В.02.УП.01 КЕРАМИКА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» п. Опытный, Цивильского муниципального
округа Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ
А.М. Михайлова»
Протокол №___
от «___»___ 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ А.М.
Михайлова»
Л. В. Федорова
от « »________2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
В.00. ВАРИАТИВНОСТЬ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ВО.01.
КЕРАМИКА

п. Опытный, 2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Керамика» разработана на основе и с учетом федер
альных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в области «Декоративноприкладное творчество» (вариативная часть).
Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне
соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно-прикладным
искусством
в
детской
художественной школе–
это путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетическо
го отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Учебный предмет «Керамика» направлен на развитие творческих способностейдете
й, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкус учащихся.
Предмет «Керамика» тесно с вязан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Декора
тивно-прикладное творчество», «История изобразительного искусства». Данная
взаимосвязь помогает учащимсяактивно осмысливать окружающий мир и воплощать его в
формах
декоративно-прикладного
творчества,гармонично объединяя функциональный и эстетический компоненты
в керамическом изделии.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровн
я развития
детей.
Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Срок реализации учебного предмета
Учебный
предмет
«Керамика»
реализуется как
предмет
вариативной
части при 5-летнем обучении подополнительной предпрофессиональной общеобразовател
ьной программе в области «Декоративно -прикладное творчество».
Объем учебного времени, предусмотренный учебным
планом образовательного учреждения
на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Керамика» при 5-летнем
сроке обучения составляет 165 часов, из них:165часов-аудиторные занятия.
Сведения о затратах учебного времени и графике
промежуточной и итоговой аттестации
Затраты учебного времени, графи к промеж
уточной и
Итоговой аттестации
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
1
2
3
4 5
6
7
8
9
10
16 17 16 17 16 17 16
17 16
17
16

17 16

17

Всего
часов

16
5
16
5

просмот
р
зачет

17 16 17

просмот
р
зачет

16

просмот
р
зачет

17

просмот
р
зачет

Максимальнаяучебнаянагрузк 16
а(в
часах)
Видпромежуточнойаттестац
иипополугодиямиитоговаяат
тестация

просмот
р
зачет

Вид учебной работы, уче
бной
нагрузки, аттестации
Годыобучения
Полугодия
Аудиторныезанятия(вчасах)

Форма проведения учебных занятий
Занятия попредмету «Керамика» осуществляются в форме групповых занятий.
Занятия проводятся аудиторно.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторныезанятия:1-5классы–1час.
Самостоятельная работа программой не предусмотрена.
2

Цель изадачиучебногопредмета
Целью
учебного предмета «Керамика» является овладение знаниями и представлениями об искус
стве художественной керамики, формирование практических умений и навыков, развитие
творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также подготовка одаренных
учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения по профилю предмета.
Задачи учебного предмета «Керамика»:
• приобщение учащихся к истокам народного искусства;
• создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;
• формирование основных приемов ручного формообразования керамики;
• освоение базовых техник декорирования в керамике;
• формирование средствами керамики духовной культуры учащихся и потребности обще
ния их с искусством.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы пр
еподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала погодам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методыобучения
Длядостижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующ
ие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наи
более продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.
Описание материальнотехнических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая
база
Школы
соответствует
санитарным
и
противопожарным нормам, атакженормамохранытруда.
Занятия по предмету «Керамика» проходят в кабинете, оснащенным необходимым об
орудованием. Имеется помещение для сушки и муфельная печь для обжига.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондами фондам
аудио и видео записей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по из
учению предложенных тем, в том числе, архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, по
ртрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основн
ой и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно- прикла
дному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по видам иску
сства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.

Содержание учебного предмета «Керамика» построено с учетом возрастных
особенностей детей, включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися истории керамики, региона
3

льных особенностей и технологических способов формообразования, приемов декорирова
ния керамики, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно–
прикладного искусства.
Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков
ремесла в учебном и творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
• из истории развития керамики;
• традиционные виды народной глиняной игрушки;
• основные приемы ручного формообразования;
• декорирование керамической поверхности ручными способами;
• техники росписи керамических изделий;
• объемно-пространственная композиция в керамике;
• авторский проект—керамическая композиция.
Творческие работы, связанные с лепкой традиционной народной игрушки. Творчес
кие работы объемно-пространственной композиции в керамике предполагают создание
работ
различными
способами, направлены на развитие художественнообразного мышления всоздании художественного объекта.
Учебно-тематическийплан
№

Наименование раздела,темы

Видучебного
занятия

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЧастьΙ.Знакомство с глиной.
Раздел1.Способы объемной лепки.
1.1
Овощиифрукты.
урок
1.2
Лепкаживотных.
урок
ЧастьΙΙ. Знакомство с наиболее распространёнными видами глиняной игрушки.
Раздел2.Филимоновскаяигрушка.
2.1
Свистулька.
урок
2.2
Барыня.
урок

3.1
3.2
3.3
3.4

Раздел3.Каргопольская игрушка.
Лепкаживотных.
Мужиксгармошкойилилаптями.
Барыня–крестьянка.
Кентавр.

Количество
аудиторных
часов

2
4

4
6
16

урок
урок
урок
урок

4
4
4
5
17

урок
урок
урок
урок
урок

4
4

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
4.1
4.2
5.1
5.2
5.3
6.1

7.1
7.2
8.1
8.2

Раздел4.Тверская игрушка.
«Петушок».
«Жар–птица»..
Раздел5.Дымковская игрушка.
Конь.
«Петушок».
Барынявкокошнике.
Раздел6.Тематическая композиция по мотивам дымки.
«Ярмарка»или«Народныегулянья».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЧастьΙΙΙ.Рельефы.
Раздел7.Миниатуюрные барельефы.
Кулон«Декоративнаяптица».
Кулон«Декоративныйчеловечек».
Раздел8.Рельефные композиции.
Деревенскийпейзаж.
Маска-портрет.

ЧастьΙV.Круглая скульптура .
Раздел9.Композиционная работа.
9.1
Базар.

урок

4
4
16
4

урок

13
17

урок
урок

4
4

урок
урок

4
4
16

урок

4
4

9.2
9.3

Лавочка.
«Кувшин»или«Вазочка».

урок
урок

6
7
17

9.4
9.5

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тематическаякомпозициясдвух–трёхфигур.
Лепканатюрморта, состоящегоиз двух–трёхпредметовбытаи
драпировки(снатуры).

урок
урок

8
8

урок
урок

16
8
9
17

урок

8

урок

8
16
7

урок

10
17
165

9.6
9.7

Набордекоративныхваз.
Созданиенароднойигрушкипомотивамдымки.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

9.8
10.1
10.2
10.3

«Спорт»,«Труд», «Балет».
Раздел10.Декоративное панно.
Вставка сконтррельефом.
Рельефноеизображениенатюрморта издвух–трёхпредметов
бытаидрапировкисоскладками(снатуры).
Панно«Городской пейзаж».

Содержание разделов и тем. Годовые требования
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЧастьΙ.Знакомство с глиной.
Раздел 1. Способы объёмной
лепки.Тема1.1.
Овощи и фрукты.
Организациярабочегоместа.Инструментыиприспособления:нож,стеки,кисточки,ёмкост
ьс водой,кусочекткани.
Немногоиз историиоглине.
Практическая работа – кусок глины катаем между ладонями – получим шар (очень многие
фрукты и овощипохожи на него). Надолишь чуть – чуть подправить и получится яблоко.
Таким образом лепим вишенки,грушу,огурец и т.д.Размер:5-10см
Материал:глинасмешанная.
Тема1.2.Лепка животных.
Лепимкошку. Знакомствосприёмамилепкикошки. Принцип поэтапности.
● Есликошкабежит–
еёможнолепитьконструктивнымспособом(изотдельныхдеталей,соединяяихмеждусобой).
● Есликошкаспит–
еёможнолепитьизцелогокускаглиныпластическимспособом(вытягиваянужныедеталиили
делаяуглубления).
● Есликошкасидит–используем комбинированныйспособ.
Послеобжигаизделиярасписываютираскрашивают.Размер:5-10 см
Материал:глинасмешанная,краскигуашьилитемпера,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кист
и.
ЧастьΙΙ.Знакомствоснаиболеераспространённымивидамиглинянойигру
шки.Раздел2.Филимоновскаяигрушка.
Тема2.1.Свистулька.Лепимптицу.
Послетого,каквыполненотуловищептицы,задняяегочастьпревращаетсявширокийраструб,
краякоторогопостепенносужаются.Вылепливается самсвисток.
Послеобжигаигрушкабелитсяирасписываетсяв традиционномстиле.Размер:10-12см
Материал: глинасмешанная,краскигуашьилитемпера,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,
кисти, ткань.
Тема 2.2.Барыня.
Лепимфигуркубарыни,соблюдая удлинённыепропорции.
Неширокаяюбка–
колоколпереходящаявузкуютаклию,узкиепокатыеплечи,руки,голову,составляющуюо
дноцелоесшеей,переходящуювшляпкускозырьком.
Врукахубарыньбукетыцветов,сумочкиилиляльки.
5

Обжиг. Росписьвтрадиционномстилеспредварительнымэскизом набумаге. Размер:15-20см
Материал:
глинасмешанная,краскигуашьилитемпера,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти, ткань.
Раздел3.Каргопольскаяигрушка.
Тема3.1. Лепкаживотных. Знакомствоспромыслом.
Особенности лепки–фигуркикоренастые,грубоватые,короткие ножки.Лепкапочастям.
Обжиг.Росписьвтрадиционномстиле.Размер:10-12см
Материал: глинасмешанная,краскигуашьилитемпера,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,
кисти,ткань.
Тема 3.2.Мужиксгармошкойилилаптями,сидящийна пне.
Фигурка лепится по частям. Люди заняты повседневными делами – плетут лапти, играют
на гармошке.Обжиг. Роспись в определённом стиле лица и руки, а иногда и часть фона для
росписи– белые. Размер: 10см
Материал:
глинасмешанная,краскигуашьилитемпера,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,
кисти,ткань.
Тема3.3.Барыня–крестьянка.
Фигурка барыни приземистая, крепкая. В руках коромысло или каравай хлеба. Лепится по
частям. Обжиг.Роспись вопределённомстилеспредварительнымэскизом.Размер:10-15см
Материал:
глинасмешанная,краскигуашьилитемпера,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,
кисти, ткань.
Тема3.4. Кентавр.Получеловек–полуконь.
Кентавр–фанстастический персонаж из Древней Греции. Лепкапочастям.
Выполняем верхнюю часть туловища и плоскую голову на толстой шее. Лепим туловище
коня и соединяемих.Обжиг. Роспись.Размер:10-12см
Материал:
глинасмешанная,краскигуашьилитемпера,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,
кисти,ткань.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел4.Тверскаяигрушка.
Тема4.1.Петушок.
Туловищеигрушкилепитсяизодногокуска.Хвост–
подставка,гребешоклепитсяотдельноипримазывается.
Затем
игрушка
украшается
чешуйками. После обжига игрушка расписывается. Фон остаётся незакрашенным–краснокирпичный цвет глины.Размер:8-10см
Материал:глинакрасная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,ткань,бумага
.
Тема4.2.Жар–птица.
Туловище лепится из одного куска. Отдельно лепятся сборки на крылья, хвост и
гребешок. Затем игрушкаукрашается чешуйками.
Послеобжигаигрушкарасписывается,фоностаётсянезакрашенным–краснокирпичныйцветглины.Размер:8-10см
Материал:глинакрасная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,ткань
.
Раздел 5. Дымковская
игрушка.Тема5.1.Конь.
Пластическое решение игрушки.Обощённая форма. Принцип лепки тот же,добавляются
ноги.Обжиг.Роспись по белому фону, предварительно попробовав на бумаге.
Декоративность цвета в геометрическомузоре.Размер:8-12см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,ткань,бум
ага.
Тема5.2.Петушок.
Пластическоерешениеигрушки.Чувствоцвета,ритмическаясвязьлиний, форм.Основу лепим в
форме овала. Формируем ноги. Лепим из большого комка глины. Хвост примазываем
ктуловищу.
Лепим из двух лепёшек крылья. Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины
начиная с нижнегоряда, постепенно подходя к клюву. Оформляем оборками крылья и
хвост. Обжиг. Роспись по белому фону.Размер:10-15см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,ткань,бум
6

ага.
Тема5.3.Барынявкокошнике.
Обобщение. Плавные, неторопливые линии силуэта игрушки. Соблюдение требований –
форма и законвзаимодействия цветов. Лепим юбку – широкий колокол. Насаживаем торс
и оттягиваем шею, укрепляемшар – голову. К плечам примазываем руки – колбаски,
изгибаем и складываем на талии. Можно дать в рукикаравай хлеба, ребёнка или изогнуть
по форме коромысла (вёдра лепим отдельно) на голову примазываемкокошник в виде
полумесяца и маленькие серьги в виде капелек. Обжиг. Роспись по белому фону.
Размер:10-15см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,ткань,бум
ага.
Раздел 6. Тематическая композиция по
мотивам
дымки.Тема6.1.Ярмаркаилинарядныегулянья
.
Работа над тематической композицией из нескольких фигур. Выполняется коллективно по
эскизам. Лепятсякарусели. Повозки, киоски, лавки с разнообразной утварью, барыни с
детьми, мужики, собачки, медведи,ярморочныеконструкции.
После обжига все изделия белятся, раскрашиваются и составляются в общую
композицию.
Размер:
8-20
смМатериал:
глинасмешанная,краскигуашь,
водоэмульсионнаякраска, клейПВА,кисти, ткань, бумага.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЧастьΙΙΙ.Рельеф.
Раздел7.Миниатюрныебарельефы.
Тема7.1.Кулон«Декоративнаяптица».
Эскиз.Стилизация.Передачадинамикиилистатики.Поисккомпозициивкругеилидругихформат
ах.Декоративныеукрашения.Роспись изделия.Обжиг.Размер:6-8см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага.
Тема7.2.Кулон«Декоративныйчеловечек»
Эскиз.Стилизация.Обощениеформы,усилениевыразительности.Передачадвиженияилипокоя.
Поисккомпозициивкругеили др.формате. Роспись изделия.Обжиг.Размер:6-8см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага.
Раздел 8. Рельефные
композиции.Тема8.1.Дереве
нскийпейзаж.
Эскиз.Поисккомпозиционногоцентра.Обощениеформы,усилениевыразительности.Стилизац
ия.Росписьизделия.Обжиг.Размер:10×10см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти, бумага.
Тема 8.2.Маска–портрет.
ЭскизСтилизация.Изучениепропорцийчеловека.Передачадоброты,злости,удивления,страх
а.Напластину – основу накладываем детали – рот, нос, брови, делаем углубления для глаз.
После обжига маскурасписываеми оформляем.Размер:10×10см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,тк
ань.
Часть ΙV.Круглая
скульптура.Раздел 9.
Композиционная
работа.Тема9.1. Базар.
Эскизы.Поисквыразительныххарактерныхдвиженийфигурчеловека.Пропорции.Решениеобра
за,стилизация,декоративнаяобработка.Роспись.Обжиг.Размер:10-15см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,тк
ань.
Тема 9.2.Лавочка.
.Эскизы.
Действующие герои – семья, подруги, бабушки и т.д. Всё должно быть подчинено общему
замыслу, т.е. вкомпозиции выделить главное. Изучение пропорций человека, его
движения.
Выполнение
декоративныхдеталей,созданиенастроения.Роспись.Обжиг.Размер:10-15см
7

Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,тк
ань.
Тема9.3.«Кувшин»или«Вазочка».
Эскиз.Декоративность.Приёмылепкиизжгута.Использоватьзаготовки–
шаблоны.Оформлениекувшина
–
объёмныелепныеукрашения,рельефныйрисунок,тонкиебороздкистеками,фактура,роспись.
Проявлениетворческой изобретательности.Обжиг.Размер:10-15см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,тк
ань.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 9.4.Тематическаякомпозицияиздвух–трёхфигур.
Передачасюжетов,наблюдаемыхвжизни.Передачавзаимодействияизображаемыхфигур(чел
овека,животных), пропорций и характера. Совершенствование навыков в работе по
представлению. Размер: 10-20см
Материал:глинасмешанная,краскигуашь,кисти, бумага,ткань.
Тема9.5.Лепканатюрмортасостоящегоиздвух-трёхпредметов
бытаидрапировкиснатуры.
Построениеподставки(плинта).
Передача взаимодействия предметов на плоскости, характера их форм, пропорций.
Размещение предметов впространстве.Размер:10-20см
Материал:глинасмешанная,гуашь,кисти,ткань.
Тема 9.6.Набордекоративныхваз.
Эскиз:
Тривазы,объединённыеоднойидеей.Закреплениеранееизученныхспособовлепкиидекориро
вания, развитие самостоятельного творческого мышления, умение связать воедино
несколько
ранееизученныхзаданий,правильноихвыполнить.Обжиг.Роспись.Размер:1020см
Материал:глина,гуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,ткань.
Тема 9.7.«Парочка»или«Гармонист».
Созданиенароднойигрушкипомотивам«Дымки».Работапредваряетсяэскизами.Использован
иевспомогательногоиллюстративногоматериала.Проявлениефантазии.Связьцветаиформыв
ходесамостоятельнойтворческойработынаддекоративной композицией.Размер:10-15см
Материал:глина,гуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,ткань.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 9.8.«Спорт»,«Труд»,«Балет».
ЭскизСозданиедекоративнойкомпозицииизоднойдвухфигур.Фигурачеловекавдвижен
ии.Использование в задании основных закономерностей композиции. Обжиг.
Роспись. Размер: 10-20 смМатериал:глина,гуашь,водоэмульсионная
краска,клейПВА,кисти,бумага,ткань.
Раздел10.Декоративноепанно.
Тема 10.1.Вставкасконтррельефом.
Анималистическая фантазия. Эскиз Передача эмоционального настроя животного.
Интерпретация образов,навеянных иллюстрациями и скульптурными работами
художников – аниматоров. Обжиг. Роспись. Размер:10×10см
Материал:глина,гуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,ткань.
Тема10.2.Рельефноеизображениенатюрмортаиздвухтрёхпредметовбытаидрапировкисоскладкамиснатуры.
Совершенствование
вусвоении
принциповрельефного
изображения
предметов.Практическое
изучениеобразования
и
строенияскладокдрапировки.Размер:15×20см
Материал:глина,гуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,ткань.
Тема10.3.Панно.Городскойпейзаж.
Эскиз.Знакомствосвидамиархитектурныхстроенийпорепродукциям.Воплощениезадуманн
огохудожественногообразавматериале.Использованиедекорирования–
росписьиконтррельеф.Обжиг.Роспись.Совместный
анализитоговогозадания.Размер:20×20см
Материал:глина,гуашь,водоэмульсионнаякраска,клейПВА,кисти,бумага,ткань.
8

2.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Врезультатеосвоенияпрограммыпоучебномупредмету«Керамика»обучающийсядолжен:
- знать понятия «керамика», «объемность»,
«пропорция»,
«характер
предметов», «плоскость»,
«декоративность»,«рельеф»,«круговойобзор»,«композиция»;
- знатьоборудованиеипластическиематериалы;
- уметьнаблюдатьпредмет,анализироватьегообъем,пропорции,форму;
- уметьпередаватьмассу,объем,пропорции,характерныеособенностипредметов;
- уметьработатьснатурыипопамяти;
- уметьприменятьтехническиеприемылепкирельефа иросписи;
- получитьнавыкиконструктивногоипластическогоспособовлепки.
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации образовательной программы по учебному предмету
«Керамика»
включает
всебятекущийконтрольуспеваемости,промежуточнуюиитоговуюаттестациюобучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости по предмету «Керамика»
целесообразно
использоватьпросмотрыучебнотворческихработобучающихся.Текущийконтрольуспеваемостиобучающихсяпроводится
всчет аудиторноговремени,предусмотренногонаучебный предмет.
Промежуточная аттестация по предмету «Керамика» проводится в форме контрольных
уроков, зачетов иэкзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде устных
опросов,
просмотров
творческихработ,выставок.Контрольныеурокиизачетыврамкахпромежуточнойаттестациип
роводятсяназавершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного
на
учебныйпредмет.Экзамены
попредмету«Керамика»непредусмотреныучебнымпланом.
Позавершенииизученияучебногопредмета«Керамика»поитогампромежуточнойаттестации
обучающимся выставляется оценка. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать
оценку качестваприобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень
готовности выпускников к возможномупродолжениюпрофессиональногообразования
вобластиизобразительногоискусства.
По окончании каждого полугодия учебного года по учебному предмету «Керамика»
выставляются
оценки.Итоговаяаттестацияпопредмету«Керамика»проводитсявформепросмотратворчески
хработобучающихся, после чего
выставляются
оценки
«отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
ТребованияктворческомупросмотруработобучающихсяопределеныданнойпрограммойиФГТ.

По результатам
текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка5«отлично»
Предполагает:
- правильнуюкомпоновкуизображениявобъёме;
- последовательное,грамотноеиаккуратноеведениеэтаповлепки;
- умелоеиспользованиевыразительныхособенностейвсозданииобраза (фактура,масштабипр.);
- владениеспособамилепки«отцелогокуска»,«конструктивный»,«смешанный»;
- техническаяграмотностьврешениизадачи;
- умениесамостоятельноисправлятьошибкиинедочетывскульптуре;
- умениеобобщатькомпозициюиприводитьегокцелостности;
- творческий
подход.Оценка4«
хорошо»Допуска
ет:
- некоторуюнеточностьвкомпоновке;
9

- небольшиенедочетывконструктивномпостроении;
- незначительныенарушениявпоследовательностиработынаднаборомобъёма,ка

кследствие,незначительныеошибки впередачепропорций;
- некоторую дробность и
небрежность
лепки.Оценка3«удовлетворительно»
Предполагает:
- грубыеошибкивкомпоновке;
- неумениесамостоятельновестиработув объёме;
- неумениесамостоятельноанализироватьиисправлятьдопущенныеошибкивкон
струкцииипропорциональномрешении скульптуры;
- однообразноеиспользованиеизобразительныхприемовв объёмедлярешенияразныхзадач;
- незаконченность,неаккуратность,небрежностьвскульптуре.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• репродукции
• фотографии
• видеоматериалы
• образцыкерамическихизделий
• дидактическийраздаточныйматериал
• книгипокерамикиискульптуре

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5. СПИСОКЛИТЕРАТУРЫИСРЕДСТВОБУЧЕНИЯ
1. Боголюбов

Н. Скульптура на занятиях в школьном
кружке. – М.:Просвещение,1986.
2. БугамбаевМ.Гончарноеремесло.Керамика.–Ростов-на-Дону:
«Феникс»,2000.
3. ВатагинВ.Изображениеживотного.–М.:Искусство,1957.
4. Долорс Р. Керамика: Техника. Приемы. Изделия /Пер. с
нем. Ю. О.Бем–М.:АСТ–ПРЕССКНИГА,2003.
5. КибрикЕ.А.Объективныезаконыкомпозициивизобрази
тельномискусстве.–М.:«Вопросыфилософии»,1966.
6. КузинИ.С.Наброскиизарисовки.–М.,1970.
7. МакароваЕ.Освободитеслона.–М.:Знание,1985.
8. МалолетковВ.А. Керамика. –М.:«Юныйхудожник», 2001.
9. Окомпозиции:Сборникстатей–М.,1959..
10.ПолунинаВ.Искусствоидети.–
М.:Просвещение,1982.11.Претте М., Капальдо А.
Творчество и выражение. – Т.1,2. –
М.:Советскийхудожник,1985.
12. Работа с детьми 7-10 лет над замыслом композиции.
Методическаяразработка для преподавателей детских
художественных школ и школискусств.–М.:1987.
13. Рубцова Е.С. Фантазии из глины /Елена Рубцова. – М.:
Эксмо, 2007. –64с.:цв.ил.
14. Чавара Х.Ручнаялепка /Х.Чавара.–
М.:ООО«ИздательствоАСТ»:ООО«ИздательствоАстрель»,
2003.
15. Школаизобразительногоискусства,в10томах.
16. Эткин Д. Керамика для начинающих /Пер. с англ. Е.В.
Петровой, Ю.В.Устиновой –М.:АРТ-РОДНИК,2006.–
128с.:цв.ил

10


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».