ДПТ-Работа-в-материале

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» п. Опытный,
Цивильского муниципального округа Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ
А.М. Михайлова»
Протокол №___
от «___»______ 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ А.М.Михайлова»
Л. В. Федорова
от « »________2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.01.УП.04., ПО.01.УП.07.
РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ

п. Опытный, 2023г.

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Работа в материале» на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративноприкладное творчество».
Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне
соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно-прикладным
искусством в детской художественной школе, детской школе искусств - это путь
приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического
отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Учебная дисциплина «Работа в материале» направлена на развитие творческих
способностей детей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса
учащихся.
Предмет «Работа в материале» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись»,
«Композиция прикладная», «История народной культуры и изобразительного искусства».
Данная взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и
воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества, гармонично объединяя
функциональный и эстетический компоненты в текстильном изделии.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей.
Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Работа в материале» является овладение знаниями и
представлениями об искусстве создания сувениров и декоративных панно, выполненных в
разных техниках из различных материалов, формирование практических умений и
навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также
подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебных заведения
по профилю предмета.
Задачи учебного предмета «Работа в материале.
- приобщение учащихся к истокам народного искусства;
- создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;
- формирование практических навыков и приемов создания сувенира или декоративного
панно из различных материалов;
- освоение детьми процесса ткачества как творческого процесса, т.е. сочинительства
нового с использованием накопленных знаний;
- формирование средствами художественного декоративного творчества духовной
культуры учащихся и потребности общения их с искусством.
-

Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования

к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система

оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Объем учебного времени
Сведения о затратах учебного времени отражены с учетом распределения объема
учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную
аудиторную нагрузку обучающихся и самостоятельные занятия.
При 8-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и ее распределение по годам
составляют: всего часов – 1188, из них 792 часа – аудиторная нагрузка, 396 часов –
самостоятельная работа.
Распределение нагрузки по годам обучения: аудиторная нагрузка: 4-5 годы обучения – по
4 часа в неделю, 6-7 годы обучения – по 5 часов в неделю, 8-й год обучения – 6 часов в
неделю. Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): 4-6 годы обучения – 2 часа, 78 годы обучения – 3 часа.
Срок освоения образовательной программы
«Декоративно прикладное творчество» 8 лет
Вид учебной работы,
нагрузки, аттестации
Годы обучения
(классы)
Полугодия
Аудиторные занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид промежуточной
аттестации по
полугодиям и
итоговая аттестация

1-й год
4 класс
1
2

Затраты учебного времени,
график промежуточной
аттестации
2-й год
3-й год
4-й год
5 класс
6 класс
7 класс
3
4
5
6
7
8

Всего
часов
5-й год
8 класс
9
10

64
32

68
34

64
32

68
34

80
32

85
34

80
48

85
51

96
48

96

102

96

102

112

119

128

136

144

Экза Конт
мен роль
ный
прос
мотр

Экза
мен

Контрол Экз
ьный
аме
просмот н
р

Контр Экзам Контро
ольны ен
льный
й
просмо
просм
тр
отр

102
51
153
Итог
овая
аттес
тация

792
396
1188

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях прикладного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы
обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по
изучению предложенных тем, в том числе, архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера,
портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративноприкладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по
видам искусства.
II.

№

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название
раздела, темы

Общий объем времени в часах
Максимал Самостоя- Аудитор
тельная
ные
ьная
работа
занятия
учебная
нагрузка
1188
396
792

4 КЛАСС
1 ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Работа с бумагой. Основы
декоративной композиции. Аппликация с
элементами коллажа
Декоративное искусство. Знакомство с историей.
Беседа:
«Аппликация. Виды и способы
аппликации».
«Аппликация. Виды и способы аппликации».
Аппликация с элементами коллажа на тему
«Герои русских народных сказок»
Сказочный герой из готовых геометрических тел
(объём).
Фронтальная композиция, прорезание.
Объёмное изделие из полос бумаги
Раздел 2. Работа с бумагой в различных
техниках
5

5

1

4

12

4

8

12

4

8

18

6

12

12
12

4
4

8
8

2.1
2.2

Декупаж. Оформление изделия в технике
декупаж.
Рамки из мокрой бумаги в технике
«Драпированная бумага»).

12

4

8

12

4

8

96

32

64

6

2

4

12

4

8

12
6
12

4
2
4

8
4
8

6

2

4

2 ПОЛУГОДИЕ
3.1
3.2

4.1
4.2
4.3
5.1

Раздел 3. Точечная и штриховая роспись
Знакомство с точечной и штриховой росписью.
Упражнения
Роспись тарелки (перманентными маркерами или
контурами)
Раздел 4. Коллаж из текстильных материалов
(фоамиран, ткань, фетр)
Эскиз композиции в цвете
Подготовка и компоновка деталей коллажа.
Текстильный коллаж (фоамиран, ткань, фетр)
Раздел 5. Чувашская роспись, орнамент
Знакомство с чувашским орнаментом.
Элементы Чувашского узора и их значение

5.2
5.3
5.4
5.5

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
3.1
3.2
3.3

Выполнение элементов чувашского орнамента
Эскиз разделочной доски с элементами чувашского
орнамента
Перенос рисунка на основу
Роспись разделочной доски
5 КЛАСС
1 ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Техника папье-маше в декоративном искусстве
Вводное занятие. Техника папье-маше в декоративном
натюрморте.
Поиски композиции для панно «Декоративный
натюрморт»
Лепка деталей панно из пластилина (бумажной массы)
Компоновка деталей на плоскости панно
Цветовое декорирование рельефной композиции
Раздел 2. Кукла на основе геометрических тел.
Эскиз куклы
Работа в материале
Декорирование куклы
Раздел 3. Декорирование стекла.
Эскиз композиции в технике витража «Зимние узоры»
Перенос рисунка на основу
Декорирование витражными красками

12
12

4
4

8
8

6
18
102

2
6
34

4
12
68

4

1

3

6

2

4

6
5
11

2
1
3

4
4
8

12
12
14

4
4
6

8
8
8

6
5
15
96

2
2
5
32

4
3
10
64

3
3

1
1

2
2

2 ПОЛУГОДИЕ
4.1
4.2

Раздел 4. Батик
Вводное занятие.
Упражнения в технике «Холодный батик»
6

4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5.1
5.2
5.3
5.4
6.1
6.2
6.3

1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
3.1
3.2
3.3
4.1
4.2

Открытки в технике «Батик»
Поиски композиции
Эскиз композиции в цвете
Перенос рисунка на ткань, работа резервом
Работа в цвете
Раздел 5. Бумагопластика. «Фантастическое животное».
Выполнение эскиза
Разработка деталей.
Конструирование фигурки
Декорирование фигурки
Раздел 6. Коллаж
Поиски композиции
Подготовка и компоновка деталей коллажа
Декорирование панно
6 КЛАСС
1 ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Вводная беседа. Декоративный натюрморт.
Рельеф из глины
Лепка основы для рельефной композиции
Выполнение деталей натюрморта из глины
Декорирование рельефной композиции
Раздел 2. Декоративная рыбка. Рельеф из соленого теста
Способы изготовления изделия из солёного теста
Лепка рыбки
Декорирование изделия
Раздел 3. Старый город. Рельеф из бумаги и картона
Выполнение архитектурных элементов из бумаги и
картона
Декорирование фона
Создание рельефной композиции
Раздел 4. Декоративная открытка
Выполнение элементов открытки
Декорирование открытки

6
10
12
4
15

2
4
4
2
5

4
6
8
2
10

8
12
6
5

3
4
2
1

5
8
4
4

5
8
5
102

2
2
1
34

3
6
4
68

3

-

3

7
7
7
3
7
7
7
7
15

2
2
2
1
2
2
2
2
5

5
5
5
2
5
5
5
5
10

7
15
4
9
7
112

2
5
1
2
2
32

5
10
3
7
5
80

2 ПОЛУГОДИЕ
Раздел 5. Роспись изделия. Городец.
5.1 Поиски композиции для росписи изделия
5.2 Выполнение эскиза композиции
5.3 Работа в материале
Раздел 6. Настенное панно «Времена года». Витраж.
6.1 Поиски композиции для настенного панно.
6.2 Выполнение эскиза композиции в цвете.
6.3 Работа в материале. Витраж.
Раздел 7. Сельский пейзаж. Текстильный коллаж
7.1 Выполнение элементов деревенских построек
7.2 Выполнение основы для коллажа
7.3 Выполнение декоративной композиции

7

3
7
15
20
2
7
3
7
7
18
12
18
119

2
5
5
2
2
2
6
4
6
34

3
5
10
15
2
5
3
5
5
12
8
12
85

1.1
1.2
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2

4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3

6.1
6.2
6.3

1.1
1.2
2.1
2.2
2.3

3.1
3.2
3.3

7 КЛАСС
1 ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1. Вводная беседа. Народная текстильная кукла
Способы изготовления текстильной куклы
Изготовление куклы-сувенира
Раздел 2. Старые Чебоксары. Обрывная аппликация
Выполнение эскиза для аппликации
Подбор материала для аппликации
Колористический строй композиции
Работа в материале
Раздел 3. Декоративная открытка
Выполнение элементов открытки
Декорирование открытки
2 ПОЛУГОДИЕ
Раздел 4. Маска в технике папье - маше
Лепка портрета-маски из пластилина
Создание маски в технике папье-маше
Декорирование маски
Раздел 5. Кукла (техника по выбору)
Выполнение эскиза куклы
Выполнение каркаса для фигуры
Работа в материале
Раздел 6. Фигура человека в технике «Бумагопластика».
Рельеф, объем
Эскиз персонажа
Подготовка деталей, развёрток
Создание образа в технике бумагопластика
8 КЛАСС
1 ПОЛУГОДИЕ
Раздел 1.Вводная беседа. Сувенир с утилитарными
функциями (шкатулка, фоторамка)
Выполнение элементов декора шкатулки
Декорирование шкатулки или фоторамки
Раздел 2. Новогодний сувенир (игрушка, открытка)
Эскиз сувенира
Подготовка деталей для сувенира
Декорирование сувенира
Раздел 3. Вводная беседа. Многофигурная композиция.
Рельефный коллаж.
Выполнение деталей для фона композиции
Выполнение отдельных элементов композиции
Работа в материале
2 ПОЛУГОДИЕ
Раздел 4. Итоговая работа. Вводная беседа
Вариант 1. Глина или керамика
Вариант 2. Тканевая мягкая игрушка (с твердыми частями
или без них).
8

2
8
15
3
6
15
15
26
2
17
19
128

1
3
5
1
2
5
5
10
1
7
8
48

1
5
10
2
4
10
10
16
1
10
11
80

5
8
15
23
3
8
5
19
5

2
3
5
8
1
3
2
7
2

3
5
10
15
2
5
3
12
3

12
12
21
136

5
5
8
51

7
7
13
85

2

2

24
18
3
3
15
18
6

8
6
1
1
5
6
2

16
12
2
2
10
12
4

12
16
27
144

4
6
9
48

8
10
18
96

2

2

4.1
4.2
4.3

Вариант 3. Батик
Вариант 4. Витраж
Вариант 5. Фарфоровая интерьерная кукла
Вариант 6. Кукла, обладающая утилитарными функциями
Вариант 7. Панно
Вариант 8. Станковая композиция с элементами ДПИ
Выбор и подготовка материала к итоговой работе.
Изучение материала.
Выполнение эскиза.
Изготовление и оформление итоговой работы.

33

11

22

27
91
153

9
31
51

18
60
102

III.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования. Содержание тем и разделов

Первый год обучения.
РАЗДЕЛ 1. Работа с бумагой. Основы декоративной композиции. Аппликация с
элементами коллажа.
Тема 1.1 Вводное занятие. Декоративное искусство. Аппликация.
Цель и задачи: познакомить с историей «Аппликация». Познакомить с различными
видами и способами аппликации. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с
особенностями работы в данной технике.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2 «Аппликация. Виды и способы аппликации».
Цель и задачи: Изготовить асимметричную или симметричную фантазийную маску,
научить работать с цветом, создавать контрастные или нюансные сочетания цвета,
вырезать мелкие детали изображения, создавать гармоничную композицию. Дальнейшая
отработка навыков работы с ножницами и бумагой. Материалы и оборудование:
репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, цветная
бумага, цветной картон, ножницы, клей.
Практическая работа: выполнить аппликацию
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.3 Аппликация с элементами коллажа на тему «Герои русских народных сказок»
Цель и задачи: Познакомить с анималистическим жанром в декоративно-прикладном
искусстве. Создание выразительного решения композиции определенной цветовой
гармонии; обучение приемам выполнения изделий и их соединения; выполнить
иллюстрацию к русской народной сказке в технике аппликации из кусочков рваной
цветной бумаги, используя силуэтное изображение животного.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, картон, цветная и пестрая
бумага из журналов, ткань, декоративные маркеры, клей, ножницы.
Практическая работа: выполнить плоскостную аппликацию с элементами коллажа.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.

9

Тема 1.4 Сказочный герой из готовых геометрических тел (объём) «Щелкунчик»
Цель и задачи: создание сказочного героя на основе простых объемных тел (цилиндр,
куб, параллелепипед, призма) в объеме. Развитие пространственного воображения.
Познакомить с основными приемами прорезания ножом (прямые, изогнутые, округлые
линии).
Материалы и оборудование: ватман, втулки, коробки, простой карандаш, ножницы, клей,
нож канцелярский, цветная бумага, цветной картон, линейка, коврик для резки
Практическая работа: выполнить сказочного героя из готовых геометрических тел (напр.
Щелкунчик) Самостоятельна работа: подготовить необходимый материал
Тема 1.5 Фронтальная композиция, прорезание.
Цель и задачи: Познакомить с фронтальной композицией, с основными приемами
прорезания ножом (прямые, изогнутые, округлые линии, вырезание острых углов) и
правилами техники безопасности. Материалы и оборудование: ватман, простой карандаш,
ножницы, клей, нож канцелярский, гофрированный картон 20х30 см
Практическая работа: Выполнить 2-плановую фронтальную композицию: дальний план
выше, более ажурный (например, ряд деревьев или водоросли), передний план - на 1/2-1/3
ниже. Самостоятельна работа: разработка вариантов способов прорезания крон деревьев,
пробы.
Тема 1.6 Объемное изделие из полос бумаги
Цель и задачи: изучение пластики бумажных полос, особенностей их соединения между
собой. Формирование композиционных умений (эскиз). Разработать эскиз; выполнить
работу согласно эскизу, аккуратно и прочно соединяя полосы между собой .
Материалы и оборудование: полосы из бумаги шириной 1, 5 см., скрепки, простой
карандаш, ножницы, клей, нож канцелярский.
Практическая работа: елочная игрушка из полос бумаги
Самостоятельна работа: подбор наглядного материала
РАЗДЕЛ 2. Работа с бумагой в различных техниках
Тема 2.1 Декупаж
Цель и задачи: знакомство с историей и техникой «Декупаж» и ее практическое
освоение. Изучить Виды, материалы, инструменты, техники в декупаже. Технология
подготовки поверхностей из различных материалов к работе. Способы приклеивания
изображения к поверхности и ее дальнейшая обработка.
Материалы и оборудование: изделие для декорирования, клей ПВА, 3-х слойные
салфетки, кисти
Практическая работа: декорирование изделия в технике Декупаж
Самостоятельна работа: подготовка материалов для декора
2.2 Рамки из мокрой бумаги в технике «Драпированная бумага»).
Цель и задачи: знакомство с техникой драпированной бумаги.
Создание несложного объекта прикладного назначения. Закрепление умений работать
ножом. Расширение палитры знакомых выразительных средств, способов обработки
бумаги.
Материалы и оборудование: оберточная крафт-бумага, клей обойный, плотный картон
10

Практическая работа: создание рамки в технике «Драпированная бумага»
Самостоятельна работа: подготовка основы рамок (вырезание из плотного картона или
склеивание из отдельных полос).
РАЗДЕЛ 3. Точечная и штриховая роспись
Тема 3.1 Знакомство с точечной и штриховой росписью. Упражнения
Цель и задачи: Знакомство с историей, с видом росписи, технологией выполнения,
материалами, правилами использования ритма в рисунке.
Материалы и оборудование: бумага, перманентные маркеры, карандаш, ластик.
Практическая работа: Работа с перманентными маркерами. Точкование элементов
различного диаметра. Создание элементарных орнаментов. Расчерчивание поверхности и
выделение орнамента на расчерченной поверхности. Перенесение трафаретного
орнамента. Работа с цветом и цветовыми сочетаниями. Самостоятельна работа: поиск
иллюстраций с точечной росписью.
Тема 3.2 Роспись тарелки (перманентными маркерами или контурами)
Цель и задачи: Особенности росписи на поверхности тарелки. Техники и способы
нанесения орнамента на тарелку. Использование шаблонов.
Материалы и оборудование: тарелка из стекла или керамики, цветные контуры для стекла
и керамики, перманентные маркеры
Практическая работа: точкование тарелки по разработанному эскизу.
Самостоятельна работа: работа с иллюстративным материалом. Поиск в интернете
изделий с точечной росписью.
РАЗДЕЛ 4. Коллаж из различных материалов
Тема 4.1 Эскиз композиции в цвете
Цели и задачи: Коллаж, как вид лоскутной техники. Понятие статики, динамики,
равновесия в композиции.
Стилизация растительных и зооморфных форм. Изучение стилизации в народном
декоративном искусстве.
Цвет и фон в декоративной композиции. Познакомить с особенностью
выполнения эскиза коллажа Материалы и оборудование: репродукции,
фотографии работ, гуашь, кисти, карандаши Практическая работа: выполнение
поисков композиции. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.2 . Подготовка и компоновка деталей коллажа.
Цели и задачи: научиться подбирать материалы по цвету и фактуре в соответствии с
замыслом композиции.
Скомпоновать детали коллажа на основе.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, ткань, фетр, фоамиран,
калька Практическая работа: подготовить детали коллажа для приклеивания их на
основу.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.3 Текстильный коллаж (фоамиран, ткань, фетр)
11

Цели и задачи: познакомить с особенностями приклеивания деталей на основу,
декорирование коллажа. Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ,
Фоамиран, ткань, фетр, тесьма, ленты Практическая работа: декорирование панно,
оформление работы в рамку. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.

РАЗДЕЛ 5. Чувашская роспись, орнамент
Тема 5.1 Знакомство с чувашским орнаментом. Элементы Чувашского узора и их значение
Цель и задачи: Знакомство с историей чувашского орнамента, его элементами, цветом,
символикой и смысловым значением.
Самостоятельная работа: поиск иллюстраций с чувашским орнаментом.
Тема 5.2 Выполнение элементов чувашского орнамента
Цель и задачи: Выполнение эскизов с чувашским орнаментом, заполнение полосы,
прямоугольника, квадрата.
Материалы и оборудование: плотная бумага, гуашь (цветные карандаши), круглые кисти
размером 3 до 12.
Практическая работа: Выполнение эскизов с чувашским орнаментом
Самостоятельна работа: закрепление значения символики чувашского
орнамента.
Тема 5.3 Эскиз разделочной доски с элементами чувашского орнамента
Цели и задачи: Познакомить с особенностью выполнения эскиза для разделочной
доски Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага,
гуашь, кисти.
Практическая работа: выполнение поисков композиции.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 5.4 Перенос рисунка на основу
Цели и задачи: научить переносить рисунок на деревянную поверхность.
Развить навыки Материалы и оборудование: репродукции, фотографии
работ, калька, карандаш, Практическая работа: выполнение рисунка на
деревянной доске. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 5.5 Роспись разделочной доски
Цель и задачи: По созданной композиции выполнить роспись формы.
Материалы и оборудование: доска из дерева, гуашь, круглые кисти размером от 1 до 8.
Практическая работа: Роспись разделочной доски
Самостоятельна работа: работа с иллюстративным материалом. Поиск в журналах и
книгах изделий с чувашским орнаментом.
Второй год обучения.
РАЗДЕЛ 1. Техника папье-маше в декоративном искусстве
Тема 1.1. Вводное занятие. Техника папье-маше в декоративном натюрморте.
12

Цель и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения изделий декоративноприкладного искусства в технике «папье-маше». Познакомить с различными видами
работ в этой технике.
Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с
особенностями работы в данной технике.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства из папье-маше.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Поиски композиции для панно «Декоративный натюрморт»
Цель и задачи: дать понятие жанра «Натюрморт» и его разновидностей.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства.
Практическая работа: зарисовки, поиски композиции.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.3. Лепка деталей панно из пластилина (бумажной массы).
Цель и задачи: Познакомить с особенностями стилизации предметов натюрморта на
основе, выполненных ранее, упражнений по стилизации декоративного натюрморта.
Изучение приемов рельефной лепки предметов из пластилина или массы для папье-маше.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства, клеенка, пластилин, масса для лепки, стеки. Практическая работа:
изготовление деталей панно.
Самостоятельна работа: упражнение по стилизации предметов, изучение литературы и
репродукций по теме.
Тема 1.4. Компоновка деталей на плоскости панно.
Цель и задачи: Познакомить с особенностями компоновки деталей декоративного
натюрморта на плоскости панно. Повторить средства композиции. Развить навыки
компоновки объёмных предметов на плоскости. Материалы и оборудование: репродукции,
фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства, , клеенка, пластилин,
масса для лепки, стеки.
Практическая работа: Скомпоновать детали в единую композицию.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 1.5. Цветовое декорирование рельефной композиции.
Цель и задачи: Познакомить с колористическими особенностями в декоративном
натюрморте. Выполнить упражнения по колористке.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства, гуашь, кисти.
Практическая работа: работа в цвете над композицией.
Самостоятельна работа: упражнения по колористке, изучение
литературы по теме.
РАЗДЕЛ 2. Кукла на основе геометрических тел.
Тема 2.1. Эскиз куклы.
Цель и задачи: познакомить с историей происхождения куклы. Познакомить с различными
видами кукол, с технологией изготовления кукол. Развить навыки эскизирования.
13

Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага, краски, кисти.
Практическая работа: сделать зарисовки. Работа с аналогамия. Создание эскиза.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Работа в материале.
Цели задачи: Познакомить с особенностями создания куклы на основе шара, конуса,
цилиндра. Научиться чертить развёртки геометрических тел.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага, фоамиран, ткани,
клей.
Практическая работа: изготовление развёрток куклы из бумаги, конструирование куклы,
оклеивание фоамираном.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.3. Декорирование куклы.
Цели и задачи: Познакомить с приемами декорирования куклы.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, фольга, бисер, пуговицы,
пайетки, клей.
Практическая работа: декорирование куклы.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 3. Декорирование стекла.
Тема 3.1. Эскиз композиции в технике витража «Зимние
узоры» Цели и задачи: Познакомить с историей
появления витража.
Познакомить с особенностью выполнения эскиза витража.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ,
ножницы, канцелярский нож, бумага для пастели, цветной картон.
Практическая работа: выполнение поисков композиции.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.

клеенка, клей ПВА,

Тема 3.2. Перенос рисунка на основу.
Цели и задачи: научить переносить рисунок на стекло. Развить навыки работы с цветными
контурами. Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, клеенка, клей
ПВА, ножницы, канцелярский нож, бумага для пастели, цветной картон.
Практическая работа: выполнение рисунка на стекле.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.3. Декорирование витражными красками.
Цели и задачи: познакомить с правилами составления гармоничных цветовых сочетаний,
научиться работать витражными красками,
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, основа для витража,
витражные краски.
Практическая работа: работа в цвете.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 4. Батик.
14

Тема 4.1. Вводное занятие.
Цели и задачи: Познакомить с историей батика, особенностями создания декоративных
тканей и панно в технике «батик».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства.
Практическая работа: работа с аналогами,
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.2. Упражнения в технике «Холодный батик»
Цели и задачи: Познакомить с особенностями применения техники «холодный батик».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, рамки, резерв, ткань,
краски для батика.
Практическая работа: небольшие упражнения для изучения техники «батик».
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.3. Открытки в технике «батик».
Цели и задачи: Продумать технологию создания декоративной открытки в технике
«батик» соответствии с замыслом.
Изучить особенности стилизации растений и
животных для передачи декоративности.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, рамки, резерв, ткань,
краски для батика.
Практическая работа: выполнение открытки в технике «батик».
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.4. Поиски композиции.
Цели и задачи: изучить особенности построения композиции для панно в технике «батик»,
выполнить зарисовки и поиски композиции.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага, краски.
Практическая работа: выполнение открытки в технике «батик».
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.5. Эскиз композиции в цвете.
Цели и задачи: изучить особенности колористического построения композиции в технике
«батик». Выполнить упражнения на колористику.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага, краски
Практическая работа: выполнение эскиза композиции в цвете. Самостоятельна работа:
изучение литературы по теме.
Тема 4.6. Перенос рисунка на ткань, работа резервом.
Цели и задачи: научиться переносить рисунок на ткань, работать резервом. Закрепить
навык работы над композицией.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, рамки, резерв, ткань.
Практическая работа: выполнение открытки в технике «батик».
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.7. Работа в цвете.
15

Цели и задачи: закрепить навыки работы с красками для батика по ткани.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, рамки, резерв, ткань,
краски для батика.
Практическая работа: выполнение открытки в технике «батик».
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 5. Бумагопластика. «Фантастическое животное».
Тема 5.1. Выполнение эскиза
Цели и задачи: Познакомить с особенностями изображения фантастических животных в
декоративноприкладном искусстве. Познакомить с особенностями стилизации животных
для работы в технике «бумагопластика».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, формат А-3, простой
карандаш.
Практическая работа: выполнение эскиза.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 5.2. Разработка деталей.
Цели и задачи: научить разрабатывать развёртки для деталей животного, приёмам работы
в технике «бумагопластика».
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага, канцелярский нож,
ножницы, клей.
Практическая работа: выполнение деталей животного из бумаги.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 5.3. Конструирование фигурки
Цели и задачи: повторить приемы работы с инструментами. Собрать детали фигурки,
сконструировать объёмное изображение.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага, канцелярский нож,
ножницы, клей.
Практическая работа: конструирование из бумаги объёмной фигуры животного в
соответствии с эскизом. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 5.4. Декорирование фигурки
Цели и задачи: научиться приёмам декорирования объёмной фигуры из бумаги.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага, канцелярский нож,
ножницы, клей.
Практическая работа: декорирование изделия.
Самостоятельна работа: изучение литературы по
теме.
РАЗДЕЛ 6. Коллаж.
Тема 6.1. Поиски композиции.
Цели и задачи: Познакомить с историей коллажа. Познакомиться с аналогами. Выбрать
сюжет, сделать поиски композиции.
16

Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, бумага, простой карандаш,
гуашь.
Практическая работа: поиски композиции в графике и цвете, рисунок на формате А-3.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 6.2. Подготовка и компоновка деталей коллажа.
Цели и задачи: научиться подбирать материалы по цвету и фактуре в соответствии с
замыслом композиции.
Скомпоновать детали коллажа на основе.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, ткань, фетр,
тесьма, Практическая работа: выполнить подготовить детали коллажа и
наклеить их на основу. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 6.3. Декорирование панно.
Цели и задачи: познакомить с особенностями декорирования коллажа.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, тесьма, кружево, пайетки,
бисер, пуговицы.
Практическая работа: декорирование панно, оформление работы в рамку.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Третий год обучения
РАЗДЕЛ 1. Вводная беседа. Декоративный натюрморт. Рельеф из глины
Тема 1.1. Лепка основы для рельефной композиции
Цель и задачи: Познакомить с особенностями создания рельефа на основе изучения лепки
изразцов, развитие кругозора учащихся. Особенности традиционной лепки изразцов в
России. Подготовка рабочего места: инструменты, знакомство с особенностями лепки
плинта из глины.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства, клеенка, глина, стеки, скалка, ткань Самостоятельна работа:
изучение литературы по теме.
Тема 1.2. Выполнение деталей натюрморта из глины.
Цель и задачи: Познакомить с особенностями стилизации предметов натюрморта на
основе, выполненных ранее, упражнений по стилизации декоративного натюрморта.
Изучение приемов рельефной лепки предметов.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства, клеенка, глина, стеки, скалка. Самостоятельна работа: изучение
литературы по теме.
Тема 1.3. Декорирование рельефной композиции
Цель и задачи: Познакомить с особенностями выполнения декоративных элементов из
глины различными способами. Изучение различных приемов декорирования рельефных
изображений: процарапывание, использование штампов, лепка из жгутиков и др.

17

Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, изделия декоративноприкладного искусства, клеенка, глина, стеки, зубочистки, скалка, штампы.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 2. Декоративная рыбка. Рельеф из соленого теста.
Тема 2.1. Способы изготовления изделия из солёного теста.
Цели задачи: Познакомить с особенностями создания рельефных изделий из соленого
теста. Возможности использования изделий из соленого теста в декоре интерьера.
Понятие ритма, симметрии и асимметрии в композиции. Типичные ошибки и способы их
устранения при работе с соленым тестом.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, клеенка, соль, мука, клей
ПВА, скалка, зубочистки, стеки.
Практическая работа: изготовление соленого теста по рецепту, выполнение упражнений
по лепке из соленого теста. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Лепка рыбки
Цели и задачи: Познакомить с приемами декорирования рельефного изображения из
соленого теста. Работа с наглядным материалом.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, клеенка, соленое тесто,
скалка, зубочистки, стеки, штампы, пуговицы, монеты.
Практическая работа: лепка рыбки из соленого теста, выполнение упражнений по
декорированию изделия из соленого теста. Самостоятельна работа: изучение литературы
по теме.
Тема 2.3. Декорирование изделия.
Цели и задачи: Повторение основ цветоведения, цветовые гармонии в декоративной
композиции.
Приемы декорирования рельефного изображения из соленого теста: роспись красками,
декупаж и т.п. Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, клеенка,
клей ПВА, гуашь, кисточки, декоративные салфетки и др.
Практическая работа: декорирование рыбки из соленого теста различными
способами. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 3. Старый город. Рельеф из бумаги и картона.
Тема 3.1. Выполнение архитектурных элементов из бумаги и картона.
Цели и задачи: Познакомить с особенностями архитектуры старого города, изучить
памятники архитектуры родного города. Познакомить с приемами работы в технике
«Бумагопластика». Развить навыки работы с бумагой и картоном: надрезание, сквозное
прорезание.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, клеенка, клей ПВА,
ножницы, канцелярский нож, бумага для пастели, цветной картон.
Практическая работа: выполнение архитектурных элементов из бумаги и картона для
рельефной композиции. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.2. Декорирование фона
18

Цели и задачи: Закрепить знания по теме «Городской пейзаж с архитектурой». Выполнить
основу для декоративной рельефной композиции в технике аппликации или росписи
гуашью. Изучить на основе репродукций городские пейзажи, особенности цветового строя
композиции пейзажа в соответствии с выбранным временем года.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, клеенка, клей ПВА,
ножницы, канцелярский нож, бумага для пастели, цветной картон, гуашь, косточки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 3.3. Создание рельефной композиции
Цели и задачи: Изучить ритмический строй в архитектурных элементах городского
пейзажа. Закрепить знания о композиционном центре, симметрии и асимметрии в
композиции.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, клеенка, клей ПВА,
ножницы, декоративная основа из картона с аппликацией или росписью, элементы
архитектурных объектов пейзажа.
Практическая работа: размещение выполненных ранее элементов композиции на основе,
создание рельефной композиции в технике «бумагопластика» в соответствии с эскизом.
РАЗДЕЛ 4. Декоративная открытка.
Тема 4.1. Выполнение элементов открытки
Цели и задачи: Познакомить с особенностями создания декоративных открыток в технике
аппликации и скрапбукинга. Изучить приемы выполнения элементов открытки
различными способами: прорезание, торцовка, коллаж из различных материалов и
др.Продумать грамотное сочетание разных материалов. Материалы и оборудование:
репродукции, фотографии работ, клеенка, клей ПВА, ножницы, декоративная основа из
картона или цветной бумаги, фетр, пуговицы, цветная бумага, кусочки обоев и т.п.
Практическая работа: выполнить декоративные элементы открытки в соответствии с
эскизом. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.2. Декорирование открытки.
Цели и задачи: Продумать технологию создания декоративной открытки в соответствии с
замыслом.
Изучить особенности разных фактур для передачи декоративности.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, клеенка, клей ПВА,
ножницы, декоративная основа из картона или цветной бумаги, подготовленные ранее
элементы.
Практическая работа: выполнение открытки в материале в соответствии с эскизом.
РАЗДЕЛ 5. Роспись изделия. Городец.
Тема 5.1. Поиски композиции для росписи изделия
Цели и задачи: Познакомить с традициями и особенностями городецкой росписи.
Основные элементы городецкой росписи, этапы выполнения.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, формат А-4 и А-3, простой
карандаш.

19

Практическая работа: выполнение зарисовок композиционного расположения элементов
городецкой росписи.
Тема 5.2. Выполнение эскиза композиции.
Цели и задачи: Повторить особенности композиционного расположения элементов в
городецкой росписи. Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ,
формат А-3, деревянная доска, простой карандаш, гуашь.
Практическая работа: выполнение эскиза городецкой росписи на формате А-3 в цвете,
перевод рисунка на доску. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 5.3. Работа в материале.
Цели и задачи: Повторить приемы кистевой росписи цветов, птиц, коней. Закрепить
знания о композиционном центре, симметричной и ассиметричной композиции на
примере городецкой росписи.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, деревянная доска, простой
карандаш, гуашь. Практическая работа: выполнение городецкой росписи на доске в цвете
в соответствии с эскизом.
РАЗДЕЛ 6. Настенное панно «Времена года». Витраж.
Тема 6.1. Поиски композиции для настенного панно.
Цели и задачи: Познакомить с историей витража. Провести анализ классических и
современных витражных композиций по теме «Времена года», для выбора сюжета,
обратить внимание на стилизацию изображения, цветовое решение.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, формат А-4 и А-3, простой
карандаш, маркер, акварель.
Практическая работа: поиски композиции в графике и цвете, рисунок на формате А-3.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 6.2. Выполнение эскиза композиции в цвете.
Цели и задачи: Разработать несколько вариантов эскизов, по ним создать общий проект.
Продумать цветовое решение эскиза в соответствии со временем года.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, формат А-3, простой
карандаш, маркер, акварель.
Практическая работа: выполнить эскиз витража «Времена года» в цвете.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 6.3. Работа в материале. Витраж.
Цели и задачи: Изучить особенности выполнения росписи в технике «витраж»
витражными красками. Определить последовательность выполнения витража. Перенести
эскиз витража на стекло.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, стекло формат А-3,
витражный контур и краски.
Практическая работа: выполнить роспись витража «Времена года» на стекле.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 7. Сельский пейзаж. Текстильный коллаж
20

Композиционное и колористическое решение при выполнении работы в технике
«текстильный коллаж».
Фантазия на основе реальных образов сельской природы
(природные и архитектурные формы, их декоративная переработка).
Тема 7.1.Выполнение элементов деревенских построек.
Цели и задачи: Познакомить с технологией создания панно из ткани и фетра. Развитие
фантазии на основе реальности. Работа с иллюстрированным материалом. Развить навыки
работы с тканями различной фактуры.
Материалы и оборудование: репродукции, эскизы и зарисовки элементов пейзажа, картон,
ткань, фетр, ножницы, клей, нитки.
Практическая работа: выполнить детали пейзажа из текстиля.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 7.2. Выполнение основы для коллажа
Цели и задачи: Продолжить изучение приемов и методов, применяемых в текстильном
коллаже.
Материалы и оборудование: подрамник, картон, ткань, фетр, ножницы, клей, нитки.
Практическая работа: перенести эскиз сельского пейзажа на основу, выполнить работу над
фоном в технике текстильного коллажа. Самостоятельна работа: изучение литературы по
теме.
Тема 7.3.Выполнение декоративной композиции
Цели и задачи: Композиционное и колористическое решение декоративной композиции
при выполнении работы в технике текстильный коллаж.
Материалы и оборудование: детали пейзажа, основа из ткани, фетр, ножницы, клей, нитки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Подведение итогов года. Проверка теоретических и практических знаний.
Просмотр, отбор работ на выставку.
Четвертый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Вводная беседа. Народная текстильная кукла
Знакомство с историей возникновения, назначением, выполнением кройки и шитья
народной текстильной куклы. Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Тема 1.1.Способы изготовления текстильной
куклы Цели и задачи:
-познакомить со способами изготовления
текстильной куклы -научить основам кройки и
шитья текстильной куклы; - познакомить с
основами цветоведения.
Материалы и оборудование: иллюстративный наглядный материал, бумага для выкройки,
ткани, тесьма, бусины для декорирования.
Практическая работа: выполнение куклы-оберега
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.

21

Тема 1.2. Изготовление куклы-сувенира на основе конуса
и шара Цели и задачи:
-познакомить со способами изготовления сувенирных кукол;
-научить работать с различными материалами,
-научить работе с аналогами,
Материалы и оборудование: Бумага, картон, фоамиран, тесьма, бусины, бисер, цветная
бумага, ножницы, клей. нитки.
Практическая работа: изготовление куклы-сувенира
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 2. Старые Чебоксары. Обрывная аппликация
Знакомство с историей возникновения аппликации, её видами, в том числе с техникой
обрывной аппликации. Изучение материала о старых Чебоксарах.
Тема 2.1. Выполнение эскиза для
аппликации Цели и задачи:
-повторить законы построения композиции,
-дать понятие композиционного центра в
декоративной работе, -выполнить поисковые эскизы
старых Чебоксар, -подобрать варианты цветовых
сочетаний.
Материалы и оборудование: фотографии Чебоксар, репродукции с картин художников,
материалы для эскизирования.
Практическая работа: выполнение эскизов декоративной композиции.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.2. Подбор материала для аппликации
Цели и задачи: изучение цветовых гармоний,
-определение колористического строя композиции,
-подобрать материал для аппликации
Материалы и оборудование: журналы, цветная бумага
Практическая работа: подготовить материал для аппликации , распределить по
цветам. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.3. Колористический строй композиции
Цели и задачи: выполнить упражнения по цветовым гармониям,
- дать понятие о цветовых ассоциациях (времёна года, эмоции и др.)
- способствовать развитию воображения, ассоциативного мышления.
Материалы и оборудование: гуашь, кисти, бумага, таблицы по цветовым гармониям.
Практическая работа: композиционные
цветовые наброски и упражнения по
колористике. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 2.4. Работа в материале
Цели и задачи: научить выполнять композицию способом
обрывной аппликации, - развить навыки расположения элементов
композиции, -развить технические приёмы выполнения
композиции.
22

Материалы и оборудование: иллюстрированные журналы и каталоги, цветная бумага,
ножницы, клей. Практическая работа: выполнение декоративной композиции в технике
обрывной аппликации Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 3. Декоративная открытка
Знакомство с кардмейкингом -изготовлением авторских бумажных открыток
использованием различных декоративных элементов и приёмов оформления.

с

Тема 3.1. Выполнение элементов
открытки Цели и задачи:
-познакомить с различными техниками декорирования поверхности: скрапбукинг,
декупаж, вышивка, объёмная аппликация, айрисфолдинг, оригами, бумагопластика и др.,
- подобрать материалы для декоративной открытки,
-выбрать сюжет декоративной композиции
Материалы и оборудование: бумага, картон, ножницы, канцелярский нож, клей, цветные
салфетки, материалы для декорирования.
Практическая работа: выполнение эскиза открытки, подготовка деталей для
композиции. Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема
3.2.
Декорирование
открытки Цели и задачи:
-расширить практические навыки по изготовлению открыток;
- стимулировать интерес к изготовлению открытки своими руками,
-воспитывать художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление
(работать с цветом, создавать композицию, планировать последовательность действий).
Материалы и оборудование: бумага, картон, ножницы, канцелярский нож, клей, цветные
салфетки, материалы для декорирования
Практическая работа: декорирование открытки.
Самостоятельна работа: изучение литературы по
теме.
РАЗДЕЛ 4. Маска в технике папье-маше
Знакомство с историей
возникновения
маски.
Знакомство с техникой папье-маше, историей создания изделий в этой технике
Создание художественного образа персонажа
Тема 4.1. Лепка портрета-маски из пластилина
Цели и задачи: воплотить задуманный художественный образ в пластилине, изучить
пропорции и анатомическое построение портрета человека, создать рельефную форму.
Материалы и оборудование: пластилин, стеки.
Практическая работа: выполнение портрета-маски из пластилина
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.

23

Тема 4.2. Создание маски в технике папье-маше
Цели и задачи: Изготовить рельеф маски в технике папье-маше, учесть количество
накладки слоев бумаги, познакомить с правилами просушки заготовок, шлифовки
изделий из папье-маше, применения грунтовки, окраски формы.
Материалы и оборудование: бумага, клей ПВА, гуашь, акрил.
Практическая работа: изготовление маски.
Самостоятельна работа: изучение литературы по
теме.
Тема 4.3. Декорирование маски
Цели и задачи: художественно оформить маску. Снять папье-маше с формы, ошкурить
поверхность, закрепить маску, подготовить маску и фон к декорированию. Познакомить с
принципами художественного оформления, обработки и декорирования масок.
Материалы и оборудование: краски, кисти, фурнитура.
Практическая работа: декорирование маски, оформление работы в рамку.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 5. Кукла в технике по выбору (текстильная, папье-маше, интерьерная, в технике
сухое валяние ит.п.) Знакомство с историей возникновения куклы, видами и назначением
кукол. Активизация образного мышления и творческого поиска посредством освоения
различных технологий изготовления куклы, приобретение знаний, умений, навыков,
необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности
Тема 5.1. Выполнение эскиза
куклы Цели и задачи:
-спроектировать авторскую куклу;
-выбрать технику выполнения,
-собрать поисковый и аналоговый материал
-развить навыки поиска образа куклы,
-развить умение стилизации фигуры человека
Материалы и оборудование: гуашь, акварель, кисти, цветная бумага, ножницы клей
Практическая работа: эскизирование
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 5.2. Выполнение каркаса для
фигуры Цели и задачи:
-изучить пропорции фигуры человека,
-развить умение изготавливать каркас из различных материалов (проволоки, пластиковых
бутылок и др.), -познакомить с особенностями композиции в скульптуре (равновесие,
динамика, статика).
Материалы и оборудование: проволока, пластиковые бутылки, синтепон, нитки, клей,
бумага. Практическая работа: изготовление каркаса куклы
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 5.3. Работа в материале
Цели и задачи:
-изготовить и декорировать куклу;
24

-познакомить с различными техниками декорирования куклы
Материалы и оборудование: ткани, фетр, бумага, клей, ножницы,
фурнитура Практическая работа: изготовление авторской куклы
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
РАЗДЕЛ 6. Фигура человека в технике «Бумагопластика». Рельеф, объём
Знакомство с художественной техникой, позволяющей создавать с помощью бумаги,
картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения
Тема 6.1. Эскиз персонажа
Цели и задачи:
-развить навыки работы с иллюстративным материалом,
-познакомить с различными техниками эскизирования,
-выбрать или придумать персонаж,
-проанализировать геометрическую форму.
Материалы
и
оборудование:
гуашь,
акварель,
графические
материалы
Практическая
работа:
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 6.2. Подготовка деталей,
развёрток Цели и задачи:
-изучить построение развёрток геометрических тел,
-развить навыки конструкторской работы,
-познакомить с технологией обработки бумаги,
- научить различным способам трансформации формы и крепления деталей.
Материалы и оборудование: бумага, ножницы, клей
Практическая работа: выполнение развёрток и деталей изделия
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 6.3. Создание художественного образа исторического или театрального персонажа в
технике бумагопластика
Цели и задачи: дать понятие художественного образа в бумагопластике, познакомить с
особенностями работы в рельефной и объёмной композиции.
Материалы и оборудование: бумага, ножницы, канцелярский нож, клей.
Практическая работа: Создание художественного образа исторического или театрального
персонажа в технике бумагопластика по своему эскизу, оформить готовую работу.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Пятый год обучения
РАЗДЕЛ 1. Изготовление сувенира, обладающего утилитарными функциями(шкатулка,
фоторамка).
Знакомство с возможностями применения сувенира в бытовой деятельности человека.
Область применения. Традиции. Творческое начало.
Практическая работа: систематизация знаний, подбор материала, выполнить эскизы в трех
проекциях будущего сувенира, проработав технические функции.

25

Оборудование: иллюстрации, таблицы классификаций, формат А-4, карандаши.
Самостоятельная работа: подбор материала по теме.
Тема 1.1.Выполнение элементов декора шкатулки.
Цели и задачи: Изучить приемы и способы изготовления сувенира с заданными
функциями. Познакомиться с современными материалами декорирования. Повторить
основные правила техники безопасности при использовании различных материалов.
Материалы и оборудование: наглядные пособия, фото образцов сувениров, альбомы,
ножницы, фоамиран, ткань, декоративная сетка, молды, фактурная бумага и картон.
Практическая работа: закрепление знаний, заполнение таблицы «Приемы и способы
изготовления сувениров с заданными функциями», выполнение элементов декора.
Самостоятельная работа: подбор материала по теме.
Тема 1.2. Декорирование шкатулки или фоторамки
Цели и задачи: Закрепить знания о процессе создания будущего сувенира с тщательной
проработкой области применения, усвоить влияние заданных функций на внешнее
стилевое решение.
Материалы и оборудование: наглядные пособия, фото образцов сувениров, предмет для
декорирования (фоторамка, шкатулка), ножницы, выполненные ранее детали декора,
клеевой пистолет и т.п.
Практическая работа: изготовление сувенира по эскизу, с применением полученных ранее
знаний. Самостоятельная работа: завершение работы.
РАЗДЕЛ 2. Новогодний сувенир (игрушка, открытка)
Тема 2.1. Эскиз сувенира
Цели и задачи: Изучить приемы и способы изготовления сувенира с заданными
функциями. Продолжить знакомство с современными материалами декорирования.
Материалы и оборудование: наглядные пособия, фото образцов сувениров, формат А-4,
карандаш, черная гелевая ручка.
Практическая работа: выполнить эскизы в трех проекциях будущего сувенира, проработав
технические функции.
Самостоятельная работа: подбор материала по теме.
Тема 2.2. Подготовка деталей для сувенира
Цели и задачи: Изучить приемы и способы изготовления сувенира с заданными
функциями. Познакомиться с современными материалами декорирования.
Материалы и оборудование: наглядные пособия, фото образцов сувениров, альбомы,
ножницы, клей, фетр, ткань, декоративная сетка, фактурная бумага и картон, пайетки,
нитки, иголки и т.п.
Практическая работа: закрепление знаний, заполнение таблицы «Приемы и способы
изготовления сувениров с заданными функциями», выполнение элементов декора.
Самостоятельная работа: подбор материала по теме.
Тема 2.3. Декорирование сувенира

26

Цели и задачи: Закрепить знания о процессе создания будущего сувенира с тщательной
проработкой области применения, усвоить влияние заданных функций на внешнее
стилевое решение.
Материалы и оборудование: наглядные пособия, фото образцов сувениров, ножницы,
клей, выполненные ранее детали декора, клеевой пистолет, нитки, иголки и т.п.
Практическая работа: изготовление сувенира по эскизу, с применением полученных ранее
знаний. Самостоятельная работа: завершение работы.
РАЗДЕЛ 3. Вводная беседа. Многофигурная композиция. Рельефный коллаж.
Цели и задачи: Познакомиться с особенностями построения многофигурной композиции.
Закрепить знания о коллаже и его разновидностях. Развитие творческой инициативы в
создании многофигурной композиции.
Материалы и оборудование: иллюстрации, таблицы, формат А-4, А-2, карандаши.
Практическая работа: систематизация знаний, подбор материала, выполнить эскиз
многофигурной композиции, зарисовки отдельных элементов. Самостоятельная работа:
подбор материала по теме.
Тема 3.1. Выполнение деталей для фона композиции
Цели и задачи: Закрепить понятие композиционный центр декоративная, статическая,
динамическая композиция. Повторить приемы работы с различными фактурами,
последовательность заполнения фона для коллажа.
Материалы и оборудование: наглядные пособия, фото образцов сувениров, альбомы,
формат А-2, ножницы, клей, канцелярский нож, декоративные обои, фактурная бумага и
картон.
Практическая работа: выполнение в материале основы для многофигурной композиции на
формате А-2.
Коллективная работа. Самостоятельная
работа: подбор материала по теме.
Тема 3.2. Выполнение отдельных элементов композиции
Цели и задачи: Освоить приемы декорирования в технике бумагопластика, коллаж из
бумаги. Закрепить знания о многофигурной композиции, пропорциях деталей дальнего и
переднего планов.
Материалы и оборудование: наглядные пособия, фото образцов сувениров, эскизы,
ножницы, клей, канцелярский нож, декоративные обои, фактурная бумага и картон.
Практическая работа: выполнение деталей композиции в материале по эскизам.
Коллективная работа. Самостоятельная работа: подбор материала по теме.
Тема 3.3. Работа в материале
Цели и
задачи:
Повторить правила
расположения
элементов
в
многофигурной
композиции: композиционный центр, плановость, масштаб и
т.п.
Материалы и оборудование: эскизы, детали фона и элементы композиции, выполненные в
технике бумагопластика и коллаж, соленое тесто, клей, ножницы. Практическая работа:
выполнение проекта в материале в соответствии с эскизом, коллективная работа.
РАЗДЕЛ 4. Итоговая работа.
27

Выполнение итоговой работы: Создание объемной или плоскостной авторской
композиции из ранее изученных материалов по выбору:
Вариант 1. Глина или керамика
Вариант 2. Тканевая мягкая игрушка (с твердыми частями или без них).
Вариант 3. Батик
Вариант 4. Витраж
Вариант 5. Фарфоровая интерьерная кукла
Вариант 6. Кукла, обладающая утилитарными функциями
Вариант 7. Панно (текстильный коллаж или коллаж из различных по фактуре и свойствам
материалов)
Вариант 8. Станковая композиция с элементами ДПИ
Цели и задачи: продемонстрировать знания и умения, полученные за время обучения.
Применить авторские технологии. Показать умения работать разными материалами,
трансформировать и декорировать их. Учить защищать свой проект, отстаивать свою
точку зрения.
Содержание: Собрать материал для готового изделия – аналоги проекта, выполнить
эскизы, подготовить материалы для выполнения композиции. Выполнить итоговое
задание. Оформить весь подготовительный материал, фотографии поэтапного выполнения
работы. Предоставить текстовую часть – описание идеи, актуальность, практическое
применения. Оформить композицию в соответствии с замыслом, защитить свой проект.
Тема 4.1. Выбор
и подготовка материала к
итоговой работе. Изучение материала.
Цель и задачи: Разработка проекта итоговой работы. Умение подбирать и применять уже
изученные виды ДПИ для изготовления итоговой работы. Создать эскиз итоговой работы
и подобрать нужный м а т е р и а л , в котором будет выполняться работа.
Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ, карандаш, ластик.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме.
Тема 4.2. Выполнение эскиза.
Цель и задачи: Создать эскиз итоговой работы в цвете и графике. Для панно выполнить
картон на формате А-2. Материалы и оборудование: репродукции, фотографии работ,
акварель, гуашь, простой карандаш, формат А-2.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы
по заданной теме.
Тема 4.3. Изготовление и оформление итоговой работы.
Цель и задачи: Изготовление итоговой работы в выбранной технике. Оформление
итоговой работы (сборка композиции).
Материалы и оборудование: материал по выбору.
Самостоятельна работа: изучение литературы по теме, закрепление и продолжение работы
по заданной теме.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1-ый год обучения
Учащиеся должны знать:
✓ виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности, области
применения;
28

✓ правила безопасности

труда и требования к организации рабочего места;
✓ краткие сведения из истории ДПИ;
✓ виды, свойства материалов, применяемых в ДПИ: инструменты, оборудование и
приспособления;
✓ приемы, техники и эффекты при работе с различными материалами; ✓ законы
композиции: принципы декоративного оформления; ✓ основы цветоведения.
Учащиеся должны уметь:
✓ различать разные виды декоративно-прикладного искусства; ✓ делать зарисовки с
образцов изделий;
✓ владеть инструментом и технологией художественной росписи;
✓ выполнять разные варианты декоративных работ;
✓ сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить
композицию; ✓ разрабатывать эскизы композиции для выполнения изделия; ✓
организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности.
2-ой год обучения
Учащиеся должны знать:
✓ виды декоративных композиций;
✓ средства композиции;
✓ законы цветоведения в декоративных композициях;
✓ стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора;
✓ владеть различными приемами выполнения декоративных работ (папье-маше, витраж,
батик, коллаж); ✓ основы композиции: составление композиции для разных видов
изделий.
Учащиеся должны уметь:
✓ составить композицию, учитывая законы композиции;
✓ свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в
зависимости от задач изображения;
✓ самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в различных техниках;
✓ создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;
✓ владеть различными приемами выполнения декоративных работ, производить их отбор
в зависимости от создаваемого художественного образа; ✓ освоить различные
технологические приёмы.
✓ 3-ий год обучения
Учащиеся должны знать:
✓ составлять композиции, применяя законы композиции;
✓ уметь применять стилизацию форм;
✓ знать стилевые направления в декоративно-прикладном искусстве;
✓ технологию росписи в технике витраж, деревянных изделий;
✓ технология работы с бумагой различных фактур при выполнении коллажей Учащиеся
должны уметь:
✓ уметь работать по эскизу;
✓ владеть инструментами и технологиями художественной росписи в технике витраж;
✓ выполнять элементы стилизации в технике витраж;
✓ грамотно использовать возможности композиции, рисунка, цвета;
✓ проектировать изделия и изготовлять их;
✓ правильно организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности.
29

год обучения
Учащиеся должны знать:
✓ основные сведения о традиционных видах декоративно-прикладного искусства;
✓ основы композиции: принципы декоративного оформления; ✓ произведения
выдающихся мастеров мира и своей страны; ✓ технологию того или иного творчества.
Учащиеся должны уметь:
✓ решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом;
✓ владеть инструментами и технологиями папье-маше, бумагопластика;
✓ грамотно использовать возможности композиции, рисунка, цвета;
✓ проектировать изделия и изготовлять их;
✓ правильно организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности.
✓ участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения
творческого задания, просмотра видеоматериалов и т. д.
✓ 5-ый год обучения
Учащиеся должны знать:
✓ законы цветоведения в декоративных композициях;
✓ стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора.
Учащиеся должны уметь:
✓ владеть различными приемами выполнения художественной росписи ткани в технике
холодного батика, производить их отбор в зависимости от создаваемого
художественного образа; ✓ освоить различные технологические приёмы.
✓ участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения
творческого задания, просмотра видеоматериалов и т. д.
✓ проектировать изделия и изготовлять их;
✓ правильно организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности.
✓ 4-ий

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Аттестация: цели, виды, форма и содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и
корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех
занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой
предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные
просмотры по разделам текущей программы (текущий контроль).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по
окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании
четверти. Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть
связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью
образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая работа демонстрирует умения реализовать свои замыслы, творческий подход в
выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами,
литературой. Итоговая работа может быть выполнена в любой технике ткачества.
30

Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса: в 8 классе.
Итоговая аттестация в пятом (шестом) классах проводится в форме просмотра
итоговых работ. Итоговая аттестация проводится в форме просмотра – выставки.
Критерии оценок
Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания
преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества
выполнения этих задач оценивается работа ученика.
Оценка «5» (отлично)
знание теоретического материала на уровне требований программы;
владение специальной терминологией;
знание основных законов построения декоративной композиции;
умение применять на практике базовые принципы и средства
композиции: линию и силуэт, стилизацию, контраст и нюанс, колорит, акцент,
симметрию и асимметрию, сюжетно-композиционный центр, выразительность
цветового и ритмического построения, закон равновесия, закон контраста форм и
пятен, соразмерность и соподчиненность частей композиции;
умение вести работу над форэскизами, предлагать множественность
вариантов композиционных решений;
последовательность в ведении работы: от идеи-эскиза до исполнения
работы в материале; - навыки работы в различных техниках: гуашь, тушь,
аппликация, коллаж и др.
самостоятельность обучающегося в выполнении композиции в
материале, работа отличается оригинальностью идеи, грамотным техническим
исполнением, творческим подходом.
Оценка «4» (хорошо)
знание теоретического материала на уровне требований программы;
владение специальной терминологией;
последовательности ведения работы над композицией соблюдена;
тема композиции раскрыта;
технически грамотно выполнена работа в материале, но есть
незначительные ошибки, недочёты;
обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя.
Оценка «3» (удовлетворительно)
неполные знания теоретического материала;
неуверенное владение терминологией изобразительного искусства; невыразительное композиционное решение заданной темы; - технически слабо
выполнена работа в материале.
Оценка «2» (неудовлетворительно)
незнание теоретического материала на уровне требований
программы;
не владение терминологией дисциплины;
неумение отразить заданную тему средствами композиции;
технически неграмотно выполнена работа в материале, с грубыми
ошибками.

31

незаконченность,
обучающегося.
-

неаккуратность,

небрежность

в

работе

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Работа в материале.
Художественное ткачество» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает
возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять
разработанные им методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий,
самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему
поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов
выполнения работы в материале.
1.Знакомство с историей видов ДПИ.
2.Освоение законов композиции в ДПИ .
3.Освоение приемов стилизации.
4.Создание творческой работы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале» необходимы
следующие учебнометодические пособия:
наглядные методические пособия по темам,
технологические карты, традиционные
орнаментальные рисунки, фонд лучших работ
учащихся по разделам и темам, видеоматериал,
интернет – ресурсы, презентационные материалы по
тематике разделов.
Средства обучения
материальные: учебные аудитории специально оборудованные горизонтальными и
вертикальными ткацкими станами, сновальными рамами, инструментами, материалами
для ткачества, наглядными пособиями, мебелью, наглядно-плоскостные: наглядные
методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные
иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; демонстрационные: подлинники
изделий народного творчества, выполненные в разных техниках ткачества. электронные
образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные
энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд-фильмы,
видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

32

VII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список методической и учебной литературы
Аверьянова М.Г. Гжель – российская жемчужина.- М, 1993
2. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989
3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
4. Берстенева В.Е., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими
руками. Белый город,
2010 5. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. –
Л.: Искусство, 1975
6. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность, Северный
паломник, - 2008
7. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия, АСТ-Пресс
Книга, 2009
8. Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007
9. Давыдов С. Батик. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2005
10. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное
искусство»,1984
11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994
12. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький,1988
13. Орловская традиционная игрушка. Каталог. Составитель Борисова И.И., 2007
14. Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник: справочник / Сост. Теличко А.А.,
Рыженко В.И..- М.; Оникс, 2008
15. Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010
16. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 32
17. ФионаДжоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Аст-пресс, 2006
18. Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 19 класс. М., Просвещение, 2009
19. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
20. Юный художник 1992 г.: №№3-4. Яковлева О. “Филимоновская игрушка”
1.

Электронные пособия для учителя и учащихся:
•
http://www.artprojekt.ru - Artproject: энциклопедия искусств;
•
http://prosv.ru/info.aspx?ob_no=12791
Изобразительное
искусство: методические
пособия
издательства
"Просвещение";
Интернет-ресурсы:
•
http://ru.wikipedia.org/wiki - Электронная энциклопедия «Википедия»;
•
http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.7 – Искусство и мировая
художественная культура;
•
http://www.artprojekt.ru/History.html - Энциклопедия искусства
•
www.remeslo.tppchr.ru – Народные художественные промыслы Чувашии;
•
http://www.chnm.ru/welhistory/ - Чувашский национальный музей;
•
http://www.nasledie.nbchr.ru/ - Культурное наследие Чувашии;
•
http://culturemap.ru/ - Культура регионов России;
•
http://www.alleng.ru/edu/art2.htm - Всем кто учится;
•
http://izo-slovar.ru/ - Словарь терминов изобразительного искусства
•
http://www.museum.ru/ - Музеи России.
33


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».