программа-ДПТ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» п. Опытный, Цивильского
муниципального округа Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ
А.М. Михайлова»
Протокол №___
от «___» 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИ А.М.
Михайлова»
Л. В. Федорова
от « »________2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
срок обучения 8 лет

п. Опытный, 2023

1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства "Декоративно-прикладное творчество" разработана на
основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество», утверждённых
приказом Министерства культуры Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 855.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
направлена на:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском
возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков по
выполнению живописных работ, а
также работ в области декоративно-прикладного творчества; приобретение
детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
Программа разработана с учетом:
обеспечения преемственности программы "Декоративно-прикладное творчество" и
основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области изобразительного искусства; сохранения
единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной требовательности; формирование у одаренных детей комплекса знаний,
умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, поступивших
в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с семи до семнадцати лет, составляет 8
лет.

Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
Программа "Декоративно-прикладное творчество" может быть реализована в сокращенные
сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
При приеме на обучение по программе "Декоративно-прикладное творчество"
образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих
способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить
наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно
поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу.
2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы
Минимум содержания программы «Декоративно-прикладное творчество» должен
обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков.
Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания основных видов народного художественного творчества;
- знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умения
самостоятельно
преодолевать
технические
трудности
при
реализации
художественного замысла;
- навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции; в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными
мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу
и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок», «живопись»,
«композиция»; в области истории
искусств:
- знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративноприкладного искусства и народных промыслов;

- умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой
деятельности.
Результатом
освоения
программы
«Декоративно-прикладное
творчество»
с
дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ
предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративноприкладного искусства;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно творческих работах;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники; в
области пленэрных занятий:
- знания закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и
воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей; в области истории
искусств:
- знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов изобразительного,
декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества;
- навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
Основы изобразительной грамоты и рисование: знание различных видов
изобразительного искусства; знание основных жанров изобразительного искусства; знание
основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание основных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта,
ритма,
пластического
контраста,
соразмерности,
центричности-децентричности,
статикидинамики, симметрии-ассиметрии; умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения; навыки
передачи формы, характера предмета;
наличие
творческой инициативы, понимания выразительности
цветового
и композиционного решения;
наличие образного мышления, образной памяти,
эстетического отношения к действительности.
Прикладное творчество:
знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства
и художественных промыслов; знание различных видов и техник декоративно-прикладной
деятельности; умение работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования; умение изготавливать игрушки из различных материалов; навыки заполнения
объемной формы узором; навыки ритмического заполнения поверхности; навыки
проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

Лепка: знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов»,
«плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»; знание
особенностей работы с пластическими материалами;
умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
умение создавать работы с натуры и по памяти; умение применять технические
приемы лепки рельефа и росписи; навыки конструктивного и пластического
способов лепки.
Рисунок: знание понятий: «пропорция», «симметрия»,
«светотень»; знание законов перспективы;
умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
умение моделировать форму предметов тоном; умение
последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального
состояния; навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки
выполнения линейного и живописного рисунка; навыки
передачи фактуры и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знание разнообразных техник живописи;
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей
создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственновоздушной среды; умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека; навыки использования основных техник и материалов; навыки
последовательного ведения живописной работы.
Композиция прикладная: знание основных элементов композиции, закономерностей
построения художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его
применения для воплощения творческого замысла; умение применять полученные знания
о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной
пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах; умение находить
художественные средства, соответствующие композиционному
замыслу; умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.
Работа в материале: знание физических и химических свойств материалов,
применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества; умение
копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного
творчества и народных промыслов; навыки копирования лучших образцов различных
художественных ремесел; навыки работы в различных техниках и материалах.
Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение

интереса к искусству и деятельности в сфере искусства; знание особенностей языка различных
видов искусства; первичные навыки анализа произведения искусства;
навыки восприятия художественного образа.
История народной культуры и изобразительного искусства:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей,
народных истоков декоративно-прикладного искусства; знание
основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве; знание основных центров народных
художественных промыслов;
умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты
художественного стиля, выявлять средства выразительности; умение в устной и письменной
форме излагать свои мысли о творчестве художников;
навыки по восприятию
произведения изобразительного искусства, умению выражать к
нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; навыки
анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр: знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения; знание способов передачи большого пространства, движущейся и
меняющейся натуры,
законов линейной перспективы, равновесия, плановости; умение передавать настроение,
состояние в колористическом решении пейзажа; умение применять сформированные
навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция; умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными
эскизами; навыки восприятия натуры в естественной природной
среде;
навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с
подробной проработкой деталей.
3. Учебный план (учебный план прилагается)
Учебный
план программы «Декоративно-прикладное творчество» должен
предусматривать следующие предметные области:
изобразительное
творчество;
пленэрные занятия;
история искусств и
разделы:
консультации;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
4. График образовательного процесса (прилагается)
При реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет
продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. В
учебном году предусматриваются каникулы:

-осенние – 8 дней; зимние - 10 дней; весенние- 12 дней.
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 8
лет летние каникулы устанавливаются: в первом классе - 13 недель, со второго по восьмой
классы - 12 недель.
Школа обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение одной недели в
сентябре месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени,
отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
5.Программы учебных предметов (прилагаются)
Рабочие программы разработаны в соответствии с:
федеральными
государственными
требованиями
к
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Декоративно - прикладное творчество»;
санитарно-эпидемиологических правилами и нормативами СанПиНа 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 14.10.2014 г.
Учебный план ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» предусматривает следующие
дисциплины:
1. Рисунок
2. Живопись
3. Беседы об искусстве
4. История изобразительного искусства
5. Композиция прикладная
6. Работа в материале
7. Лепка
8. Основы изобразительной грамоты и рисование
9. Прикладное творчество
10.
Пленэр
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения программы обучающимися
Оценка качества реализации ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям ДПОП «Декоративно-прикладное творчество» (текущая и промежуточная
аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные
работы, позволяющие оценивать знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний разработаны по
каждому учебному предмету. В качестве средств текущего контроля успеваемости
используются контрольные работы, устные опросы, тестирование, просмотры учебнотворческих работ, участие в творческих конкурсах, участие в культурно-просветительской
деятельности школы.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства, конспектами лекций, аудио- и
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному
предмету.
Реализация
программы
«Декоративно-прикладное
творчество»
обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет
резерва учебного времени
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольных
уроков,
дифференцированных зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, дифференцированные зачеты и
экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих
работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся
на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Промежуточная аттестация - как правило, осуществляется в конце каждой четверти и может
завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела.
Формы контроля:
- Творческий просмотр
- Тест
- Контрольная работа
- Зачет
- Реферат
- Презентация
- Экзамен (по дисциплине, итоговый выпускной экзамен).
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании. Школой
разрабатываются фонды оценочных средств по учебным предметам (типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля), соответствующие целям и задачам
программы «Декоративно-прикладное творчество» и ее учебному плану Структура
фонда оценочных средств:
- совокупность контрольно-оценочных материалов, предназначенных для
оценивания образовательных результатов на определённых этапах обучения;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания образовательных
результатов на всех этапах проверки;
- программа итоговой аттестации для выпускников.
При выставлении оценок учащимся используется 5-балльная система или качественное
оценивание (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение технических элементов задания. В том случае, если задание
исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено
индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения
художественного замысла.

Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов задания. В том случае, когда
учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное
отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность выполненного задания.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует ограниченность
своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования
выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и
индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное владение техническими
приемами.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки и
плохое владение материалом.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме
выпускных экзаменов:
1) Работа в материале;
2) История народной культуры и изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного
искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ; знание
профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и
изобразительного искусства; знание закономерностей построения художественной формы и
особенностей ее
восприятия и воплощения; достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с
использованием их
изобразительно-выразительных возможностей; навыки исполнения работы по композиции;
наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
7. Творческая, методическая и культурно - просветительская деятельность
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности
обеспечивается созданием в школе комфортной, развивающей образовательной среды. Она
предполагает организацию творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности. Программа творческой, культурно-просветительской и методической
деятельности (далее программа ТМКД) включает в себя мероприятия, имеющие периодический,
системный характер. Программа ТМКД разрабатывается на каждый учебный год
самостоятельно, утверждается приказом директора и является неотъемлемой частью ДПОП
«Декоративно-прикладное творчество», реализуемой в школе и отражается в общем плане
работы учреждения в соответствующих разделах. Цель программы ТМКД: - создание в Школе
комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения высокого качества

образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей
(законных представителей) и всего общества, а также духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности.
Творческая деятельность. С целью обеспечения высокого качества творческого развития
образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей
(законных представителей) преподаватели создают комфортные развивающие условия для
обучающихся, такие как:
- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих
мероприятий (конкурсов, выставок, фестивалей, мастер-классов, творческих вечеров,
театрализованных представлений и др.);
- организация посещений учащимися учреждений культуры (выставочных залов,
театров, музеев и др.);
- создание творческих коллективов;
- организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств и художественной школой, а так же с образовательными
учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития изобразительного искусства и образования.
Методическая
деятельность.
Целью
методической
деятельности
является
совершенствование образовательного процесса с учетом развития творческой индивидуальности
ученика.
Основная направленность методической деятельности:
- обеспечение информационного и методического сопровождения подготовки,
переподготовки и повышения квалификации специалистов, обобщение и распространение
педагогического и творческого опыта, новых методик и исследований, разработка и внедрение
новых инновационных учебных технологий,
- изучение учебных изданий по дисциплинам общепрофессионального и специального
циклов.
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями, реализующими
образовательные программы в области изобразительного искусства, в том числе и
профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых
ресурсов;
- проведение постоянной методической работы (открытые уроки, мастер - классы,
методические разработки, знакомство с новой литературой по искусству и т. д.0;
- получение консультаций по вопросам реализации образовательной программы;
- использования передовых педагогических технологий;
- обеспечение преподавателей учебно-методической документацией.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна
обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х
часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять
творческую и методическую работу.

Культурно-просветительская деятельность школы ставит своей целью - организацию
культурного досуга и популяризацию художественно-эстетического образования, культуры и
творчества, идеалов и ценностей. Культурно-просветительская деятельность направлена на:
- организацию творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего
профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- пропаганду лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, приобщение к
духовным ценностям;
- участие обучающихся в мероприятиях патриотической направленности, в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.
Творческая, методическая и культурно-просветительная деятельность обучающихся и
преподавателей школы осуществляется в счет времени отведенного на внеаудиторную работу
обучающихся. Перечень мероприятий в рамках творческой и культурно-просветительской
деятельности, в которых принимают участие обучающиеся и преподаватели школы: - мастерклассы ведущих специалистов, мастеров искусств,
- фестивали,
- творческие вечера,
- театрализованные представления,
- конкурсы, - выставки,
- посещение обучающимися филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.
(конкретный перечень составляется ежегодно в едином плане работы школы).
Перечень мероприятий и форм работы в рамках методической деятельности:
- участие в конкурсах педагогического мастерства, научно-методических конференциях,
практических семинарах,
- создание педагогами методических разработок и рекомендаций (например, к
самостоятельной работе обучающихся), написание методических работ различных жанров,
способствующих повышению качества образовательного процесса,
- разработка и коррекция учебных программ,
- разработка дидактических материалов по предметам (конкретный перечень составляется
ежегодно в едином плане работы школы).


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».