ПО.01 УП.06 Подготовка концертных номеров

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа
искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный
Цивильского муниципального округа Чувашской Республики

Принято
на Педагогическом совете

МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»

Утверждено
Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»
____________ Л.В. Федорова

Протокол №12 от 31.08.2023

Приказ №12/ОД

от 31.08.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.06. ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ
(8(9)-летний срок обучения)

2023

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий
II.

реализации учебного предмета;

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI.

Список рекомендуемой нотной и методической литературы

3

.

I. Пояснительная записка
1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе
Программа

учебного предмета «Подготовка концертных номеров» разработана на

основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной

общеобразовательной

программе

в

области

искусства

«Хореографическое творчество».
Учебный предмет «Подготовка концертных номеров» неразрывно связан со всеми
предметами предметной области «Хореографическое исполнительство» дополнительной
предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

искусства

«Хореографическое творчество». На занятиях применяются знания, умения, навыки,
приобретенные учащимися на уроках классического, народно-сценического, историкобытового и современного танцев, а также на уроках по предметам «Танец», «Ритмика» и
«Гимнастика» по 8-летнему учебному плану.
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Учебный предмет направлен на приобретение обучающимися первичных умений
исполнения сценического репертуара на сцене концертного зала учебного учреждения, в
выступлениях в рамках культурных мероприятий города, на участие в фестивалях, смотрах
и конкурсах. Сценическая практика учащихся организуется и планируется на основании
плана работы хореографического отделения и учебного заведения в целом.
В процессе подготовки концертных номеров должны участвовать все учащиеся
класса. Участие каждого в массовом номере, в составе небольшого ансамбля или в сольном
репертуаре зависит от уровня его способностей, достигнутых результатов изучения
программ специальных предметов. Особо одарённые дети могут участвовать в сольных
номерах.
Процесс подготовки концертных номеров формирует у детей и подростков
исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях танцевального
творчества,

знакомит

исполнительского

с

сущностью,

искусства,

выразительностью

способствует

выявлению

и

содержательностью

творческого

потенциала

и

индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и
эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть
заложенные в каждом из них творческие задатки и реализовать их в соответствующем
репертуаре за период обучения.
При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические
4

средства для прослушивания музыки, просмотра видеоматериала.
Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров
хореографического искусства, знакомить обучающихся с лучшими балетными спектаклями,
концертными программами и отдельными хореографическими номерами танцевальных
коллективов.
Для более качественного изучения предмета «Подготовка концертных номеров»
необходимо посещение концертов профессиональных и любительских музыкальных и
хореографических коллективов, выставок, музеев с

последующим

их анализом и

обсуждением.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1
класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Для учащихся, поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные
профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства,
срок обучения может быть увеличен на 1 год.
3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Подготовка концертных номеров».
Срок обучения – 8 (9) лет
Таблица 1
Вид учебной работы, учебной
нагрузки

Классы

Максимальная учебная нагрузка

1-8

9

658

99

658

99

(на весь период обучения)
Количество

часов на

аудиторные

занятия
Общее

количество

часов

на

757

аудиторные занятия

4.

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Групповая (от – 11 человек), продолжительность урока – 30 минут- в 1 классе, по 40 минут
со второго класса.

5

Цель и задачи учебного предмета «Подготовка концертных номеров»

5.
Цель:
Развитие

танцевально-исполнительских

способностей

учащихся

на

основе

приобретенного ими комплекса знаний, умений и навыков, полученных в период обучения
предметам предметной области «Хореографическое исполнительство», выявление наиболее
одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к
дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные
программы

среднего

и

высшего

профессионального

образования

в

области

хореографического искусства.
Задачи:
 развитие художественно-эстетического вкуса;
 умение передавать стилевые и жанровые особенности;
 развитие

чувства ансамбля;

 развитие артистизма;
 умение правильно распределить сценическую площадку, сохраняя рисунок танца;
 приобретение опыта публичных выступлений.
6. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения

поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:
- метод организации учебной

деятельности

(словесный,

наглядный,

практический);
- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение
6

полученных знаний);

- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
- метод активного обучения (самоанализ ребенка);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный

(подбор ассоциаций, образов).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8.

Описание материально-технических условий реализации предмета

Материально-техническая
соответствовать

санитарным

база
и

образовательного

противопожарным

учреждения

нормам,

нормам

должна
охраны

труда.
Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного
предмета «Подготовка концертных номеров», оснащаются пианино/роялями. Площадь
балетных залов должна быть не менее 40 кв.м, иметь пригодное для занятий напольное
покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала
размером 7м х 2м на одной стене.
Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами,
светотехническим и звукотехническим оборудованием;

костюмерную, располагающую

необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного
процесса и учебных занятий. Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и
душевых для обучающихся и преподавателей.

7

II. Содержание учебного предмета
1.

Сведения

о затратах учебного

времени,

предусмотренного

на освоение учебного предмета «Подготовка концертных номеров»:
Срок обучения – 8 (9) лет
Таблица 2
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность учебных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

32

33

33

33

33

33

33

33

33

2

2

2

2

3

3

3

3

3

64

66

66

66

занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия

(в неделю)

Общее количество часов на

99

99

99

99

99

аудиторные занятия (по годам)
Общее количество часов

на

658

аудиторные занятия

99

757

Объем времени на консультации

-

8

8

8

8

Общий объем времени на

8

8

8

56

консультации

8
8

64

Консультации
Реализация программы
консультациями

для

академическим

концертам,

по

обучающихся,

подготовке
которые

творческим

концертных номеров

обеспечивается

проводятся

подготовки

конкурсам

и

с

целью
другим

к

мероприятиям

образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет
резерва учебного времени.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Подготовка концертных номеров»
распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

8

2.

Требования по годам обучения

Содержанием занятий по предмету «Подготовка концертных номеров» является
разучивание хореографических композиций на основе освоенных движений на уроках
классического и народного танцев.
1 класс
Приобретение навыка: танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять
сценическую площадку.
Примерный перечень хореографических номеров:
Танцы на основе изученных движений по предметам «Ритмика», «Танец»
1. «Кукла» (произвольная композиция). Музыка В. Шаинского.
2. Танец колокольчиков (произвольная композиция). Музыка П. Чайковского «Танец феи
драже»
3. Танец гномов (произвольная композиция). Музыка Э. Грига «В пещере горного короля»
4. Танец куколок и солдатиков (произвольная композиция). Музыка Д. Шостаковича
«Вальс-шутка»
В конце учебного года проводится зачет в виде просмотра.
2 класс
Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению
памяти, умению сосредотачиваться, необходимому в хореографических постановках.
Примерный перечень хореографических номеров:
Примерный перечень хореографических номеров:
1. «Аквариум» (произвольная композиция). Музыка К. Сен-Санса их сюиты «Карнавал
животных»
2. «Танец мотыльков» (произвольная композиция). Музыка С. Рахманинова «Итальянская
полька»
3. «Танец цветов и бабочек» (произвольная композиция). Музыка Ф. Шуберта «Вечерняя
серенада»
4. «Танец снежинок» (произвольная композиция). Музыка Л. Делиба
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
3 класс
Усложнение движений, их соединение между собой, умение перйти от одного
движения к другому. Отработка исполнения обучающимися небольших вариаций их танцев
народов мира и русских народных постановок.
Примерный перечень хореографических номеров:
1. Финская полька (произвольная композиция)
2. Школьная полька (произвольная композиция)
3. Менуэт (произвольная композиция). Музыка П. Мориа
4. М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Хореография К. Голейзовского
С третьего класса обучающиеся могут принимать участие в концертах, конкурсах и
фестивалях различного уровня. В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра,
концертного выступления.
4 класс
Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы.
Изучение танцев и объяснение смысла изучаемых номеров. Знание и понимание образного
содержания исполняемой композиции.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. П. Чайковский. Танец детей из 1 акта балета «Щелкунчик». Хореография В. Вайонена
2. Э. Григ «Норвежский танец». Постановка Е. Снетковой-Вечесловой
9

Народный танец:
1. Белорусский танец «Крыжачок»
2. Белорусский танец «Бульба»
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
5 класс
Умение выполнять различные движения в соответствии с характером танца; работать
в ансамбле, обладать устойчивыми навыками культуры сценического поведения.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. Д. Дюкомен. «Полька с мячиком». Постановка А. Ширяева
2. Э. Григ. Детский танец из балета «Сольвейг». Постановка Л. Якобсона
Народный танец:
1. Русский сюжетный танец
2. Русский мужской танец «Камаринская»
3. Гуцульский танец
4. Татарский танец
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
6 класс
Умение выполнять движения классического и народного танца, усложняя
танцевальные комбинации, используя весь изученный арсенал хореографической лексики;
раскрывать свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле; обладать
чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. Л. Герольд. Детский танец из балета «Тщетная предосторожность». Хореография О.
Виноградова
2. Д. Обер. Детский танец из балета «Фадетта». Постановка Л. Лавровского
Народный танец:
1. Русская плясовая
2. Белорусский танец «Веселуха»
3. Украинский танец «Коломийка»
4. Молдавский танец «Молдовеняска»
В конце учебного года проводится итоговый зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
7 класс
Работа над приобретением навыков культуры общения, стремлением
совершенствовать танцевальное мастерство и через танец постигать культуру народов мира.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. Ш. Фрамм. «Маленькие испанцы». Постановка Л. Якобсона
2. П. Гертель. «Саботьер». Детский танец из балета «Тщетная предосторожность»
3. П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица». Хореография М. Петипа
Народный танец:
1. Танцы, построенные на танцевальных (плясовых) традициях областей России
2. Башкирский танец
3. Мордовский танец
4. Итальянский танец «Тарантелла»
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
10

8 класс
Большое внимание уделяется совершенствованию координации, танцевальности,
отработке техники движений, умению работать в ансамбле в другими исполнителями.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. А. Адан. Вальс крестьянок из 1 акта балета «Жизель». Хореография Ж. Коралли
2. Х. Левенскольд. «Pas de quatre» сильфид из балета «Сильфида». Хореография А.
Бурнонвиля
Народный танец:
1. Танцы, построенные на танцевальных (плясовых) традициях областей России
2. Калмыцкий мужской танец
3. «Арагонская хота»
4. Венгерский народный танец
5. Болгарский народный танец
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
9 класс
Предполагается дальнейшее развитие у обучающихся умения подчеркнуть свою
индивидуальность при исполнении сольных партий, умения работать в ансамбле,
формирование навыков сотворчества с преподавателем при постановке новых танцев.
Примерный перечень хореографических номеров:
Классический танец:
1. А. Адан. Танец подруг из 1 акта балета «Жизель». Хореография Ж. Коралли
2. П. Чайковский. Вариации фей из балета «Спящая красавица». Хореография М. Петипа
3. Й. Байер, Р. Дриго. Вариации кукол из балета «Фея кукол». Хореография К. Сергеева
4. П. Чайковский. Сцена снежинок из 2 акта балета «Щелкунчик». Хореография В.
Вайнонена
Народный танец:
1. Хороводы
2. Русские танцы с использованием трюковых элементов
3. Польский танец «Мазурка»
4. Испанский академический танец
В конце учебного года проводится итоговый зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного

предмета

«Подготовка

концертных

номеров»,

который

определяется

формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством
преподавателя;
умение работы в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над
хореографическим произведением на репетиции,
навыки участия в репетиционной работе.
11

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Подготовка концертных номеров»
включает

в

себя

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточную

аттестацию

обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических и
тематических концертах, конкурсах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотра
концертных номеров или их фрагментов в учебной аудитории (балетном зале), на сцене
концертного зала учебного заведения, а также исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет.
Итоговым отчётом по предмету «Подготовка концертных номеров» является
ежегодный отчётный концерт хореографического отделения образовательного учреждения
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки.
По итогам исполнения программы на просмотре, концерте, конкурсе выставляется
оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
технически

качественное

осмысленное

исполнение,

и

художественно

отвечающее

всем

требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)

отметка

отражает

небольшими

грамотное

недочетами

плане, так и в художественном)

12

(как

исполнение
в техническом

с

исполнение с большим количеством недочетов,

3 («удовлетворительно»)

а именно: недоученные движения, слабая
техническая подготовка, невыразительное
исполнение, отсутствие свободы в хореографических
постановках и т.д.
2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием
плохой

посещаемости

аудиторных

занятий

и

нежеланием работать над собой
отражает достаточный уровень подготовки и

«зачет» (без отметки)

исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При

выведении

итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или конкурсе;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа по предмету «Подготовка концертных номеров» предлагает примерный
перечень лучших
использоваться

образцов

классических хореографического наследия, которые могут

по выбору преподавателя с учётом профессиональных возможностей и

технической подготовки, как класса, так и индивидуально учащихся. Очень полезно
использовать в работе постановки из репертуара профессиональных хореографических
коллективов, доступные для исполнения учащимися. В роли хореографов могут выступать и
преподаватели, осуществляя постановку концертных номеров на основе пройденного
учебного материала в классе.
13

Содержание учебного предмета определяется в соответствии с учебным планом
образовательного

учреждения.

Изучение

учебного

материала

данного

предмета

рекомендуется проводить по возрастным категориям:
- младшие классы (1- 2 год обучения по 8-летнему учебному плану и 1 год обучения
по 5-летнему учебному плану);
- средние классы (3-5 год

обучения

по 8-летнему учебному плану и

2-3 год

по 8-летнему учебному плану и

4-5 год

обучения по 5-летнему учебному плану);
- старшие классы (6-8 год обучения
обучения по 5-летнему учебному плану).
При подборе сценического репертуара по предмету «Подготовка концертных
номеров» преподаватель должен учитывать возрастные особенности и технические
возможности обучающихся. Исполнительские возможности детей ограничены. Так, в
младших классах, хореографические постановки должны состоять из небольшого
количества элементов и движений, соединённых в интересных сочетаниях и перестроениях
(рисунках) танца. Хореографические этюды и небольшие танцевальные композиции
являются

теми

простейшими

концертными

номерами,

которые

доступны

для

репетиционной деятельности учащихся младших классов. Не менее важную роль в создании
детского танца играет правильный выбор музыкального произведения, которое должно быть
образным, с ясной мелодией и чётким ритмическим рисунком. Музыка должна являться
средством воспитания музыкальной культуры учащихся.
Одним из основополагающих предметов в хореографическом образовании является
народный танец. Его обязательно нужно включать в репертуар по предмету «Подготовка
концертных номеров».

В средних классах закладываются основы предмета «Народно-

сценический танец». Разнообразие изученного материала на этом предмете даёт широкие
возможности для балетмейстерской деятельности преподавателя.
Концертные номера старших классов должны отличаться своей многожанровостью.
Изучение классического и народно-сценического танца, историко-бытового и современного
танца (вариативная часть) предполагают подготовку и исполнение концертных номеров на
основе всего пройденного материала. Но вместе с тем, подготовка концертных номеров не
является самоцелью в предпрофессиональном хореографическом образовании - это
результат

длительной

учебной

работы,

подготавливающий

к

дальнейшему

профессиональному образованию.
Репетиционная работа с учащимися проводится преподавателем и концертмейстером.
Занятия строятся по следующему плану:
Вводное слово преподавателя
14

Перед разучиванием нового танца преподаватель сообщает о нем такие сведения, как
история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Если танец
построен на элементах народной пляски, необходимо рассказать о характерных чертах
данного народа, при разучивании фрагмента из балета – дается информация о времени его
создания, о стиле исполнения, характерном для той эпохи.
Слушание музыки и ее анализ
Преподаватель

предлагает

прослушать

музыку

хореографического

номера,

определить ее характер, темп, музыкальный размер и т.д.
Разучивание движений и элементов танца, поз и основных рисунков
При разучивании движений с детьми хорошие результаты дает метод, при котором
ученики повторяют движения вместе с объяснением и показом педагога, а затем исполняют
их самостоятельно. При изучении особенно сложных движений может быть применено
временное упрощение. Затем танцевальная лексика постепенно усложняется, приближаясь к
законченной форме. Когда все элементы проучены, необходимо приступать к соединению
их в танцевальные комбинации.
Работа над танцевальным образом
Словесное объяснение преподавателя используется на занятиях и включает в себя
основные рабочие и профессиональные термины, точные определения.
Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений.
Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно
исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца
используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом
результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок),
показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.
Все замечания по ходу урока

делаются в спокойной, требовательной, но

доброжелательной форме, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых
незначительных успехов обучающегося.

15

VI.

Список рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. Орел, 2005
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
3. Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов: Хрестоматия. СПб, Издательство
СПбГУП, 2000
4. Музыка для детских танцев. Нотное приложение к хрестоматии детских танцев из
классических балетов. СПб, Издательство СПбГУП, 2000
5. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть I,
Орел, 1999
6. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Часть II.
Орел, 2004
7. Климов А.А. Основы русского народного танца. М. «Искусство», 1981
8. Ткаченко Т.С. Народный танец. М. «Искусство», 1954
9. Ткаченко Т.С. Народные танцы. М. «Искусство», 1975
10. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М., «Искусство», 1996

16


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».