_Цветоведение_.

1

2

Структура программы учебного предмета

1.

2.

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Цель и задачи;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план;
Годовые требования. Содержание разделов и тем;

3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
•
•

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5.

• Методические рекомендации преподавателям;
• Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

6.
•
•
•

Список методической литературы.
Список учебной литературы.
Средства обучения.

3

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе;
Программа учебного предмета «Цветоведение» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области
изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Цветоведение» занимает важное место в комплексе
предметов предпрофессиональных программ «Живопись».
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно
минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания
сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение
упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также
выработать необходимые навыки.
В программе соединяются различные виды заданий, что способствует
поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Срок реализации учебного предмета;
Срок реализации учебного предмета «Цветоведение» - 5 лет в рамках
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Живопись» с 5- летним сроком освоения. При реализации программы учебного
предмета «Цветоведение» продолжительность учебных занятий в 1-м, 2-м, 3-м,
4-м, 5-м классах составляет 33 недели ежегодно.
Цели:
• художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
•

раскрытие творческого потенциала;

• приобретение

в

процессе

освоения

программы

художественно-

исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному
предмету;
Задачи:
• Технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения;
• Составлять хроматические цветовые ряды;

4

• Распознавать и составлять светлотные и хроматические цветовые
контрасты;
• Анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
• Анализировать и передавать цветовое состояние натуры в творческой
работе;
• Развитие знания основных свойств цвета;
• Развитие знания теоретических основ работы с цветом;
• Особенности психологии восприятия цвета и его символику;
• Умение применять теоретические принципы гармонизации цветов в
работе;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе - от 4
до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«Цветоведение» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком
обучения 5 лет составляет:
•

аудиторные занятия:
1, 2, 3, 4, 5 классы – по 1 часу в неделю.

•

самостоятельная работа:
1, 2,3, 4, 5 классы – по 1 часу в неделю.

Обоснование структуры программы учебного предмета;
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие
разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.

5

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».

Методы обучения;
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы
учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий,
иллюстраций);
1.
2.

частично-поисковые (выполнение домашних заданий);

3.

творческие (творческие задания);

4.

тренировочные (работа по образцу с иллюстрациями);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
5.

Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной
работы обучающиеся могут пользоваться интернетом для сбора
дополнительного материала по изучению основ цветоведения.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической
литературой по изобразительному искусству и цветоведению, а также
альбомами по цветоведению. Кабинет должен быть оборудован удобной
мебелью,
наглядными
пособиями.

6

Объем учебного времени предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Вид учебной

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего
часов

работы, аттестации,
учебной нагрузки

Классы

1

Полугодия

1

2
2

3

3
4

5

4
6

7

5
8

9

10

Аудиторные занятия
(в часах)

165
15

Максимальная
учебная нагрузка (в
часах)

18

15

18

15

18

15

18

15

18
165

15

18

15

18

15

18

15

18

15

18

П.

П.

П.

П.

П.

П.

П.

П.

П.

П.

Вид
промежуточной
аттестации

П.-просмотр работ.

2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предмет «Цветоведение» занимает особое место в системе обучения
детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой
составляющей для последующего изучения предметов в области
изобразительного искусства, а в частности живописи и композиции.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с
различными техниками выполнения работы. Большая часть заданий
призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание,
наблюдательность, зрительную память, а так же прививать чувство
цветовой гармонии.

7

Учебно-тематический план;
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
№

Наименование
раздела, темы

Вид
Общий объем времени в часах
учебног
Максимальная
Самостоятельная
о
учебная
нагрузка
работа
занятия
66

Аудиторные
занятия

x

33

1-Е ПОЛУГОДИЕ
1

Вводное
занятие Урок
«Беседа о роли цвета в
окружающем мире»

2

.x

1

2

Цветовой
спектр. Урок
Основные
и
составные цвета

6

x

3

3

Цветовые растяжки

Урок

8

x

4

4

Теплые и холодные Урок
цвета

8

x

4

5

Техника
работы Урок
акварелью «вливание
цвета в цвет»

6

x

2

6

Просмотр работ.

2

x

1

Урок

2-Е ПОЛУГОДИЕ
Техника работы
Урок
акварелью
«мазками»
Многообразие
Урок
оттенков серого цвета.

4

x

2

4

x

2

9

Знакомство с
Урок
техникой работы
гуашью.
Выразительные
особенности белой
краски и ее оттенков

4

x

2

10

Смешанная техника. Урок
4 стихии.
Психологическое
Урок
восприятие цвета.
Создание композиции
радость и грусть.

8

x

4

8

x

4

7

8

11

8

12

Тема: Цветовое
богатство времен
года.

Урок

8

x

3

13

Просмотр работ.

Урок

2

x

1

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
№

Наименование раздела, Вид
Общий объем времени в часах
учебного
темы
Самостоятельная
занятия Максимальная
учебная нагрузка
работа

66

Аудиторные
занятия

x

33

8

x

4

Урок

6

x

3

Урок

6

x

3

1-Е ПОЛУГОДИЕ
1

Большой
круг.

цветовой Урок

2

Нюансы.
Многообразие
оттенков цвета

3

Контрасты.
Контрастные
цветов

пары

4

Гармоничные
сочетания цветов.

Урок

8

x

4

5

Просмотр работ.

Урок

2

x

1

2-Е ПОЛУГОДИЕ
6

Ахроматические цвета. Урок

8

x

3

7

Локальный цвет и его Урок
оттенки

6

x

3

8

Выделение
Урок
композиционного
центра
посредством
цвета.
Доминанта,
акцент

8

x

4

9

Изучение
Урок
нетрадиционных
живописных приемов

8

x

4

10

Цветовая гармония в Урок
композиции.

8

x

3

11

Просмотр работ

2

1

1

Урок

9

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
№

Наименование

Вид

Общий объем времени в часах

раздела, темы

учебного Максимальная

Самостоятельная

Аудиторные

занятия

работа

занятия

x

33

учебная
нагрузка
66
1-Е ПОЛУГОДИЕ

1

Локальный цвет и его Урок
оттенки.

10

x

5

2

Тональные

8

x

4

Урок

контрасты. Темное на
светлом, светлое на
темном
3

Колорит.
Нюансные Урок
или
контрастные
гармонии

10

x

5

4

Просмотр работ.

2

x

1

Урок

2-Е ПОЛУГОДИЕ
5

Цветовые гармонии в Урок
пределах 2-3 цветов

10

x

5

6

Цвет и
техника

6

x

3

7

Цвет в музыке

Урок

8

x

4

Психология цвета

Урок

10

x

5

Просмотр работ

Урок

2

x

1

8

смешанная Урок

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
№

Наименование
раздела, темы

Вид
Общий объем времени в часах
учебного
Самостоятельная
занятия Максимальная
учебная нагрузка
работа

66
1-Е ПОЛУГОДИЕ

x

Аудиторные
занятия

33

10

1

Символика цвета в Урок
орнаменте.

12

x

6

2

Цвет в воздушной Урок
перспективе.

8

x

4

3

Цветовая
палитра. Урок
Цветовой
тон.
Светлота.
Насыщенность

8

x

4

4

Просмотр работ

2

x

1

Урок

2-Е ПОЛУГОДИЕ
5

7 типов цветовых Урок
контрастов

8

x

7

6

Цветовые системы

Урок

6

x

3

7

«Пространственное
воздействие цвета

Урок

6

x

3

8

Цвет, свет и форма.

Урок

6

x

4

9

Просмотр работ

Урок

2

x

1

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».
№

Общий объем времени в часах
Наименование
раздела, темы

Вид
Максимальная
учебного учебная нагрузка
занятия
66
1-Е ПОЛУГОДИЕ

Самостоятельная
работа

Аудиторные
занятия

x

33

11

1

Зависимость цвета от Урок
материальности.

8

x

4

2

Визуальнопсихологические
свойства цвета.

Урок

10

x

5

3

Символика цвета в Урок
интерьере.

10

x

5

4

Просмотр работ

2

x

1

Урок

2-Е ПОЛУГОДИЕ
5

Понятие
о Урок
предпочитаемых
цветах
с
учетом
физиологических и
психологических
факторов.

12

x

6

6

Применение цвета в Урок
различных областях
человеческой
деятельности.
Специфика
применения цвета в
дизайне и рекламе.

8

x

4

7

Психология
цветовосприятия
дизайне одежды.

12

x

6

Урок
в

8

Повторение
и Урок
закрепление
ранее
изученных навыков.

2

x

1

9

Просмотр работ

2

x

1

Урок

12

Годовые требования. Содержание разделов и тем.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «Цветоведение».
1. Тема: Вводное занятие «Беседа о роли цвета в окружающем мире».
Проведение с учащимися беседы о важности цвета в окружающем нас мире,
многообразии цвета в природе и цветовой гармонии. Выполнение цветовых
заливок на тему «Вид из окна». Использование формата А4, карандаша,
акварели.
Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
2.Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с
понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения
цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение упражнения с использованием составных цветов «Радуга».
Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение зонтиков,
шариков и тд. с использованием основных цветов.
3.Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его
преобразование (высветление, затемнение). Использование акварели, формата
А4.: выполнение цвето-тоновых растяжек с использованием составных цветов.
Самостоятельная работа: выполнение цвето-тоновых растяжек с использованием
основных цветов.
4.Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и
холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Веселыеосьминожки»).
Использование акварели, формата У А4.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
5.Тема: Преобразование цвета методом вливания цвета в цвет. Развитие и
совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например,
река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами,
выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели,
формата А4,
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных
заливок «Северное сияние»
6.Тема: Оптическое и механическое смешение цветов. «Мазок» как способ
нанесения цвета. Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы
акварелью. Выполнение этюдов - упражнений пестрых перьев с натуры,
выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»).
Использование акварели, формата А4.

13

Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших
в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
7.Тема: Многообразие оттенков серого цвета.
Нахождение оттенков серого цвета. Выполнение эскизов животных (например,
слон, бегемот, носорог, динозавр)при помощи техники по-сырому на мятой
бумаге. Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда «лужа с
осенними листьями» с использованием аппликации.

8.Тема: Знакомство с техникой работы гуашью. Выразительные
особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы
гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с
различными цветами. Выполнение этюдов (например, «Белые медведи»,
«Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной
бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
9.Тема: Смешанная техника. 4 стихии.Научить применять разные техники и
технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы
(например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода»
(фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака,
ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор
учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в
формате А4.
10.Тема: Психологическое восприятие цвета.Изучить эмоциональное
воздействие цвета на человека. Характеристики воздействия некоторых цветов.
Создание образной композиции радость и грусть. Использование формата А4,
акварели.
Самостоятельная работа: выполнение образных композиций на различные
эмоциональные состояния.
11.Тема: Цветовое богатство времен года. Нахождение цветовой гармонии в
определённой цветовой гамме с применением навыков ранее полученных на
уроках. Выполнение этюдов «Зима», «Лето». Использование формата А4,
акварели.
Самостоятельная работа: выполнение этюдов «Весна», «Осень» с применением
различных техник акварельной живописи.

14

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «Цветоведение».
1.Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга.
Повторение и углубление знанийо большом цветовом круге, основными,
составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами.
Выполнение цветового круга. Использование формата А4, гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного
оттенка в пределах одного цвета.
2.Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Выполнение этюдов с натуры
(напримерветка рябины, виноград, осенний лист). Использование формата А4,
акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в
пределах одного цвета.
3.Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными
парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение
композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики
под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели,
пастели.
Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов).
4.Тема: Гармоничные сочетания цветов. Развитие умения составления
нужных цветов с помощью цветового круга. Выполнение копий лоскутов ткани.
Использование формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: закрепление навыков составления цветов.

5.Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями «ахроматические
цвета», «светлота», с техникой их составления. Выполнение эскиза (например,
иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и
др.). Использование формата А4, гуаши черной и белой.
Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.
6.Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения
градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение
упражнения «лоскутное одеяло».). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнение ряда фотографий, нахождение в природе
локального цвета.
7.Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета.

15

Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры
(например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата
А4, акварели или гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с
доминантой и акцентом.
8.Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с
новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение
упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные
узоры, цветы и т.д.). Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное
небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании
композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»).
Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых
ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
9. Тема: Цветовая гармония в композиции. Развитие умения применения
гармонических сочетаний цветов в композиции при помощи цветового круга
сделанного ранее на занятиях. Разработать шаблоны различных цветовых
сочетаний при помощи цветового круга. Выполнить абстрактные композиции
при помощи изготовленных шаблонов.Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение абстрактных
композиций при помощи шаблонов на основе личного эмоционального
настроения.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «Цветоведение».
1.Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия
локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение
аппликациина тему «Предметы быта».Использование формата А3, кусочки
ткани.
Самостоятельная работа: выполнение абстрактной композиции «4 стихии».
Акварель.
2.Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном.
Выделение цветом главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например,
«Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт
цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.
3.Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии.Углубление знаний
о нюансах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого
цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение

16

эскиза витража (например, «Жар - птица», «Волшебный цветок», «Золотой
петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников,
изучение техники витража в журналах.
4.Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование
ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза
афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши.
Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.
5.Тема: Цвет и смешанная техника. Умение целесообразно использовать
технику и цвет, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции
(например, «Замороженное оконце» и др.) Использование формата А4, акварели,
воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных
контуров, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров.
6.Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание
музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов»,
выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4,
акварели.
Самостоятельная работа: прослушивание шедевров классической музыки.
7.Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками
цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов
положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино,
Карабас - Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.). Использование любого формата,
материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: тестирование на предмет цвет-настроение.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «Цветоведение».
1. Тема: Символика цвета в орнаменте. Знакомство с видами орнаментов.
Роль цвета и его символика в орнаменте. Выполнение орнамента в полосе с
учётом основных принципов гармонии цветовых сочетаний. Использование
формата А4, гуаши.
Самостоятельная работа: поиск и знакомство с различными орнаментами и
орнаментальными композициями.

2. Тема: Цвет в воздушной перспективе. Изменение цвета по средством
воздушной перспективы. Влияние окружающей среды, погодных явлений и

17

различных факторов на цвет в пространстве. Выполнение композиций на тему
«Солнечный день», «Пасмурно», «Снегопад». Использование формата А4,
гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение ряда
состояний природы.(напр.: утро, день, вечер).

фотоснимков

различных

3. Тема: Цветовая палитра. Цветовой тон. Светлота. Насыщенность.
Углубление знаний о разнообразности цветовой палитры. Повторение и
закрепления понятий цветовой тон, светлота, насыщенность. Выполнение
выкрасок цветовых палитр «Цветовой тон, «Светлота», «Насыщенность» с
использованием хроматических цветов взятых за основу из большого цветового
круга, выполненного ранее на занятиях. Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.
4. Тема: 7 типов цветовых контрастов.Знакомство с 7-ю типами цветовых
контрастов:
•
•
•
•

по цветовому тону (например, красный — желтый — синий);
светлый — темный;
насыщенный — приглушенный;
симультанный — когда при восприятии какого-либо цвета вблизи его
возникает ощущение присутствия цвета, контрастного существующему
(например, при восприятии красного цвета вокруг него видится ореол
зеленого цвета, который объективно не существует);
• холодный — теплый;
• контраст дополнительных цветов;
• контраст по площади цветового пятна.
Выполнение абстрактной композиции с использованием 1-го типа цветового
контраста. Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: сделать 6 фотоснимков с использованием остальных
типов контрастов.
5. Тема: Цветовые системы.При изучении темы «Цветовые системы» ученики
получают представление о систематике цвета. Последовательное знакомство со
стилистическими особенностями искусства различных эпох, цветовыми
предпочтениями людей того времени. Создание «палитры»-выкраски и
формально-декоративной композиции на тему «Мой любимый художник». Цель
работы — творческая интерпретация картины выбранного художника
(желательно авангардного направления) с максимально точной передачей
цветового решения.Использование формата А4, акварели, гуаши(по выбору
учащихся).
Самостоятельная работа: изучение по средствам интернета работ известных
художников.

18

6. Тема: Пространственное воздействие цвета. Развитие объемнопространственного и вариативного мышления. Знакомство со зрительными
иллюзиями при восприятии цвета и теорией «выступающих» и «отступающих»
цветов. Выполнение выкрасок в форме карточек, каждая из которых выкрашена
в один из трех основных цветов (красный, желтый, синий), а также выполнение
разбелов и зачернений каждого из них. Выкладывание цветных карточек
попеременно на различный фон — то на белый, то на черный. Это наглядно
продемонстрирует иллюзию «выступания» цветной фигуры вперед или
«отступания» вглубь плоскости бумаги.Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнение композиции на «выступание» и
«отступание» при помощи цвета, основными элементами которой являются
выклеенные из бумаги геометрические тела — куб, пирамида, призма и т. д.,
наклеенные на серый лист бумаги.
7.Тема: Цвет, свет и форма. Освоение приема моделирования формы цветом.
Изучение роли цвета в организации пространства. Формирование объемнопространственного мышления.
Выполнение трех «белых натюрмортов» в форме эскиза.
•
1-й натюрморт-демонстрирует классическое решение проблемы
цвета и света. Освещение — естественное. Форма предметов передается
посредством светотени через контраст яркости одного и того же цвета
(на свету цвет разбеляется, в тенях — зачерняется) — применяется
монохромная цветовая композиция
•
2-й натюрморт-освещениеискусственное (красная подсветка).
Проблема решения взаимодействия цвета и света решается
импрессионистическим методом. Свет и тень передаются через
контраст хроматических цветов, а не через контраст яркостей. На свету
предметы «белого натюрморта» — красные, а в тени — кажутся
зелеными.
•
3-й натюрморт - творческая интерпретация «белого натюрморта» в
стиле художественного течения какой-либо выбранной исторической
эпохи и народности (модерн, Египет, Африка, Индия). Можно выбрать
творческую манеру какого-нибудь конкретного художника и создать
«белый натюрморт» в его стиле.
Использование формата А4, акварели, гуаши(по выбору учащихся).
Самостоятельная работа: выполнение
использованием одного цвета.

стилизованного

натюрморта

с

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «Цветоведение».
1.Тема: Зависимость цвета от материальности. Изучениецвета поверхности
на свету и в тени. Собственный цвет предмета. Световая конструкция цвета.
Влияние рефлексов и оптического контраста на видимое цветовое состояние

19

поверхности. Зависимость цвета от качества поверхности (матовые,
полуматовые, блестящие, фактурные). Выполнение различных предметов быта,
в одной цветовой гамме, имеющих различные фактуры на однородном
фоне.Использование формата А4, акварели, гуаши(по выбору учащихся).
Самостоятельная работа: закрепление навыков передачи материальности при
помощи цвета.
2.Тема: Визуально-психологические свойства цвета.Цвет как способ влияния
на подсознание человека. В квадратах 4 х 4 см из произвольно взятых
хроматических цветов построить следующие цветовые сочетания: легкий цветтяжелый цвет; выступающий цвет-отступающий цвет; сухой цвет-влажный
цвет.Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: сделать несколько фотоснимков рекламных
плакатов с использованием визуально-психологических свойст цвета.(напр.:
рекламный плакат бассейна с изображением голубой волны на белом фоне).
3.Тема: Символика цвета в интерьере. Качественная оценка цвета в аспекте
его эмоционального воздействия. Характеристики воздействия некоторых
цветов. Цвет как символ в индивидуальной и общественной жизни. Уровни
символики цвета – общественный, частный, личный и их взаимовлияние. Роль
цвета в окружающем интерьере. Выполнение схемы окраски интерьера в
прямоугольнике размером 15 х 10 см из данных трех цветов (используя большой
цветовой круг и знания по психологии восприятия цвета, полученные ранее на
уроках).Использование формата А4, гуаши.
Самостоятельная работа: проанализировать цветовое сочетание отдельной
комнаты в своем доме.
4.Тема: Понятие о предпочитаемых цветах с учетом физиологических и
психологических факторов.Изучение влияния характера, географической
среды обитания человека, его производственной деятельности, возрастных и
других факторов на выбор предпочтительной цветовой гаммы. В квадратах
размером 3 х 3 см выполнить унифицированные гаммы предпочитаемых цветов
с учетом возрастных факторов:
• для детей;
• для взрослых;
• для пожилых людей.
Использование формата А4, гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение абстрактной композиции на тему «Мои
любимые цвета».

20

5. Тема: Применение цвета в различных областях человеческой
деятельности. Специфика применения цвета в дизайне и рекламе.
Изучение реакции человека на цвет. Формирование эмоций с помощью цвета.
Цвет в рекламной индустрии. Хроматические и ахроматические цвета в рекламе,
возможности их применения. Выполнить эскиз рекламы продуктов на выбор
учащихся, подобрать правильные цветовые сочетания для формирования
определённых эмоциональных ощущений.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза дизайна вывески магазина.
6. Тема: Психология цветовосприятия в дизайне одежды.Изучение
символики цвета в национальном костюме. Цвета используемые в русской
народной одежде. Цветовые сочетания в костюме. Эмоциональное восприятие
цвета в одежде. Выполнить эскиз комплекта одежды в контрастно
дополнительных цветах.Использование формата А4, гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение копии русского народного костюма.
Формат А4.
7. Тема: Повторение и закрепление ранее изученных навыков. Закрепление
основ цветоведения(основные термины). Умение применять теоретические
знания об основах цветоведения на практике. Выполнение декоративной
геометрической композиции на основе гармонических сочетаний цветов с
применением ступенчатых растяжек и смешений цветов, в различных техниках
акварельной живописи. Использование формата А3, гуаши, акварели и тд.(по
выбору учащихся).Использование формата А4, гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение абстрактной композиции на цветовое
единство.
3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых
обеспечивает программа «цветоведение»:
1.

Знание основных понятий и терминов в цветоведении и колористике.

Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и
большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
2.

Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов
в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
3.

4.

Знание основных выразительных средств живописи.

21

Навыки цветовой организации плоскости
решения изображения при помощи цвета.
5.
6.

листа, композиционного

Навыки передачи формы, характера предмета при помощи цвета.

Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках.
7.

Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового
и композиционного решения.
8.

Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к
действительности.
9.

10.

Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.

Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной
творческой деятельности.
11.

4.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

Программа предусматривает текущий контроль успеваемости.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на
всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой
предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и
технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового
решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и
объективную самооценку учащихся.
На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.
Критерии оценки;
Для развития творческого потенциала учащихся, а также
стимулирования творческого роста программой предлагается введение
поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию,
композицию, технику исполнения (выразительность цветового или
графического решения).

22

«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка,
новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4

(хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;

(удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с
образца).
3

«Композиция».Предполагает грамотный выбор формата, определение величины
предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание
элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание,
статика, динамика и др.).
(«отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных
ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При
самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
5

4

(«хорошо») - имеются незначительные ошибки;

(«удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает
формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
3

«Техника исполнения» (выразительность цветового решения) предполагает
обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового
решения, законченность работы.
(«отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные
знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной
задачи и законченность работы;
5

(«хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей
части словесно);
4

3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель,
используя
наглядный
показ
на
работе
учащегося.

23

5.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям;

Занятия изобразительным искусством - одно из самых больших удовольствий
для ребенка школьного возраста. Они приносят много радости и положительных
эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью
этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую
действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственноэмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок
способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами
художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя
богатые книжные фонды и фонды школьной библиотеки). Важной
составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение
детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных
выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств
личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия
(организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение
музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено
введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся
отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме
домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры,
применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в
творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.

24

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Средства обучения.

-

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски);
-

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
-

электронные оОразовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
-

аудиовизуальные:слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
-

Список методической литературы.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.школа: книга
для учителя. - М.: Просвещение, 1984
1.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.М.: Просвещение, 1991
2.

Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для
учителя. М.: Просвещение, 1991
3.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989
4.

5.

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996

Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие
дошкольника. М.: Педагогика, 1983
6.

7.

Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение,

1971
8.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998

25

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.:
Просвещение, 1985
9.

10.

Курчевский В.В. А что там, за окном? - М.: Педагогика, 1985

Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:
Просвещение, 1977
11.

Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.:
Просвещение, 1982
12.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
13.

и

методика

его

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1985
14.

Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в
начальных классах. - М.: Просвещение, 1990
15.

Список учебной литературы.
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
1.

2.

Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС,

2008
Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. - М.:
Просвещение, 1998
3.

Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.:
Просвещение, 1998
4.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"- М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
5.

6.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб.пособие - М.: Астрель: АСТ,

2006
7.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития,

2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».