ПО.01 УП.01. Танец

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа
искусств им. А.М. Михайлова» пос. Опытный
Цивильского муниципального округа Чувашской Республики

Принято
на Педагогическом совете

МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»

Утверждено
Директор МБУ ДО «ДШИ им. А.М. Михайлова»
____________ Л.В. Федорова

Протокол №12 от 31.08.2023

Приказ №12/ОД

от 31.08.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. ТАНЕЦ
(8(9)-летний срок обучения)

2023

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Список музыкального материала (по выбору педагога);

VI.

Список рекомендуемой методической литературы

3

Пояснительная записка

I.
1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе
Программа учебного предмета «Танец»

разработана на основе и с учетом

федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной

программе

в

области

хореографического

искусства

«Хореографическое творчество».
Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами
пластических движений и ритмически чёткой и непрерывной смены выразительных
положений человеческого тела.
На уроке танца в детской школе искусств учащиеся знакомятся с простейшими
танцевальными

шагами,

рисунками

пространстве,

элементами

танца,

классического

упражнениями
и

народного

на

ориентировку

танцев,

в

исполняют

хореографические этюды и передают в движении образное содержание музыки.
Учебный предмет «Танец» является начальным звеном в хореографическом
образовании

и

служит

подготовительным

этапом

для

дальнейшего

предпрофессионального обучения.
Изучение предмета «Танец» тесно связано с изучением предметов «Подготовка
концертных номеров», «Ритмика», «Слушание музыки и музыкальная грамота».
2.

Срок реализации учебного предмета «Танец»

Срок реализации данной программы составляет 2 года (1-2 класс классы 8-летней
предпрофессиональной образовательной программы в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество»).
3.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию предмета, - 130 аудиторных часов.
Самостоятельная работа по учебному предмету «Танец» не предусмотрена.

Таблица 1
1 класс

2 класс

Количество часов

Количество часов

64

66

64

66

Классы/количество часов
Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную
нагрузку
4

Общее количество часов на
аудиторные занятия

130

Недельная аудиторная нагрузка
2
Консультации

2

2
2

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до
10 человек), продолжительность урока 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Танец»
Целью учебного предмета «Танец» является формирование у обучающихся
основных двигательных умений

и навыков, личностных качеств, необходимых для

занятий классическим, народно-сценическим и другими видами танца.
Задачи учебного предмета «Танец»:


развитие танцевальной выразительности;



развитие музыкальности;



развитие координации движений;



умение ориентироваться в сценическом пространстве;



освоение простейших элементов танца;



формирование осанки у учащихся, укрепление здоровья;



усвоение правильной постановки корпуса;



формирование личностных качеств: трудолюбия, силы, выносливости,
целеустремлённости;



развитие творческих способностей;



воспитание интереса к национальной культуре.
6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
5

- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список рекомендуемой методической литературы.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 наглядный – показ движений преподавателем;
 словесный – беседа о танце, объяснение техники исполнения хореографических
движений,

рассказ

о

средствах

выразительности

музыкального

сопровождения,

аналитическая оценка результатов учебного процесса;
 эмоциональный - подбор ассоциаций, образов;
 практический – исполнение движений и танцевальных этюдов обучающимся;
 репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных знаний.
8. Описание материально-технических условий реализации предмета
Материально-

техническая

база

образовательного

учреждения

должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного
предмета «Танец» оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных залов должна быть
не менее 40 кв.м., иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или
специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 7м х 2м на одной стене.
Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами,
светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую
необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного
процесса и учебных занятий.
Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для
обучающихся и преподавателей.

II.
1.

Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета, на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

6

Таблица 2
Год обучения
Вид учебной работы

Всего часов

Максимальная нагрузка (в часах), в том
числе:
Аудиторные занятия (в часах)
Вид промежуточной аттестации,
в том числе:
контрольные уроки, зачеты
(по полугодиям)
Консультации (в часах)

1 класс

2 класс

130

64

66

130

64

66

2 полугодие
4

2

4 полугодие
2

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего
объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
2. Требования по годам обучения
1-й год обучения
Раздел 1. Музыкально-танцевальные игры
«Рассыпуха»
«В мире животных»
«Гуси у бабуси»
«Волшебный остров»
«Веселые человечки»
«Гусеница»
«Лесной оркестр»
«Антошка»
«Спят усталые игрушки»
«Паровозик»
«Эй, товарищ, больше жизни…»
Раздел 2. Освоение танцевальных образов
«Буратино»
«Лучики»
«Светофор»
«Часики»
«Каблучок»
«Песенка-чудесенка»
«Ладушки»
Раздел 3. Эмоции в танце
7

«Танцующие человечки»
«Пиктограммы»
«Эстафета полярных эмоций»
«Актерская пятиминутка»
Раздел 4. «Пространство и мы»
«Красно-синие точки-флажки репитиционного зала»
«Здравствуй, сцена!»
«Рисуем собой танцевальный узор: круг, цепочка, линии, змейка, ручеек, ключ и т.д.»
Раздел 5. Музыка и танец
Основы музыкально-ритмического движения
Музыка – первооснова в художественно-творческом развитии ребенка
Музыкальные инструменты
Музыка и танец
В конце учебного года проводится зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
2 год обучения
Раздел 1. Основы национальной хореографии
Основные элементы народного танца на середине зала
Раздел 2. Образная пластика рук
«Фольклорные руки»
«Руки-эмоции»
«Руки-позиции»
«Руки импровизируют»
Раздел 3. Освоение танцевального репертуара
«Топотуха»
«Калинка»
В ритмах «Макарены»
«Ручки»
«Облачко»
«Цветы для мамы»
«В мире животных»
«Колокольчики»
«Лесные музыканты»
«Ковбои»
Раздел 4. Освоение сценического пространства
Пространство репетиционного зала и сценческой площадки
Освоение простых хореографических рисунков-фигур
Эпольманы корпуса
Раздел 5. «Слушаем и фантазируем»
Элементарные формы танцевальной импровизации
Самостоятельное сочинение хореографического фрагмента на предлагаемую музыку
Раздел 6. Эмоции в танце
Этюд на заданную тему
«Утренний туалет актера»
Предлагаемые обстоятельства-эмоции
8

«Актерская пятиминутка»
Раздел 7. Музыка и танец
Музыкальная викторина
«Музыкальная лесенка: ступеньки – сильные и слабые доли в танце»
Музыкальная нюансировка хореографического движения
«Музыка – помощница в сочинении танца»
В конце учебного года проводится итоговый зачет в форме просмотра, концертного
выступления.
График промежуточной аттестации
Таблица 3
Распределение по полугодиям
Класс

1 полугодие

2 полугодие

1 класс

контрольный урок

контрольный урок

2 класс

контрольный урок

зачет (экзамен)

Требования к контрольным урокам и зачетам (экзаменам)
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
уметь выполнять комплексы упражнений с учетом индивидуальных особенностей
организма;
уметь сознательно управлять своим телом;
владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритмического чувства;
уметь координировать движения;
владеть в достаточной степени изученными танцевальными движениями разных
характеров и музыкальных темпов.
III.
Результатом

Требования к уровню подготовки обучающихся
освоения

программы

является

приобретение

обучающимися

следующих знаний, умений и навыков:
знание основных элементов классического, народного танцев;
знание

о

массовой

композиции,

сценической

площадке,

рисунке

танца,

слаженности и культуре исполнения танца;
умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
умение ориентироваться на сценической площадке;
умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение
различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
9

владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
навыки комбинирования движений;
навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся:
Формы текущего контроля:
 устный опрос, просмотры.
Формы промежуточной аттестации:
 контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде творческих показов.
Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью
их подготовки к контрольным урокам, зачетам и экзаменам.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Таблица 4
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
неграмотно и невыразительно выполненное движение,
слабая техническая подготовка, неумение анализировать
свое исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.

10

2 («неудовлетворительно»)

комплекс
недостатков,
являющийся
следствием
нерегулярности занятий, а также плохой посещаемости
аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды

оценочных

средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Данная программа разработана в соответствии с традициями, опытом и методами
обучения, сложившимися в хореографическом образовании детских школ искусств.
Занятия по учебному предмету «Танец» рекомендуется проводить два раза в неделю по
одному часу и соединять его со смежным предметом «Ритмика». Важнейшую роль в
проведении урока танца играет правильно подобранный и качественно исполненный
концертмейстером

музыкальный материал. Одно искусство (музыкальное) помогает

восприятию другого (танец). При хорошо спланированном уроке такое соседство
помогает и облегчает восприятие и усвоение учебного материала. Танец неразрывно
связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит своё воплощение
в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
При работе над танцевальными движениями и танцевальным репертуаром очень
важным моментом является развитие танцевальной выразительности, артистизма. Однако
необходимо отметить, что выразительность исполнения - результат не механического
«натаскивания», а систематическая работа преподавателя с учеником. Предлагая простые
задания, связанные с передачей характера музыки, её динамических оттенков в
двигательно - ритмических упражнениях, преподаватель переходит к более сложным,
передающим стиль, манеру исполнения и характер танцев. На определённом этапе
обучения преподаватель подводит учащихся к возможности импровизации. Под
11

непосредственным воздействием музыки, обучающиеся сами придумывают движения или
короткие этюды. Задача преподавателя - обратить внимание учащегося на особенности
предложенного
Проявление

музыкального

творческого

примера,

начала,

его

исполнение

образность,

музыкальное

непринуждённого

строение.

движения,

как

подсказывает музыка, – положительный результат импровизационной работы на уроке.
Урок. Урок является основной формой учебного процесса. Урок характеризуется
единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности преподавателя и
учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и
закономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса урок может
содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти
информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом
творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к
миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль преподавателя и учащихся.
При организации и проведении занятий

по предмету «Танец» необходимо

придерживаться следующих принципов:
 принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде

всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и
творческого отношения к решению поставленных задач;
 принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении

комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы,
словесное описание нового приема и т.д.;
 принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились

посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От
преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их
возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении
трудностей.
В соответствии с материалом настоящей учебной программы, изучение начинается
на середине зала, без использования упражнений у балетного станка, которые вводятся в
третьем классе на уроке классического танца. Хореографические движения и элементы
танца исполняются, как правило, из свободных (невыворотных) позиций ног. Небольшое
количество хореографических элементов, изучаемых на уроке танца, требует от
преподавателя умения предложить детям максимум всевозможных их сочетаний, что
создаёт впечатление новизны и даёт простор фантазии ребёнка. Длительное изучение и
проработка небольшого количества учебного материала способствует качественному его
усвоению. Объём знаний и умений, приобретённых на уроке танца, послужит
12

фундаментом

дальнейшего

общеобразовательной

обучения

программе

в

по

дополнительной

области

предпрофессиональной

хореографического

искусства

«Хореографическое творчество».

VI.

Список рекомендуемой методической литературы

1.

Бондаренко Л. Ритмика и танец. – Киев, 1972

2.

Богоявленская Т. Дополнительная образовательная программа танцевального

ансамбля «Санта Лючия» – М.: ООО «Век информации», 2009
3.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике

для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб:
ЛОИРО, 2000
4.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Спб, «Ланб», 2001

5.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968

6.

Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом

развитии детей. – М., 1998
7.

Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., «Искусство», 1981

8.

Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического

искусства. – М., 1963
9.

Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972 – Вып. 1, 1973 –

10.

Конорова Е.В. Ритмика. Методическое пособие. Вып.1. Занятие по ритмике в

Вып. 2
первом и втором классах ДМШ. –М., «Музыка», 2012
11.

Ладыгин Л.А. Музыкальное содержание уроков танца //Современный

бальный танец. – М., 1976
12.

Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца. – М., 1980

13.

Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб.

пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ООО «Век информации»,
2009
14.

Холл Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам/ Джим Холл; пер. с

англ. Т.В. Сидориной. – М.: АСТ: Астрель, 2009
15.

Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественно-творческих

способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для
образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. М.: «Один из лучших», 2008.
13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».