной терминологии, вокального фольклорного репертуара и
репертуара по учебному предмету «Музыкальный инструмент»;
·достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для
воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и
жанров;
·умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые,
интервальные и мелодические построения;
·наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается доступом
каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и
видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во
время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети
Интернет.
Реализация
программы
«Музыкальный
фольклор»
обеспечивается
педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 25 процентов
в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной
образовательной программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее
профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими

среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в
соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее
профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей
профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых
3233 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и
экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также
освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Педагогические работники должны осуществлять творческую и методическую работу.
В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального
искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых
ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по
вопросам реализации программы «Музыкальный фольклор», использования передовых
педагогических технологий.
При реализации программы «Музыкальный фольклор» необходимо планировать
работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
·по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» и консультациям по
«Фольклорному ансамблю» не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
·по учебному предмету «Сольное пение» до 100 процентов аудиторного учебного
времени.
Материально-техническая база МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Музыкальный фольклор» минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально
технического обеспечения включает в себя:
концертный зал с роялем или пианино, звуко техническим оборудованием;
библиотеку;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал или видео класс);
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
занятий; - учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Фольклорный
ансамбль».
В случае реализации МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» в вариативной части
учебного предмета «Фортепиано» учебные аудитории должны быть оснащены роялями
или пианино. В случае реализации в вариативной части учебного предмета «Сольное
пение» учебная аудитория оснащается пианино и звукотехнической аппаратурой и имеет
соответствующее напольное покрытие. Учебные аудитории, предназначенные для
изучения учебных предметов «Народное музыкальное творчество», «Сольфеджио»,
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», оснащаются пианино или

роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
В ДШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов. МБУДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» обеспечивает
выступления учебных ансамблевых коллективов в сценических костюмах.
I.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
ДПОП
«Музыкальный фольклор»
Минимум содержания программы «Музыкальный фольклор» обеспечивает
целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе
освоения программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков.
Результатом освоения программы «Музыкальный фольклор» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области музыкального исполнительства:
а) вокального ансамблевого:
·знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и
основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;
·знания музыкальной терминологии;
·умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах фольклорных коллективов;
·умения самостоятельно разучивать вокальные партии;
·умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других
этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
·навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
·первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений; ·навыков публичных выступлений; б) инструментального:
·знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
·знания музыкальной терминологии;
·умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;
·умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров
и стилей;
·умения создавать художественный образ при исполнении на народном
инструменте музыкального произведения;
·умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
·умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных
произведений;
·навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
·навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
·первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых
произведений; ·навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
·знания музыкальной грамоты;

·первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области
музыкального искусства;
·знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на
специфические черты композиторских школ;
·умения использовать полученные теоретические знания при вокальном
ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на
инструменте;
·навыков восприятия элементов музыкального языка;
·сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;
·навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
·навыков анализа музыкального произведения;
·навыков записи музыкального текста по слуху;
·первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Результатом освоения ДОПП «Музыкальный фольклор» с дополнительным годом
обучения, сверх обозначенных выше настоящей программы предметных областей,
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях;
Фольклорный ансамбль:
·знание начальных основ песенного фольклорного искусства, особенностей
оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей
вокального коллектива;
·знание профессиональной терминологии;
·навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе
исполнения театрализованных фольклорных композиций;
·умения самостоятельно разучивать вокальные партии;
·умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других
этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;
·сформированные
практические
навыки
исполнения
народно-песенного
репертуара;
·формирование навыков владения различными манерами пения;
·навыки фольклорной импровизации (соло и в ансамбле);
·навыки аккомпанирования голосу в работе и концертном исполнении вокальных
произведений различных жанров.
Музыкальный инструмент:
·воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
·сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
·знание инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей
и жанров в соответствии с программными требованиями;
·знание
художественно-исполнительских
возможностей
музыкального
инструмента;
·знание профессиональной терминологии;

·наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм;
·навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
·навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства;
·навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные
художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения;
·наличие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха.
Сольфеджио:
·сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального
слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой деятельности. В том числе:
·первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной
терминологии;
·умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового
анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
·умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
·умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
·вокально-интонационные навыки;
·навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте,
запись по слуху и другие навыки).
Народное музыкальное творчество:
·знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и
народных праздников;
·знание особенностей исполнения народных песен;
·знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
·умение анализировать музыкальный фольклор, владение навыками его записи;
·умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
·первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
·знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
·знание основных музыкальных произведений зарубежных и отечественных
композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи
барокко до современности;
·умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;

·навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения
формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых
особенностей;
·знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
·знание основных музыкальных терминов;
·сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
·умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
·умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
·навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать свое
отношение к нему, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Результаты освоения программы «Музыкальный фольклор» по учебным предметам
вариативной части должны отражать:


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».