Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный Цивильского муниципального округа Чувашской Республики Принято на Педагогическом совете МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» Утверждено Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова» ____________ Л.В. Федорова Протокол №12 от 31.08.2023 Приказ №12/ОД от 31.08.2023 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Программа по учебному предмету ПО.02.УП.02. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8(9)-летний срок обучения) 2023 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации преподавателям; - Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся; VI. Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов - Учебная и методическая литература; - Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Музыкальная литература » разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»,а также использованы программы А.Лагутина, Владимировой, Программа учебного предмета « Музыкальная литератураа» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося. Предмет «Музыкальная литература» занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус. На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» Программа по предмету «Музыкальная литература» рассчитана на два года обучения в рамках 8-летнего срока. По 8-летней программе занятия проходят один раз в неделю по 1 часу. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Музыкальная литература» Нормативный срок обучения- 8 лет Срок обучения по программе – 2 года Распределение по годам обучения Класс Продолжительность учебных занятий (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 5 34 1 6 34 1 Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам) Общее количество часов на аудиторные занятия 34 34 Общее количество часов на самостоятельную работу (по годам) Общее количество часов на самостоятельную работу Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения) Объем времени на консультации (по годам) Общий объем времени на консультации 34 68 34 68 136 2 2 4 Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек. Форма обучения – очная, дистанционная с применением дистанционных образовательных технологий. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература» Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося. Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачами предмета «Музыкальная литература» являются: • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом; • воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах; • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка; • знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров; • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве; • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; Структура программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы: - сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Для достижения поставленной цели и используются следующие методы обучения: реализации задач предмета • словесный (объяснение, рассказ, беседа); • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); • практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»: • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет; • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы; • обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой; Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию. 2. Годовые требования по классам Настоящая программа носит интегрированный характер – помимо теоретической части содержание предмета включает обязательную практическую часть – прослушивание и просмотр произведений танцевальнохореографического искусства. Основной задачей предмета является формирование понимания связи музыки и движения. Теоретические знания по учебному предмету «Музыкальная литература» даются также с учетом специфики хореографического искусства. Учащиеся получают знания о специфике музыкального искусства, а также умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Нужно также научить детей различать тембры отдельных музыкальных инструментов, рассказать о симфоническом оркестре, научиться запоминать мелодию. Нормативный срок обучения 2 года 1-год обучения( 5 класс) Главной задачей 1-го года обучения является познакомить обучающихся с музыкальной культурой западно-европейских классиков. №п/п Название темы Творчество классиков европейской музыки Тема 1. Тема 2. Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. Тема 8. Тема 9. Тема 10. Тема 11. Количество часов Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры XVII - XVIII в.в. Классицизм в музыке. Венская классическая школа. 1 Й.Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфоническое и клавирное творчество. В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь. Соната Ля мажор. Симфония №40 соль минор. Опера «Свадьба Фигаро» Л.Бетховен. Жизненный и творческий путь. Соната №8 «Патетическая». Симфония №5. Увертюра «Эгмонт». Романтизм в музыке. Композиторы – романтики. 4 Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь. Песни. Произведения для фортепиано. Симфония №8. Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество. И.С.Бах. Жизненный и творческий путь. Произведения для органа. Инвенции. Сюиты. «ХТК» Шуман «Карнавал» Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. Творческий портрет К.Дебюсси. Ноктюрны. ИТОГО: 2 1 4 5 5 4 4 1 2 34 Темы: 1. Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры XVII XVIII в.в. Стили и направления искусства барокко. 2.Классицизм в музыке. Венская классическая школа. Гайдн - отец симфонии и сюиты. Расцвет инструментальной симфонической музыки в творчестве В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Появление в музыке новых музыкальных форм. 3. Гайдн. Жизненный и творческий путь.Симфоническое и клавирное творчество. Симфония Ми бемоль мажор. Фортепианное наследие Гайдна. Формирование классической сонаты. Жанровые истоки, народнотанцевальная основа. Камерность стиля сонаты Ре-мажор (1780).История создания симфонии, сонаты. Характеристика частей. Сонатная форма: название частей, строение. Сонаты Ре мажор и ми минор. Менуэты. 4. В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь, творческий облик композитора. Ренессансная личность, светлый гений венской классической школы. Цельность и гармония, гуманизм мировоззрения, универсальность музыкального дарования. Переосмысление и обогащение всех жанров его времени. Возвышенное и плутовское, трагическое и комедийное в наследии Моцарта. Воплощение идей Просвещения, оптимизм, поэтический реализм творчества. Музыкальная моцартиана.«Маленькая ночная серенада»; «Diesirae», «Lacrymosa» из Реквиема; опера «Волшебная флейта» ария Царицы ночи, Фортепианная фантазия ре-минор Симфонии Моцарта – вершина симфонизма его времени. Психологизм, драматическое восприятие жанра, симфонический театр Моцарта. Камерность стиля, малый парный состав оркестра, драматический конфликт между частями, полифоническое мастерство в Симфонии №40. Опера в творчестве Моцарта. Оперное наследие. Реформа жанра. Музыкальная драматургия, либретто, жанр и идея, композиция, индивидуальный язык сольных номеров, ансамблей, роль хора и оркестра в опере «Свадьба Фигаро» (1786). Опера «Свадьба Фигаро» Моцарт – пианист. Фортепианное наследие. Соната №11 (1777 – 1778) – необычность трехчастного цикла, влияние симфонической музыки, комической оперы на язык сонаты. Опора на австро-венгерский фольклор. Соната Ля мажор. Симфония №40 соль минор. Опера «Свадьба Фигаро» 5. Жизненный и творческий путь.Творческий облик Л. Бетховенкомпозитора. Музыкант – носитель, гений, полно воплотивший творческие принципы венской классической школы. Свобода, целеустремленность, гражданственность мировоззрения. Богатство духовно – эмоционального мира композитора. Преддверие романтизма.Симфонизм эпохи революций XVIII века. Идеалы гуманизма, свободы, общественного долга. Создание героического симфонизма. Героическая трагедия и трагическая героика в симфонии №5 (1805 – 1808). Традиции венской классической школы. Введение в партитуру новых инструментов. Симфония до минор. Завершение классической эпохи в развитии фортепианной сонаты. Пианизм нового времени. «Патетическая соната» (1798) – одна из вершин мировой фортепианной литературы. Театральность. Приемы фортепианного письма.Соната №8 «Патетическая». Симфония №5. Увертюра «Эгмонт».. 6. Романтизм в музыке. Композиторы – романтики. Краткий обзор творчества Грига, Шумана, Брамса, Листа. Новая трактовка народной танцевальной основы в народно-сценических танцах. Яркий колорит. 7. Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь.Творческий облик композитора. Первый композитор – романтик. Органичность черт музыкального классицизма и романтизма в творчестве Шуберта. Глубокое содержание произведений Шуберта, связь с музыкальной жизнью и бытом. Интонационный строй музыки. Песенность – основа фортепианного стиля. Ф. Шуберт – основатель жанра романтической фортепианной миниатюры (музыкальные моменты, экспромты, вальсы). Шубертиады в прошлом и настоящем.Песни. Произведения для фортепиано. «Неоконченная симфония» №7.Понятие песня- баллада. Строение романтической симфонии. 8. Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество. Прелюдии Шопена Ля мажор, ми минор, до минор;Полонез Ля мажор, мазурки До мажор, ля минор,Си бемоль мажор( виды мазурок).Музыкальнотанцевальная культура Польши. Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа. «Революционный этюд», ноктюрны фа минор, Ми бемоль мажор. Просмотр одноактного балета «Шопениана» в постановке Ю. Григоровича 9. И.С.Бах. Жизненный и творческий путь.Произведения для органа.Токката и фуга ре минор, хоральные прелюдии. ИнвенцииДо мажор, фа мажор. Старинные танцевальные сюиты . «ХТК». 10. Шуман «Карнавал»Роберт Шуман (1810–1856) — немецкий композитор, музыкальный критик. Шуман — один из наиболее ярких представителей музыкального романтизма в Германии. Музыкальное творчество Шумана охватывает все жанры, за исключением балета. Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов. «Альбом для юношества» «Лесные сцены» «Детские сцены»: «Горелки», «Засыпающий ребенок» «Карнавал» является как бы музыкальным воплощением эстетических идей Шумана. «Карнавал» - это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединенных 4-мя нотами (Шуман назвал это 'Миниатюрные сцены на 4-х нотах). Эти ноты - Asch (название города) - A, Es, C, H. Sch - это еще и первые буквы фамилии Шумана. Эти 4 ноты существуют в 3-х комбинациях. Эти ноты растворены в начале каждой пьесы. Поэтому здесь только следы вариационности, но не вариации на тему.Изобразительность образов цикла. Художественный мир контрастов. Лиризм музыкальных образов 11. Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке.Многообразие жанров в наследии композиторов. Идея красоты мысли, образа, неразрывность музыки и поэзии. Творческий портрет К.Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна», ноктюрны. Морис Равель «Болеро». М. Чюрлёнис-краткий обзор творчества 2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ(6 класс) Главной задачей второго года обучения музыкальной литературе на хореографическом отделении изучение русской музыкальной классики XIXвека №п/п Название темы Творчество русских композиторов – классиков Тема 1. Древнерусская музыка, жанры церковной и народной музыки. Тема 2. Музыкальное искусство России в первой половине XIX века Архитектура, живопись, литература того времени. Творчество А.А.Алябьева, А.Е.Варламова и А.Л.Гурилева. Тема 3. М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь. Опера «Иван Сусанин». Произведения для оркестра: «Камаринская», «Вальс – фантазия», Романсы и песни. Тема 4. А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Опера «Русалка». Романсы и песни. Тема 5. Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. Тема 6. А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь. Романсы. Опера «Князь Игорь». Симфония №2 «Богатырская». Тема 7. М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов». Тема 8. Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. Симфоническая сюита «Шехеразада». Опера «Снегурочка». Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане». Романсы. Тема 9. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Опера «Евгений Онегин», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» ИТОГО: Количество часов 1 2 9 3 1 5 4 4 5 34 Темы: 1. Древнерусская музыка. Особенности древнерусского пения, имитация голосов старинных инструментов, истоки тем в народной инструментальной музыке, игровые черты. 2. Музыкальное искусство в первой половине XIX века. Архитектура, живопись, литература того времени. Творчество А.А.Алябьева, А.Е.Варламова и А.Л.Гурилева. Сжатый обзор русской музыки в XVIII – начале XIX веках. Несколько имен и названий сочинений. Прослушивание с краткой характеристикой хорового концерта Д. С. Бортнянского. Вокальная миниатюра первой половины XIXвека. Русская песня, элегия, песня восточного характера, баллада. Творцы русского романса. А. Алябьев. Жизненная драма. Идеи декабризма. Гражданственность, свободолюбие, патриотические мотивы в творчестве. А.Варламов. Трагичность судьбы композитора – розночинца. Песенное наследие. Отражение и развитие городской песенной культуры в творчестве Варламова. Педагогический труд «Школа пения». А. Гурилев. Камерный лирический стиль. Преданность песенному жанру. Поэзия после декабристского времени в музыке Гурилева. А.Алябьев «Соловей». А. Варламов «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»; А.Гурилев «Домик – крошечка», «Колокольчик» 3. М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь. Зарождение русской музыкальной классики. Эпоха Глинки; современники композитора. Два гения русской культуры XIX века : А.Пушкин и М. Глинка. Соединение классицизма, романтизма, реализма в музыке Глинки. М.И. Глинка- основоположник русской классической композиторской школы. Национальная самобытность его музыки. Мастерское сочетание западноевропейской формы и национального содержания. Детские годы. Формирование музыкальных представлений под воздействием народно-песенного искусства. Обучение в Благородном пансионе. Круг общения Глинки. Первые композиторские опыты. Пребывание в Италии. Занятия с З. Деном. Создание оперы “Иван Сусанин” и ее премьера. Работа в Придворной певческой капелле. Н. Кукольник. Работа над оперой “Руслан и Людмила”. Высший расцвет творчества. Париж, Глинка и Берлиоз. Поездка по Испании, Испанские увертюры. Пушкинская поэзия – живой родник вдохновения гения Глинки. Вокальная миниатюра Глинки: русская песня, элегия, баллада, характерная песня, восточный романс. Последние годы жизни. Общение с молодыми музыкантами – продолжателями традиций Глинки. «Я помню чудное мгновенье» «Сомнение» «Жаворонок» «Попутная песня» «Ночной смотр» «Не искушай» Обзор творческого наследия: сочинения для театра, концертные и камерные сочинения. Опера “Иван Сусанин”. Первая классическая опера, национальная драма. История создания, либретто, первоисточник. Мастерство композитора в создании образов и характера героев. Хоры – музыкальный фрагмент оперы. Органичное включение фольклорных жанров. Освоение композиции оперы, разбор и прослушивание предусмотренных календарно-тематическим планом фрагментов оперы. Работа с нотным текстом хрестоматии при изучении оперы и романсов. Характеристика и прослушивание 2-3 сочинений для оркестра. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»): Интродукция, Каватина и рондо Антониды, Трио «Не томи, родимый» Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка 2 д.; Песня Вани, Сцена Сусанина с поляками 3 д.; Ария Сусанина, 4 д.; Хор «Славься», Эпилог. Наследие композитора в симфонической музыке. Жанровое разнообразие. Народный характер «Камаринской» (1848) и ее значение для всей русской музыки. Симфонические краски, двойные вариации, подголосочная полифония, приемы варьирования. Лирический симфонизм Глинки в Вальсе – фантазии (1839). Сложность формы. Глубина содержания. Традиции Глинки в творчестве русских композиторов. Историческая роль и традиции «Испанских увертюр» в русской музыке. «Камаринская», «Вальс – фантазия», Увертюры «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» (фрагменты) 4. А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь.«Учитель музыкальной правды». Позиция критического реализма в творчестве композиторов. Даргомыжский и Глинка. Даргомыжский и его время. Детские годы в дворянской семье, разностороннее образование композитора. Знакомство с Глинкой. Опера “Эсмеральда”. Пребывание за границей. Сочинение вокальных произведений, оперы “Русалка”. Краткая характеристика оперы. Успех оперы при вторичной постановке. Работа Даргомыжского в журнале “Искра”, участие в деятельности РМО. Социальнообличительная тематика в вокальных сочинениях. Общественное признание композитора в России и Европе. Сближение с композиторами “Могучей кучки”. Опера “Каменный гость”. Обзор творческого наследия. Оперы Даргомыжского, сочинения для оркестра в традициях Глинки. Проблема соотношения изменчивой человеческой речи и музыки. Роль мелодического речитатива в раскрытии художественного образа. Камерно-вокальные сочинения; новаторские черты творчества. Романсы и песни. Вокальный жанр в творчестве Даргомыжского. Наследие. Тематика и жанры вокальной музыки Даргомыжского. Отношение к литературному тексту, передача в музыке интонаций разговорной речи. Роль речитатива и кантилены в вокальных миниатюрах композитора. Обращение к бытовым музыкальным жанрам, расширение жанрового диапазона вокальной музыки (сатирический портрет, комедийная сценка, драматический монолог и др.). “Старый капрал” — тщательный разбор произведения, выявление его особенностей при работе с нотным текстом хрестоматии. Краткая характеристика и прослушивание еще 1-3 разнохарактерных романсов. 5. Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. Литература, живопись и музыка того времени. Изменения в отношении русского общества к музыкальному искусству, его социальной роли, проблемам профессиональной музыки, музыкально образования. Расцвет русской музыкальной классики во второй половине XIX века, ее великие представители. Яркое созвездие талантливых музыкантов: композиторов, исполнителей. Новые пути композиторской школы России. Общественно-политическая жизнь в 60-е годы. Расцвет литературы и искусства. Роль русской музыки в мировой художественной культуре. Изменения в музыкальной жизни столиц. Образование РМО, открытие консерваторий, Бесплатная музыкальная школа. Серов и Стасов, А. и Н. Рубинштейны, Балакирев и «Могучая кучка». М.А.Балакирев «Исламей» М. А. Балакирев Увертюра на три русские народные темы (фрагмент) М.П. Мусоргский Сюита «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов», «Баба – Яга» 6. А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Ренессансная личность, крупная целостная натура. Многогранность творческой деятельности Бородина. Широкий круг интересов юного Бородина, увлечение естественными науками и искусством. Учеба в Медико-хирургической академии. Музыкальное развитие Бородина. Научная командировка в Германию. Оптимизм в отношениях к людям. К миру. Тяга к эпической теме в музыкальном творчестве. Сближение с балакиревским кружком. Первая симфония, ее успех у слушателей. Другие сочинения. Совмещение композиторской работы с разносторонней научнопедагогической деятельностью. Создание Второй симфонии и работа над оперой «Князь Игорь». Встречи с Листом в Веймаре. Широкое признание музыки Бородина. Продолжение традиций Глинки в вокальном творчестве. Сочинения последнего десятилетия. Обзор творческого наследия. Жанровое разнообразие произведений Бородина. Опера «Князь Игорь» — центральное произведение композитора. Значение, содержание, либретто, история создания и постановки. Могучие хоры, старинные жанры – плачи, скоморошьи наигрыши, элементы знаменитого распева. Восточная тема в творчестве «Могучей кучки» и Бородина. Опера «Князь Игорь». Сюжет, патриотическая идея. Ознакомление с композицией оперы. Русь и Восток в музыке оперы. Развитие традиций эпического музыкального театра Глинки. Разбор и прослушивание сцен и номеров оперы, предусмотренных календарно-тематическим планом. Романсы. Опера «Князь Игорь». Симфония №2 «Богатырская».Глубокий интерес Бородина к историческому русскому эпосу на примере симфонии №2 (1876). Внутреннее родство образов «Богатырской» симфонии и оперы «Князь Игорь». Очищающая и возвышенная любовь к Отечеству – основа содержания симфонии №2. 7. М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь.Творческий облик композитора. Социальная направленность и новаторство творчества Мусоргского. Гениальный последователь и приверженец творчества Даргомыжского. Поиск правды в жизни и творчестве. Обращение к крестьянскому фольклору, глубокое знание и понимание народной музыки. Демократические жизненные и творческие позиции Мусоргского и «шестидесятников». Трагизм личной судьбы. Детство в имении отца. Окружение юного Мусоргского. Успех в игре на фортепиано. Обучение по семейной традиции военному делу в Петербурге. Служба в полку. Знакомство с Даргомыжским и Балакиревым, сближение с демократической молодежью; новые увлечения. Выход в отставку для серьезных занятий композицией. Театральные, вокальные и инструментальные произведения 60-х годов. Эпоха «Бориса Годунова» (1868-1874); судьба оперы. Общение с Римским-Корсаковым и Стасовым. Жизненная неустроенность, нужда, болезнь, отход от друзей. Отражение тяжелых переживаний в вокальных циклах и опере «Хованщина». Артистический успех концертной поездки с певицей Д.Леоновой. Преждевременная смерть, прервавшая работу над завершением опер «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов». Опера «Борис Годунов». История создания и редакции оперы. Первоисточники, либретто, редакции, перипетии постановки. Мусоргский и Пушкин. Сквозная драматургия оперы – трагедии. Конфликт народа с царской властью. Сопоставление образа Бориса с характеристикой народных сцен. Композиция и персонажи оперы. Идейное содержание оперы, сквозное развитие действия, вокально-декламационное начало вокальных партий ряда персонажей — характерные черты новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы. Их раскрытие по ходу разбора и прослушивания сцен и фрагментов согласно календарно-тематическому плану. Новаторский тип хоровых сцен и речитативов. Общая характеристика, разбор ряда пьес и их прослушивание при знакомстве с циклом «Картинки с выставки». «Картинки с выставки» — лучшее инструментальное произведение композитора. Драматургический дар Мусоргского. Музыкальный театр камерновокальной миниатюры Мусоргского. Новые жанры. Традиции Даргомыжского в речевой интонации. Обращение к нотному тексту. 8. Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Масштаб личности. Многогранность творческой и общественной деятельности Римского-Корсакова. Широта творческих интересов: композитор, дирижер, фольклорист, редактор, ученый, педагог, общественный деятель. Сказка, история и повседневный быт народа в операх Римского-Корсакова — ведущем жанре творчества. Детство в Тихвине. Семья Римских-Корсаковых. Талант и тяга к музыке юного Римского-Корсакова. Учеба в Морском корпусе в Петербурге. Развитие музыкальных интересов, уроки у Канилле. Знакомство с Балакиревым, сочинение симфонии, прерванное заграничным учебным плаванием. Успех симфонии у слушателей, создание ряда других сочинений для оркестра. Увлечение народной песней. Первая опера «Псковитянка». Педагогическая работа в консерватории. Совершенствование композиторского мастерства. «Майская ночь» и «Снегурочка», «Шехеразада» и «Испанское каприччио». Беляевский кружок; выступления в роли дирижера. Завершение и редактирование сочинений Мусоргского и Бородина. Новый расцвет оперного творчества с середины 90-х годов. Римский-Корсаков и революция 1905 года. «Золотой петушок» — опера-сатира. Ученики и последователи РимскогоКорсакова. Всемирное признание композитора. Обзор творческого наследия. Продолжение традиций Глинки. Поэтический музыкальный мир. Колористичность письма. Ведущее меСимфоническая сюита «Шехеразада».Особенности симфонизма Римского – Корсакова. «Шехеразада». Мировое признание программной сюиты (1888). Одно из лучших сочинений русского автора о Востоке. Лейтмотивная система сюиты. Общие сведения о симфоническом оркестре; оркестровые группы и их инструментальный состав. Понятие о партитуре. Программный замысел сюиты. Разбор основных тем каждой части; средства создания восточного колорита. Раздельное прослушивание каждой части с выделением – узнаванием солирующих инструментов. Опера «Снегурочка». Оперное наследие Римского – Корсакова. Многообразие оперных жанров. Поэзия сказочной музыки оперы и музыка поэтической «Весенней сказки» Островского. «Снегурочка». Рассмотрение оперы с элементами музыкальнолитературной композиции. Значение, история создания и постановки, первоисточник, либретто. Чередование чтения текста А.Островского с разбором и прослушиванием музыки. Пантеизм и обрядность берендеева царства. Сказочное и реальное в опере. Природа и люди. Широкое обращение к народно-песенным мелодиям. Основные лейттемы. Музыкальная характеристика Снегурочки.. Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане». Романсы. 9. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Творческий облик композитора. Притягательность и обаяние, своеобразие и неповторимость личности русского гения второй половины XIX в. Близость мироощущения Чайковского и его великих современников — Толстого, Чехова, Достоевского, Левитана, Фета. Преломление национальных традиций и национального стиля русской музыки и западноевропейских веяний в творчестве Чайковского, Чайковский - музыкант-психолог. Чайковский и Моцарт. Многогранность личности и творческой деятельности Чайковского. Богатство тематики и жанров созданных им сочинений. Развитие и обогащение традиций Глинки и Даргомыжского. Родительский дом в Воткинске. Семья Чайковского. Петербургские годы жизни. Училище правоведения и консерватория. Учителя Чайковского. Московский период жизни и творчества — педагогическая, музыкальнокритическая и композиторская деятельность. Первый расцвет творчества. Отъезд из Москвы. Жизнь в Европе и в России в последующие годы. Напряженная творческая деятельность. Общение с видными музыкантами Европы. Рост популярности музыки Чайковского. Выступления в качестве дирижера. Высший расцвет творчества композитора. Дом в Клину. Музыка Чайковского в наши дни. Международный конкурс его имени.Обзор творческого наследия Чайковского. Оперы и симфонии как ведущие жанры творчества. Другие произведения для оркестра, сочинения с участием хора. Камерные инструментальные и вокальные сочинения. Духовная музыка. Литературное наследие композитора. Наглядные схемы основных периодов жизни и творческого наследия композитора. Опера «Евгений Онегин», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ знание специфики музыки как вида искусства; знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства; знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения); умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства; умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов; умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации учебного предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года по в 6 классе – по программе 8-летнего обучения. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. График и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. По завершении изучения предмета "Музыкальная литература " проводится аттестация в конце 2-го года обучения в виде зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. При проведении зачета необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Критерии оценки По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр. Оценка Критерии оценивания 5 («отлично») полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения 4 («хорошо») оценка отражает ответ с небольшими недочетами 3 («удовлетворительно») ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме. V.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Содержание обучения определяется целями и задачами начального музыкального образования и теми возможностями, которыми предмет располагает для их реализации. Усвоение содержания предмета является целью обучения и в то же время средством развития, содействующим достижению этих целей. В процессе этого усвоения совершенствуется мышление, память и слух учащихся, формируются их творческие способности и приёмы деятельности. Качество усвоения содержания предмета определяет уровень достижения целей. В данном учебном курсе музыка представлена произведениями народного и классического искусства различных жанров, стилей и национальных композиторских школ последних трёх столетий. Эти произведения рассматриваются как явления искусства, продукт творческой деятельности музыкантов и конкретной общественно-исторической среды. Выбор произведений определяется как слушательскими возможностями обучающихся того или иного возраста и уровнем их музыкальной подготовки, так и дидактической целесообразностью. Усвоение музыки осуществляется при её прослушивании, разборе, проигрывании и запоминании как в классе, так и в процессе самостоятельной работы обучающихся. Важной составной частью содержания музыкальной литературы являются знания о музыке из области теории, истории и музыкальной практики. Теоретические знания необходимы для изучения и объяснения музыки, исторические знания важны для понимания исторической и социальной обусловленности музыки, осознания индивидуальных качеств композиторского стиля. Знания из области музыкальной практики помогают ориентироваться в явлениях и процессах современной музыкальнообщественной жизни, объяснять и оценивать происходящее в ней. В содержании предмета следует различать знания информативные и понятийные. К первым относятся все имена, названия, даты, факты, события, то есть те, что несут конкретную информацию. Такие знания составляют значительную часть учебного материала. Понятийные знания в курсе музыкальной литературы – это ключевые слова, словосочетания, термины, которые в обобщённом виде отражают существенные признаки явлений художественного творчества и общественно-музыкальной практики вне их индивидуального проявления. Необходимость дифференцированного подхода педагога к информативным и понятийным знаниям обусловливается различиями в способах и уровне их усвоения учащимися. Если информативные знания должны быть верно поняты и лишь частично сохранены в долговременной памяти учащихся, то знания понятийные – осмысленные и длительно сохраняемые в памяти – во многом определяют качество усвоения предмета в целом. В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся слушательские навыки, то есть эстетическое восприятие музыки. Слушательские навыки, лежащие в основе всех других способов музыкальной деятельности, в музыкальном обучении имеют межпредметный характер, так как присутствуют и обогащаются на всех уроках музыки. На уроках музыкальной литературы эти навыки формируются при прослушивании и анализе музыки, во внеклассном общении с ней. Другим специальным умением является анализ музыки, объединяющий музыку и знания о ней. В той или иной форме ученики анализируют музыку на всех уроках в ДМШ, и потому данное умение также является межпредметным. На уроках музыкальной литературы оно формируется, в основном, в классной работе, в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений. Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы, сердцевину его содержания. Качество их усвоения обучающимися в конечном счёте будет определять уровень музыкальной культуры, которого они смогут достичь с помощью музыкальной литературы. Предметным умением, которым обучающиеся овладевают при изучении музыкальной литературы (на других занятиях может иметь место лишь его применение), является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь чтолибо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения – и есть проявление данного умения. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности. В основу систематизации учебного материала положен хронологическитематический принцип, традиционный для данного предмета, в сочетании с дидактическим на первом году обучения. Линейное расположение материала с элементами концентричности в освоении понятийных знаний даёт возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений, историческую обусловленность отдельных этапов музыкального искусства. Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкальнослуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкальнотанцевальному искусству. Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным произведением или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения. Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями. Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности. VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ Учебная и методическая литература 1. Александрова В. Есть внутренняя музыка души // Музыка в школе, 1990, №3. С. 29-31. 2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.,1965. 3. Березовский Б. В классе музыкальной литературы // Музыка – детям. Вып. 3 М., 1976. С. 71-86. 4. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. М., 2000. 5. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977. 6. Васина – Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976. 7. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999. 8. Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С. 31-47. 9. Гивенталь И. Методика обучения музыкальной литературе в училище: учебное пособие. М., 1987. 10.Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990. 11.Калинина Г. Пособие по музыкальной литературе. Вып. I-III. М., 1998. 12.Калинина Г., Егорова Л. Пособие по музыкальной литературе. Вып IV. Тесты по отечественной музыке XX века. М., 1998. 13.Калинина Е. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000. 14.Лисянская Е. Примерный тематический план по предмету музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М.,1988. 15.Максимова Л. Сейчас нельзя учить детей по старинке // Сов. Музыка, 1979, № 11. С.49-51. 16.Михеева Д. Методическая записка по музыкальной литературе – на правах рукописи. 17.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984. 18.Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999. 19.Роллан Р. О месте занимаемом музыкой во всеобщей истории / Даттель Е. Музыкальное путешествие. М., 1970. С.10-22 20. Токарская М. Совершенствование методов обучения музыкальной литературе в детской музыкальной школе // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С.74-89. 21. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 1997. 22. Фрумкис Т. Новое в музыкальном материале для начального курса музыкальной литературы. М., 1978. 23. Хитц К. Петер в стране музыкальных инструментов. М.,1990. 24. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983. 25. Шевчук Л. Исторические путешествия в мир искусства // Музыка в школе, 1990, №3. С.57-58. 26. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство XVII-XX вв. М., 1999.