Описание

Описание
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области изобразительного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Настоящая
дополнительная
предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
"Декоративно-прикладное творчество" разработана на основе федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное
творчество», утверждённых приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 9 августа 2012 г. N 855.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлена на:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском
возрасте; создание условий для художественного образования,
эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний,
умений и навыков по выполнению живописных работ, а
также работ в области декоративно-прикладного творчества;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
Программа разработана с учетом:
обеспечения преемственности программы "Декоративно-прикладное
творчество" и
основных профессиональных образовательных программ среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области
изобразительного искусства; сохранения единства образовательного
пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере,
обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,
а также профессиональной требовательности; формирование у одаренных
детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем
осваивать профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать
объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия
с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения
результата.
Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для
детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте
с семи до семнадцати лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для
детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
Программа "Декоративно-прикладное творчество" может быть
реализована в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным
планам с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе "Декоративно-прикладное
творчество" образовательное учреждение проводит отбор детей с целью
выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к
художественно-исполнительской
деятельности.
Дополнительно
поступающий
может
представить
самостоятельно
выполненную
художественную работу.

2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной
программы
Минимум
содержания
программы
«Декоративно-прикладное
творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое
развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП
художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом
освоения
программы
«Декоративно-прикладное
творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
знания основных видов народного художественного творчества;
знания терминологии в области декоративно-прикладного и
изобразительного искусства;
умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы
(объекты) окружающего мира; - умения создавать художественный образ на
основе решения технических и творческих задач;
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
навыков
копирования
лучших
образцов
различных
художественных ремесел;
навыков работы в различных техниках и материалах;
навыков передачи объема и формы, четкой конструкции
предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на
которых они расположены;
навыков подготовки работ к экспозиции; в области пленэрных
занятий:
знания об объектах живой природы, особенностей работы над
пейзажем, архитектурными мотивами;
знания способов передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия,
плановости;
умения изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах
«рисунок», «живопись»,
«композиция»; в области истории искусств:
знания основных этапов развития декоративно-прикладного и
изобразительного искусства;

первичных навыков восприятия и анализа художественных
произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические
периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов;
умения использовать полученные теоретические знания в
художественно-творческой деятельности.
Результатом
освоения
программы
«Декоративно-прикладное
творчество» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в
пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области художественного творчества:
знания основных методов и способов проектирования и
моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;
умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение
в художественно -творческих работах;
навыков самостоятельно применять различные художественные
материалы и техники; в области пленэрных занятий:
знания закономерностей построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
умения передавать настроение, состояние в колористическом
решении пейзажа;
умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой
деталей; в области истории искусств:
знания истории создания, стилистических особенностей лучших
образцов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народного
художественного творчества;
навыков восприятия современного искусства.
Результаты
освоения
программы
«Декоративно-прикладное
творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Основы изобразительной грамоты и рисование: знание различных
видов
изобразительного
искусства;
знание
основных
жанров
изобразительного искусства; знание основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание
основных
элементов
композиции:
принципа
трехкомпонентности,
силуэта,
ритма,
пластического
контраста,
-

соразмерности,
центричности-децентричности,
статикидинамики,
симметрии-ассиметрии; умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения; навыки передачи формы, характера предмета;
наличие
творческой
инициативы,
понимания
выразительности цветового и композиционного решения; наличие
образного мышления, образной памяти, эстетического отношения к
действительности.
Прикладное творчество:
знание основных понятий и терминологии в области
декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов; знание
различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности; умение
работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования; умение изготавливать игрушки из различных
материалов; навыки заполнения объемной формы узором;
навыки
ритмического заполнения поверхности; навыки проведения объемнодекоративных работ рельефного изображения.
Лепка:
знание
понятий
«скульптура»,
«объемность»,
«пропорция», «характер предметов»,
«плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»; знание особенностей работы с пластическими материалами;
умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции,
форму;
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности
предметов; умение создавать работы с натуры и по памяти; умение
применять технические приемы лепки рельефа и росписи; навыки
конструктивного и пластического способов лепки.
Рисунок: знание понятий: «пропорция», «симметрия»,
«светотень»; знание законов перспективы;
умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
умение моделировать форму предметов тоном; умение последовательно
вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных
положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального

состояния; навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки
выполнения линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры и
материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств; знание разнообразных техник живописи;
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей
создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые
отношения в условиях пространственновоздушной среды; умение изображать объекты предметного мира,
пространство, фигуру человека; навыки использования основных техник и
материалов; навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция прикладная: знание основных элементов
композиции, закономерностей построения художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного
материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике,
цвете, контрасте) в композиционных работах; умение находить
художественные средства, соответствующие композиционному
замыслу; умение находить живописно-пластические решения для
каждой творческой задачи; навыки по созданию композиционной
художественно-творческой работы.
Работа в материале: знание физических и химических свойств
материалов,
применяемых
при
выполнении изделий
декоративноприкладного творчества; умение копировать, варьировать и самостоятельно
выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных
промыслов;
навыки
копирования
лучших
образцов
различных
художественных ремесел; навыки работы в различных техниках и
материалах.
Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства; знание особенностей языка различных видов искусства;
первичные навыки анализа произведения искусства;
навыки восприятия художественного образа.

История народной культуры и изобразительного искусства: знание
основных этапов развития изобразительного искусства;
знание основных видов народного художественного творчества, его
особенностей,
народных истоков декоративно-прикладного искусства; знание
основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве; знание основных центров народных
художественных промыслов;
умение определять в произведении изобразительного искусства
основные черты
художественного стиля, выявлять средства выразительности; умение в
устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к
нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств; навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр: знание закономерностей построения художественной
формы и особенностей ее
восприятия и воплощения; знание способов передачи большого
пространства, движущейся и меняющейся натуры,
законов линейной перспективы, равновесия, плановости; умение
передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция; умение сочетать различные виды этюдов,
набросков в работе над композиционными
эскизами; навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым
эскизом с
подробной проработкой деталей.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».