ПО.01 УП.02 Ритмика

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа
искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный
Цивильского муниципального округа Чувашской Республики

Принято
на Педагогическом совете

МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»

Утверждено
Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»
____________ Л.В. Федорова

Протокол №12 от 31.08.2023

Приказ №12/ОД

от 31.08.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02. РИТМИКА
(8(9)-летний срок обучения)

2023

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Содержание разделов;
- Требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Интернет ресурсы

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной

программе

в

области

хореографического

искусства

«Хореографическое творчество».
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение
ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и
интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм,
помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами
музыкального искусства.
Дети

получают

возможность

самовыражения

через

музыкально-игровую

деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание
музыки и музыкальная грамота», «Танец», «Народно-сценический танец».
2. Срок реализации учебного предмета «Ритмика»
Срок освоения программы учебного предмета «Ритмика» составляет 2 года по 8летней дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество».
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета «Ритмика»:
Срок реализации учебного предмета «Ритмика» 2 года
Таблица 1

Классы/количество часов

1 класс

2 класс

Количество
часов

Количество часов

Максимальная нагрузка

130

Количество часов на аудиторную нагрузку

4

64

66

Недельная аудиторная нагрузка

2

2

Консультации

2

2

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от – 11 человек),
продолжительность урока – 30 минут- в 1 классе, по 40 минут со второго класса.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-ритмических и двигательных способностей учащихся через
овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:


применение знаний основ музыкальной грамоты, необходимых для успешного

обучения на уроках ритмики;


умение передавать характер и образное содержание музыки в ритмически

организованных движениях;


освоение

двигательных навыков, способствующих развитию координации

движения;


воспитание

внимания,

выносливости

и

стремления

выполнить

задачу,

поставленную преподавателем;


приобщение к здоровому образу жизни; формирование правильной осанки;



развитие

образного

восприятия

музыки

и

способности

к

двигательной

импровизации; воспитание творческой индивидуальности ребёнка;


развитие музыкальных способностей: музыкальной памяти и метро-ритмического

чувства.
6.

Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика»

Обоснованием структуры программы являются требования ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
5

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения.
1. Наглядно-слуховой – прослушивание музыкального примера с последующим
показом движений преподавателем.
2. Словесный – беседа о характере музыки, её художественных образах; объяснение
средств

музыкальной

прозвучавшем

выразительности;

произведении,

эмоциональный

необходимый

для

рассказ

формирования

преподавателя
у

о

обучающихся

ассоциативного восприятия музыки; аналитический: оценка результатов учебного процесса
и разбор индивидуальных возможностей обучающихся.
3. Практический – предварительное изучение подготовительных танцевальных
движений, упражнений с предметами, с последующим включением их в музыкальноритмические этюды; простейшие танцевальные композиции с элементами русского
(национального) танца и сюжетные игры.
Данные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных
целей и задач учебного предмета. Они основаны на изучении опыта и лучших традиций
мировой и отечественной школ преподавания ритмики.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации
учебного предмета «Ритмика» оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных
залов должна быть не менее 40 кв.м., иметь пригодное для занятий напольное
покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие),
зеркала размером 7м х 2м на одной стене. Школа должна иметь театральноконцертный

зал

с

пианино

или

роялем,

пультами,

светотехническим

и

звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым
количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и
учебных занятий.
6

Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для
обучающихся и преподавателей.

II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Ритмика», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия
Срок обучения 8 лет
Классы
Продолжительность
учебных
занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия
(в неделю)
Общее количество часов на
аудиторные занятия
Количество часов на
самостоятельную работу в неделю
Общее количество часов на
самостоятельную работу по годам
Общее количество часов на
внеаудиторную (самостоятельную
работу)
Максимальное количество часов
занятий в неделю (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное количество
часов на весь период обучения
(аудиторные и самостоятельные)
Объём времени на консультации (по
годам)
Общий объём времени на
консультации

1

Таблица 2
2

32

33

2

2
130

-

-

-

-

2

2

130
2

2
130

Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения
с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет
ФГТ.

7

2. Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или
иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов
в комплексном развитии учащегося.
Первый раздел «Основы музыкальной грамоты»
Главная цель - научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально
откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в
разных видах деятельности - пении, движении под музыку, исполнительской деятельности.
Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из
тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий
«вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребенку вступать в танец с начала
музыкальной фразы.
Второй раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве»
Основан на обучении ребенка ориентироваться на танцевальной площадке, с
легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей.
Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку
свободно чувствовать себя на сцене.
Третий раздел «Упражнения с музыкально-ритмическими предметами» (ложки,
бубен, маракас, трещотки и т.д.).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у
детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц,
соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса
к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается
музыкальный

слух,

чувство

ритма,

представление

о

звуковысотности,

тембровых

особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах
ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.
Четвертый раздел «Упражнения с предметами танца»
Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребенка предмет
«ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки
необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С
использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и
хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и
сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке.
8

Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной
предмет и разучивает упражнения.
Пятый раздел «Танцевальные движения»
Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим
выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных
плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.
Шестой раздел «Музыкально-ритмические игры»
Данный раздел включает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка
задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и
усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке
эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в
группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность
корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы,
создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных
правил.

3. Требования по года обучения
1 год обучения
№
Наименование тем
Раздел 1 Основы музыкальной грамоты
Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие)
Тема 1 . 1
Тема 1 . 2
Характер музыки:
грустный, печальный и т.д.
веселый, задорный и т.д.
Тема 1 . 3
Динамические оттенки:
громко
тихо
Тема 1 . 4
Музыкальный размер:
2/4
4/4
Тема 1 . 5
Знакомство с длительностью звуков (ноты):
целая
половинная
четвертная
восьмая
Тема 1 . 6
Музыкальный темп:
быстрый
медленный
умеренный
Тема 1 . 7
Понятие «сильная доля»
9

Тема 1 . 8
Понятие «музыкальная фраза»
Раздел 2 Упражнения на ориентировку в пространстве
Тема 2.1
Упражнения на ориентировку в пространстве
Нумерация точек
линия
шеренга
колонна
Раздел 3 Упражнения с музыкально-ритмическими предметами
Тема 3.1
Раздел 4
Тема 4. 1
Раздел 5
Тема 5.1

Тема 5.2

Тема 5.3

Тема 5.4

Тема 5.5

Тема 5.6

Тема 5.7
Тема 5.8

Тема 5.9

Упражнения с ложками :
ударные ложки
Упражнения с предметами танца
Упражнения с платком
Упражнение с платком
Танцевальные движения
Поклон
простой
поясной
Шаги:
маршевый шаг
шаг с пятки
шаг сценический
шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад
на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед
Бег:
сценический
на полу пальцах
легкий шаг (ноги назад)
на месте
Прыжки:
на месте по VI позиции
с продвижением вперед
повороте на V
Работа рук:
понятие «правая» и «левая рука»
положение рук на талии
перед грудью
положение рук в кулаки
Позиции ног:
понятие «правая « и «левая нога»
первая позиция свободная
первая позиция параллельная
вторая позиция параллельная
Работа головы:
Наклоны и повороты
Движения корпуса
наклоны вперед, назад, в сторону
с сочетанием работы головы
Музыкально - ритмические упражнения
10

Притопы
простой
двойной
тройной
Хлопки ( для мальчиков )
Тема 5.11
Хлопки в ладоши (простые)
Хлопки в ритмическом рисунке
Хлопки в парах с партнером
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)
Тема 5.12
Раздел 6 Музыкально-ритмические игры
Тема 6.1
Русские народные игры
Раздел 7
Контрольные уроки
Тема 5.10

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года обучения:
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный,
изящный);
- правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;
- знать различия «народной» и «классической» музыки;
- уметь грамотно исполнять движения;
- выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку
преимущественно на 2/4 и 4/4;
- начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
- уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;
- четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием
предметов;
- хорошо владеть движениями с платком и обручем;
- уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
- уметь работать в паре и синхронизировать движения.
Примерные требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
11

4. Уметь координировать движения.
5.

Владеть

изученными

танцевальными

движениями

разных

музыкальных темпов.
2 год обучения
№
Раздел I.
Тема 1 . 1

Тема 1 . 2

Тема 1 . 3

Тема 1 .
Тема 1 .
Тема 1 .
Тема 1 .
Тема 1 .

4
5
6
7
8

Тема 1 . 9
Тема 1 . 1 0
Тема 1 . 11

Раздел 2.
Тема 2. 1

Раздел 3
Тема 3 . 1
Тема 3 . 2
Раздел 4
Тема 4.1
Тема 4.2
Раздел 5
Тема 5 . 1

Наименование тем
Основы музыкальной грамоты
Характер музыки:
торжественный, величественный и т.д.
игривый, шутливый и т.д.
задумчивый, сдержанный и т.д.
Музыкальный размер ( 2 / 4 . 4 / 4 , 3 / 4 , 6 / 8 )
3/4
6/8
Жанры в музыке:
песня
танец
марш
Понятие «сильная доля»
Понятие «затакт»
Знакомство с куплетной формой
Понятие «музыкальная фраза»
Характер музыки. Тоника:
мажор
минор
Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая)
Музыкальный темп:
умеренный
Музыкальные штрихи:
легато
стаккато
Упражнения на ориентировку в пространстве
Упражнения на ориентировку в пространстве
диагональ
круг
два круга
«улитка»
«змейка»
Упражнения с музыкально-ритмическими предметами
ударные - ложки,
звенящие - маракасы
Упражнения с предметами танца
Упражнение с платком
Упражнения с игрушками
Танцевальные движения
Поклон
12

характеров

и

Тема 5 . 2

Тема 5 . 3

Тема 5 . 4

Тема 5 . 5

Тема 5. 6

Тема 5 . 7

Тема 5 . 8

Тема 5 . 9

Тема 5 . 1 0

Раздел 6
Тема 6. 1
Раздел 7

простой
поясной
Шаги:
шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад
на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед
переменный
мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный)
приставной шаг с приседанием
приставной шаг с притопом
Бег:
легкий шаг (ноги назад)
на месте
стремительный
«лошадки» на месте и в продвижении
«жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад
Прыжки:
- в повороте на 1/2
- «разножка»
- «поджатый»
Работа рук:
- за юбку
- позиция рук 1, 2, 3
Позиции ног:
- вторая свободная
- третья
Приседания
Полуприседания
Полуприседания с каблучком
«ковырялочка»
- в первоначальном раскладе
- в сочетании с притопами
Па галопа
- прямой
- боковой
Музыкально - ритмические упражнения
Притопы, дроби
- простой
- двойной
- тройной
Хлопки
- хлопки в ладоши (простые)
- хлопки в ритмическом рисунке
- хлопки в парах с партнером
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)
Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
Русские народные игры-танцы
Контрольные уроки

13

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года обучения:
Учащиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки:
* термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый,
печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно,
подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля»,
«фраза», музыкальные жанры - песня, танец, марш;
* знать названия общеразвивающих упражнений пройденных в течение двух лет
обучения;
* знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить
(мягкий, на полу пальцах, приставной, переменный, галоп, полька).
* выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на
2/4, 4/4,

6/8;

* слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
* повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;
* выполнять с более четким исполнением подражательные движения;
* уметь танцевать в ансамбле;
* уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;
* уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;
* уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно
выполнению движения или комбинации.
Примерные требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
1. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
2. Уметь координировать движения.
3. Владеть

изученными

танцевальными

движениями

разных

характеров

музыкальных темпов
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
* определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный,
изящный);
14

и

* правильно определять сильную долю музыки и различать длительности нот;
* знать различия «народной» и «классической» музыки;
* различать жанры в музыке: песня, танец, марш;
* уметь грамотно исполнять движения;
* выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4
и 4/4,

6/8

* начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
* уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
* уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии
танца;
* четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с
использованием предметов;
* хорошо владеть движениями с платком, мячом, лентой и обручем;
* уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;
* уметь работать в паре и синхронизировать движения
* термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый,
печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро,
медленно, умеренно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт»,
«сильная доля», «фраза», музыкальные жанры - песня, танец, марш;
* знать названия общеразвивающих упражнений, пройденных в течение года;
* знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить
(мягкий, на полу пальцах, приставной, переменный, галоп, полька);
* слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
* повторять на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок;
* выполнять с более четким исполнением подражательные движения;
* уметь танцевать в ансамбле;
* уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;
* уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;
* уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно
выполнению движения или комбинации.
Примерные требования к контрольным урокам:
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
15

• Уметь выполнять комплексы упражнений.
• Уметь сознательно управлять своими движениями.
• Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
• Уметь координировать движения.
• Владеть, в хорошей степени, изученными танцевальными
движениями разных характеров и музыкальных темпов.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Ритмика», является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
* знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в
музыке;
* знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую
окраску в танцевальных движениях;
* первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
* представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
* умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
* навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством
воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
* навыки

сочетания

музыкально-ритмических

упражнений

с

танцевальными

движениями;
* навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкальнотанцевальными упражнениями.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля
знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется
проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

16

Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:

контрольных

уроках, концертах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих
полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
2.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

Таблица 3
Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
неграмотно и невыразительно выполненное движение,
слабая техническая подготовка, неумение анализировать
свое исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия
регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним,
невыполнение программных требований

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
17

целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
При организации и проведении занятий по предмету «Ритмика» необходимо
придерживаться следующих принципов:
• принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего,
воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого
отношения к решению поставленных задач;
• принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении
комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы,
словесное описание нового приема и т.д.;
• принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились
посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От
преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их
возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении
трудностей;
• принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов,
регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для
расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения
с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает три
этапа.
На первом этапе ставятся задачи:
* ознакомления детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой;
* создания целостного впечатления о музыке и движении;
* разучивания движения.

18

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми
музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкальноритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен
быть точным, эмоциональным и целостным.
На втором этапе задачи расширяются, продолжатся:
* углубленное разучивание музыкально-ритмического движения,
* уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального
произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий,
своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей.
Задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке
и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения.
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения
нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность,
используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для
эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.

1. Музыкально-ритмические игры
Музыкально- ритмические игры
1. «Идет матушка-Весна» или «Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные
игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
1. Идёт матушка-Весна,
Отворяйте ворота,
Первый март пришёл,
Всех детей провёл.
А за ним и апрель,
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май
Сколько хочешь гуляй.
Идёт матушка-Весна
По лесам, полям одна.
19

Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
не пропустим вас!
2. Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
Со славами «Не пропустим вас!» руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые
оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если
им удалось поймать всех игроков.
R.S. Если группа большая - делаем несколько ворот, несколько линий
2. Игровая
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.
Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
Для мальчиков:
А дядюшки Трифон
Было семеро детей,
Они не пили и не ели,
Друг на друга все смотрели.
Разом делали, как я!
Для девочек :
Как у нашей Катерины
было восемь дочерей
Они не пили и не ели,
Друг на друга все смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты.
Ведущий выбирает нового участника.
3. Челнок
Выбирают двух челноков по считалке. Играющие становятся двумя рядами «стенка на
стенку». Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, крепко сцепившись
локтями на расстоянии друг от друга не менее 10-12 шагов. «Стенки» изображают ткацкий
20

стан. Под игровую приговорку они сходятся, делая 4 шага вперёд, и расходятся, делая 4 шага
назад. Темп постепенно увеличивается. И приговаривают :
 «Челнок бежит –
Земля дрожит;
шьёт – пошивает , дали (дале) посылает!»
 Я веселая ткачиха,
Я умею быстро ткать,
Пич поч клепа клепа
Я умею быстро ткать.
Челноки бегают между «стенками» до тех пор, пока их вместе или одного из них не
поймают. Важно сохранять ровные шеренги. В момент, когда шеренги расходятся, между
ними пробегают"челноки". После этого игра начинается сначала
4. Воробушек молоденький.
Игроки встают в круг, в центре круга ведущий - Воробышек
(При исполнении песни, ведущий (воробышек) взмахивает руками, поднимая высоко
колени)
Воробушек молоденький!
Твоя жена, как барыня,
Ничего не умеет
Ни ткет, ни прядет

( шаги вперед в центр круга , руки соединенные )
( шаги назад из центр, руки соединенные)

( ковырялочка, притоп, руки на поясе )
(ковырялочка, притоп)

Все лишь песенки поет

(ковырялочк, притоп)

Поскачивает, поплясывает (деми плие с поворотом корпуса направо и налево, два шага в
правою сторону)
Сама пройду, за собой поведу ((деми плие с поворотом корпуса направо и налево, два шага
в левую сторону)
Кого надо по себе, того выберу себе (лепесточек вокруг себя и поклон)
- Выбрал воробышек себе красно девицу, и стала девица как воробышек искать свою пару.(
мальчик)
-а выбрала себе девица подружку. ( девочке )
5. Дрема
Сидит Дрема. Сидит Дрема
Сидит Дрема на скамейке ( 2 раза)- да да да
Да ( отвечает Дрема )
Вяжет Дрема, вяжет Дрема
Вяжет Дрема рукавички( 2 раза)- целый год
21

целый год ( отвечает Дрема )
Столь не вяжет, столь не вяжет
Столь не вяжет сколько дремлет - спит
Вставай Дрема, вставай Дрема,
Стыдно Дрема Полно спать – Спляши ВАНЯ
- Спляшу
6. Растяпа
Играющие встают парами по кругу. В парах выстраиваются в затылок один за другим. В
центре становится один игрок без пары, зовущийся Растяпой. Когда начинает играть музыка,
передние игроки выходят из пар внутрь круга и двигаются по часовой стрелке, приплясывая
под музыку, вместе с Растяпой.( поют частушки ) Остальные стоят и хлопают им в ладоши.
Когда музыка останавливается, те, кто плясал, должны найти свободно стоящего без пары и
встать за него. Кто пары не нашел, остается в кругу Растяпой, и ему хором кричат:
— Раз, два, три, растяпа - ты!
Когда он же остается Растяпой во второй раз:
— Раз, два, три, четыре, пять, растяпа - ты опять!
И в третий:
— Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа - ты совсем!

VI. Список рекомендуемой методической литературы
1.
Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000
2.
Бекина СИ., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для
детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981
3.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
4.
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004
5.
Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
22

6.
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы.
Выпуск 1. Издательство "Музыка". М., 1972
7.
Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2.
Издательство "Музыка". М., 1973
8.
Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960
9.
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных
классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979
10.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов. М, 2000
11.
Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского
государственного института культуры», 1994
12.
Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
13.
Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2008
14.

Программы для хореографических школ искусств. Составитель -

Бахтов С. М., М.,1984
15.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972
16.
Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
17.
Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
18.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.,1989
19.
Школа танца для юных. СПб, 2003
20.
Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа» ,1998
Интернет ресурсы
1. http://piruet.info
2. http://www.monlo.ru/time2
3. www. psychlib.ru
4. www. horeograf.com
5. www.balletmusic.ru
6. http ://pedagogic.ru
7. http:// spo. 1 september.ru
8. http://www.fizkultura-vsem.ru
http://www.rambler.ru/ 1 Q.www.google.ru

23


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».