В.02.УП.01 КЕРАМИКА

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Керамика» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области «Декоративно-прикладное творчество»
(вариативная часть).
Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне
соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно-прикладным
искусством в детской художественной школе – это путь приобщения учащихся к истокам
фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта,
знакомство с историей своей страны, своего региона.
Учебный предмет «Керамика» направлен на развитие творческих способностей
детей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.
Предмет «Керамика» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись»,
«Декоративно- прикладное творчество», «История изобразительного искусства». Данная
взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его
в формах декоративно-прикладного творчества, гармонично объединяя функциональный и
эстетический компоненты в керамическом изделии.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития
детей.
Основное внимание уделяется практическим занятиям.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Керамика» реализуется как предмет вариативной части при 5летнем обучении по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области «Декоративно- прикладное творчество».
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию
учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Керамика» при 5-летнем сроке
обучения составляет 165 часов, из них: 165 часов – аудиторные занятия

просмот
р
зачет

просмот
р
зачет

просмот
р
зачет

просмот
р
зачет

просмот
р
зачет

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой
аттестации
Вид учебной работы,
Затраты учебного времени, график
Всего
часов
учебной
промежуточной и
нагрузки, аттестации
итоговой аттестации
Годы обучения
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
Полугодия
1
2
3
4 5
6
7
8
9
10
Аудиторные занятия (в часах) 16 17 16 17 16 17 16
17 16
17
16
5
Максимальная учебная
16 17 16 17 16 17 16
17 16
17
16
нагрузка (в
5
часах)
Вид промежуточной
аттестации по полугодиям и
итоговая аттестация
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Керамика» осуществляются в форме групповых
занятий. Занятия проводятся аудиторно. Рекомендуемая недельная
нагрузка в часах: Аудиторные занятия:1 - 5 классы – 1 час.
Самостоятельная работа программой не предусмотрена.
Цель и задачи учебного предмета
2

Целью учебного предмета «Керамика» является овладение знаниями и
представлениями об искусстве художественной керамики, формирование практических
умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а
также подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебных
заведения по профилю предмета.
Задачи учебного предмета «Керамика»:
• приобщение учащихся к истокам народного искусства;
• создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;
• формирование основных приемов ручного формообразования керамики;
• освоение базовых техник декорирования в керамике;
• формирование средствами керамики духовной культуры учащихся и потребности
общения их с искусством.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы
обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных
методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, а
также нормам охраны труда.
Занятия по предмету «Керамика» проходят в кабинете, оснащенным необходимым оборудованием.
Имеется помещение для сушки и муфельная печь для обжига.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться
интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе,
архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно-прикладному искусству,
истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Керамика» построено с учетом возрастных особенностей детей,
включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися истории керамики, региональных
особенностей и технологических способов формообразования, приемов декорирования керамики, включает
в себя задания по аналитической работе в области декоративно – прикладного искусства.
Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков ремесла в учебном и
творческом опыте.
Содержание программы включает следующие разделы и темы:
• из истории развития керамики;
• традиционные виды народной глиняной игрушки;
• основные приемы ручного формообразования;
• декорирование керамической поверхности ручными способами;
• техники росписи керамических изделий;
• объемно-пространственная композиция в керамике;
1.

3

• авторский проект — керамическая композиция.
Творческие работы, связанные с лепкой традиционной народной игрушки. Творческие работы
объемно-пространственной композиции в керамике предполагают создание работ различными способами,
направлены на развитие художественно-образного мышления в создании художественного объекта.
№

Учебно-тематический план
Наименование раздела, темы
Вид учебного
занятия

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Часть Ι. Знакомство с глиной.
Раздел 1.Способы объемной лепки.
1.1
Овощи и фрукты.
урок
1.2
Лепка животных.
урок
Часть ΙΙ. Знакомство с наиболее распространёнными видами глиняной игрушки.
Раздел 2. Филимоновская игрушка.
2.1
Свистулька.
урок
2.2
Барыня.
урок

3.1
3.2
3.3
3.4

Раздел 3. Каргопольская игрушка.
Лепка животных.
Мужик с гармошкой или лаптями.
Барыня – крестьянка.
Кентавр.

Количество
аудиторных
часов

2
4

4
6
16

урок
урок
урок
урок

4
4
4
5
17

урок
урок
урок
урок
урок

4
4

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
4.1
4.2
5.1
5.2
5.3
6.1

Раздел 4. Тверская игрушка.
«Петушок».
«Жар – птица»..
Раздел 5. Дымковская игрушка.
Конь.
«Петушок».
Барыня в кокошнике.
Раздел 6. Тематическая композиция по мотивам дымки.
«Ярмарка» или «Народные гулянья».

урок

4
4
16
4

урок

13
17

урок
урок

4
4

урок
урок

4
4
16

урок
урок
урок

4
6
7
17

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

7.1
7.2
8.1
8.2

Часть ΙΙΙ. Рельефы.
Раздел 7. Миниатуюрные барельефы.
Кулон «Декоративная птица».
Кулон «Декоративный человечек».
Раздел 8. Рельефные композиции.
Деревенский пейзаж.
Маска - портрет.

Часть ΙV. Круглая скульптура .
Раздел 9. Композиционная работа.
9.1
Базар.
9.2
Лавочка.
9.3
«Кувшин» или «Вазочка».

9.4
9.5

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тематическая композиция с двух – трёх фигур.
Лепка натюрморта, состоящего из двух – трёх предметов быта и
драпировки (с натуры).

урок
урок

8
8

9.6
9.7

Набор декоративных ваз.
Создание народной игрушки по мотивам дымки.

урок
урок

16
8
9
17

4

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
9.8
10.1
10.2
10.3

«Спорт», «Труд», «Балет».
Раздел 10. Декоративное панно.
Вставка с контррельефом.
Рельефное изображение натюрморта из двух – трёх предметов
быта и драпировки со складками (с натуры).
Панно «Городской пейзаж».

урок

8

урок

8
16
7

урок

10
17
165

Содержание разделов и тем. Годовые требования
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Часть Ι. Знакомство с глиной.
Раздел 1. Способы объёмной лепки.
Тема 1.1. Овощи и фрукты.
Организация рабочего места. Инструменты и приспособления: нож, стеки, кисточки, ёмкость с водой,
кусочек ткани.
Немного из истории о глине.
Практическая работа – кусок глины катаем между ладонями – получим шар (очень многие фрукты и овощи
похожи на него). Надо лишь чуть – чуть подправить и получится яблоко. Таким образом лепим вишенки,
грушу, огурец и т.д. Размер: 5-10 см
Материал: глина смешанная.
Тема 1.2. Лепка животных.
Лепим кошку. Знакомство с приёмами лепки кошки. Принцип поэтапности.
● Если кошка бежит – её можно лепить конструктивным способом (из отдельных деталей, соединяя их
между собой).
● Если кошка спит – её можно лепить из целого куска глины пластическим способом (вытягивая нужные
детали или делая углубления).
● Если кошка сидит – используем комбинированный способ.
После обжига изделия расписывают и раскрашивают. Размер: 5-10 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь или темпера, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти.
Часть ΙΙ. Знакомство с наиболее распространёнными видами глиняной игрушки.
Раздел 2. Филимоновская игрушка.
Тема 2.1.Свистулька. Лепим птицу.
После того, как выполнено туловище птицы, задняя его часть превращается в широкий раструб, края
которого постепенно сужаются. Вылепливается сам свисток.
После обжига игрушка белится и расписывается в традиционном стиле. Размер: 10-12 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь или темпера, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань.
Тема 2.2. Барыня.
Лепим фигурку барыни, соблюдая удлинённые пропорции.
Неширокая юбка – колокол переходящая в узкую таклию, узкие покатые плечи, руки, голову,
составляющую одно целое с шеей, переходящую в шляпку с козырьком.
В руках у барынь букеты цветов, сумочки или ляльки.
Обжиг. Роспись в традиционном стиле с предварительным эскизом на бумаге. Размер: 15-20 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь или темпера, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань.
Раздел 3. Каргопольская игрушка.
Тема 3.1. Лепка животных. Знакомство с промыслом.
Особенности лепки – фигурки коренастые, грубоватые, короткие ножки. Лепка по частям. Обжиг. Роспись в
традиционном стиле. Размер: 10-12 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь или темпера, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань.
Тема 3.2. Мужик с гармошкой или лаптями, сидящий на пне.
Фигурка лепится по частям. Люди заняты повседневными делами – плетут лапти, играют на гармошке.
Обжиг. Роспись в определённом стиле лица и руки, а иногда и часть фона для росписи – белые. Размер: 10
см
Материал: глина смешанная, краски гуашь или темпера, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань.
Тема 3.3. Барыня – крестьянка.
Фигурка барыни приземистая, крепкая. В руках коромысло или каравай хлеба. Лепится по частям. Обжиг.
Роспись в определённом стиле с предварительным эскизом. Размер: 10-15 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь или темпера, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань.
Тема 3.4. Кентавр. Получеловек – полуконь.
Кентавр – фанстастический персонаж из Древней Греции. Лепка по частям.
Выполняем верхнюю часть туловища и плоскую голову на толстой шее. Лепим туловище коня и соединяем
их. Обжиг. Роспись. Размер: 10-12 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь или темпера, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань.

5

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 4. Тверская игрушка.
Тема 4.1. Петушок.
Туловище игрушки лепится из одного куска. Хвост – подставка, гребешок лепится отдельно и
примазывается. Затем игрушка украшается чешуйками. После обжига игрушка расписывается. Фон остаётся
незакрашенным – красно - кирпичный цвет глины. Размер: 8-10 см
Материал: глина красная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань, бумага.
Тема 4.2. Жар – птица.
Туловище лепится из одного куска. Отдельно лепятся сборки на крылья, хвост и гребешок. Затем игрушка
украшается чешуйками.
После обжига игрушка расписывается, фон остаётся незакрашенным – красно-кирпичный цвет глины.
Размер: 8-10 см
Материал: глина красная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
Раздел 5. Дымковская игрушка.
Тема 5.1. Конь.
Пластическое решение игрушки. Обощённая форма. Принцип лепки тот же, добавляются ноги. Обжиг.
Роспись по белому фону, предварительно попробовав на бумаге. Декоративность цвета в геометрическом
узоре. Размер: 8-12 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань, бумага.
Тема 5.2. Петушок.
Пластическое решение игрушки. Чувство цвета, ритмическая связь линий, форм. Основу лепим в форме овала.
Формируем ноги. Лепим из большого комка глины. Хвост примазываем к туловищу.
Лепим из двух лепёшек крылья. Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины начиная с нижнего
ряда, постепенно подходя к клюву. Оформляем оборками крылья и хвост. Обжиг. Роспись по белому фону.
Размер: 10-15 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань, бумага.
Тема 5.3. Барыня в кокошнике.
Обобщение. Плавные, неторопливые линии силуэта игрушки. Соблюдение требований – форма и закон
взаимодействия цветов. Лепим юбку – широкий колокол. Насаживаем торс и оттягиваем шею, укрепляем
шар – голову. К плечам примазываем руки – колбаски, изгибаем и складываем на талии. Можно дать в руки
каравай хлеба, ребёнка или изогнуть по форме коромысла (вёдра лепим отдельно) на голову примазываем
кокошник в виде полумесяца и маленькие серьги в виде капелек. Обжиг. Роспись по белому фону. Размер:
10-15 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань, бумага.
Раздел 6. Тематическая композиция по мотивам дымки.
Тема 6.1. Ярмарка или нарядные гулянья.
Работа над тематической композицией из нескольких фигур. Выполняется коллективно по эскизам. Лепятся
карусели. Повозки, киоски, лавки с разнообразной утварью, барыни с детьми, мужики, собачки, медведи,
ярморочные конструкции.
После обжига все изделия белятся, раскрашиваются и составляются в общую композицию. Размер: 8-20 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, ткань, бумага.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Часть ΙΙΙ. Рельеф.
Раздел 7. Миниатюрные барельефы.
Тема 7.1. Кулон «Декоративная птица».
Эскиз. Стилизация. Передача динамики или статики. Поиск композиции в круге или других форматах.
Декоративные украшения. Роспись изделия. Обжиг. Размер: 6-8 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага.
Тема 7.2. Кулон «Декоративный человечек»
Эскиз. Стилизация. Обощение формы, усиление выразительности. Передача движения или покоя. Поиск
композиции в круге или др. формате. Роспись изделия. Обжиг. Размер: 6-8 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага.
Раздел 8. Рельефные композиции.
Тема 8.1. Деревенский пейзаж.
Эскиз. Поиск композиционного центра. Обощение формы, усиление выразительности. Стилизация. Роспись
изделия. Обжиг. Размер: 10×10 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага.
Тема 8.2. Маска – портрет.
Эскиз Стилизация. Изучение пропорций человека. Передача доброты, злости, удивления, страха. На
пластину – основу накладываем детали – рот, нос, брови, делаем углубления для глаз. После обжига маску
расписываем и оформляем. Размер: 10×10 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
Часть ΙV. Круглая скульптура.
Раздел 9. Композиционная работа.
Тема 9.1. Базар.
Эскизы. Поиск выразительных характерных движений фигур человека. Пропорции. Решение образа,
стилизация, декоративная обработка. Роспись. Обжиг. Размер: 10-15 см
6

Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
Тема 9.2. Лавочка.
. Эскизы.
Действующие герои – семья, подруги, бабушки и т.д. Всё должно быть подчинено общему замыслу, т.е. в
композиции выделить главное. Изучение пропорций человека, его движения. Выполнение декоративных
деталей, создание настроения. Роспись. Обжиг. Размер: 10-15 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
Тема 9.3. «Кувшин» или «Вазочка».
Эскиз. Декоративность. Приёмы лепки из жгута. Использовать заготовки – шаблоны. Оформление кувшина
– объёмные лепные украшения, рельефный рисунок, тонкие бороздки стеками, фактура, роспись.
Проявление творческой изобретательности. Обжиг. Размер: 10-15 см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 9.4. Тематическая композиция из двух – трёх фигур.
Передача сюжетов, наблюдаемых в жизни. Передача взаимодействия изображаемых фигур (человека,
животных), пропорций и характера. Совершенствование навыков в работе по представлению. Размер: 10-20
см
Материал: глина смешанная, краски гуашь, кисти, бумага, ткань.
Тема 9.5. Лепка натюрморта состоящего из двух-трёх предметов быта и драпировки с натуры.
Построение подставки (плинта).
Передача взаимодействия предметов на плоскости, характера их форм, пропорций. Размещение предметов в
пространстве. Размер: 10-20 см
Материал: глина смешанная, гуашь, кисти, ткань.
Тема 9.6. Набор декоративных ваз.
Эскиз: Три вазы, объединённые одной идеей. Закрепление ранее изученных способов лепки и
декорирования, развитие самостоятельного творческого мышления, умение связать воедино несколько ранее
изученных заданий, правильно их выполнить. Обжиг. Роспись. Размер: 10-20 см
Материал: глина, гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
Тема 9.7. «Парочка» или «Гармонист».
Создание народной игрушки по мотивам «Дымки». Работа предваряется эскизами. Использование
вспомогательного иллюстративного материала. Проявление фантазии. Связь цвета и формы в ходе
самостоятельной творческой работы над декоративной композицией. Размер: 10-15 см
Материал: глина, гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 9.8. «Спорт», «Труд», «Балет».
Эскиз Создание декоративной композиции из одной двух фигур. Фигура человека в движении.
Использование в задании основных закономерностей композиции. Обжиг. Роспись. Размер: 10-20 см
Материал: глина, гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
Раздел 10. Декоративное панно.
Тема 10.1. Вставка с контррельефом.
Анималистическая фантазия. Эскиз Передача эмоционального настроя животного. Интерпретация образов,
навеянных иллюстрациями и скульптурными работами художников – аниматоров. Обжиг. Роспись. Размер:
10×10 см
Материал: глина, гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
Тема 10.2. Рельефное изображение натюрморта из двух-трёх предметов быта и драпировки со
складками с натуры.
Совершенствование в усвоении принципов рельефного изображения предметов. Практическое изучение
образования и строения складок драпировки. Размер: 15×20 см
Материал: глина, гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
Тема 10.3. Панно. Городской пейзаж.
Эскиз .Знакомство с видами архитектурных строений по репродукциям. Воплощение задуманного
художественного образа в материале. Использование декорирования – роспись и контррельеф. Обжиг.
Роспись. Совместный анализ итогового задания. Размер: 20×20 см
Материал: глина, гуашь, водоэмульсионная краска, клей ПВА, кисти, бумага, ткань.
2.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате освоения программы по учебному предмету «Керамика» обучающийся должен:
- знать понятия «керамика», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,
«декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
- знать оборудование и пластические материалы;
- уметь наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- уметь передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
- уметь работать с натуры и по памяти;
- уметь применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- получить навыки конструктивного и пластического способов лепки.
-

«плоскость»,

7

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества реализации образовательной программы по учебному предмету «Керамика» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости по предмету «Керамика» целесообразно использовать
просмотры учебно-творческих работ обучающихся. Текущий контроль успеваемости обучающихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация по предмету «Керамика» проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде устных опросов, просмотров творческих
работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. Экзамены по предмету «Керамика» не предусмотрены учебным планом.
По завершении изучения учебного предмета «Керамика» по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства.
По окончании каждого полугодия учебного года по учебному предмету «Керамика» выставляются оценки.
Итоговая аттестация по предмету «Керамика» проводится в форме просмотра творческих работ
обучающихся, после чего выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Требования к творческому просмотру работ обучающихся определены данной программой и ФГТ.
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются
оценки:
«отлично», «хорошо»,«удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
- правильную компоновку изображения в объёме;
- последовательное, грамотное и аккуратное ведение этапов лепки;
- умелое использование выразительных особенностей в создании образа (фактура, масштаб и пр.);
- владение способами лепки «от целого куска», «конструктивный», «смешанный»;
- техническая грамотность в решении задачи;
- умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в скульптуре;
- умение обобщать композицию и приводить его к целостности;
- творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
- некоторую неточность в компоновке;
- небольшие недочеты в конструктивном построении;
- незначительные нарушения в последовательности работы над набором объёма, как следствие,
незначительные ошибки в передаче пропорций;
- некоторую дробность и небрежность лепки.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
- грубые ошибки в компоновке;
- неумение самостоятельно вести работу в объёме;
- неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в конструкции и
пропорциональном решении скульптуры;
- однообразное использование изобразительных приемов в объёме для решения разных задач;
- незаконченность, неаккуратность, небрежность в скульптуре.
4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
• репродукции
• фотографии
• видеоматериалы
• образцы керамических изделий
• дидактический раздаточный материал
• книги по керамики и скульптуре

8

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Боголюбов Н. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М.:
Просвещение, 1986.
2. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Керамика. – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2000.
3. Ватагин В. Изображение животного. – М.: Искусство, 1957.
4. Долорс Р. Керамика: Техника. Приемы. Изделия /Пер. с нем. Ю. О.
Бем – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003.
5. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном
искусстве. – М.: «Вопросы философии», 1966.
6. Кузин И.С.Наброски и зарисовки. – М., 1970.
7. Макарова Е. Освободите слона. – М.: Знание, 1985.
8. Малолетков В.А. Керамика. – М.: «Юный художник», 2001.
9. О композиции: Сборник статей – М., 1959..
10.Полунина В. Искусство и дети. – М.: Просвещение, 1982.
11.Претте М., Капальдо А. Творчество и выражение. – Т.1,2. – М.:
Советский художник, 1985.
12. Работа с детьми 7-10 лет над замыслом композиции. Методическая
разработка для преподавателей детских художественных школ и школ
искусств. – М.: 1987.
13. Рубцова Е.С. Фантазии из глины /Елена Рубцова. – М.: Эксмо, 2007. –
64 с.: цв. ил.
14. Чавара Х. Ручная лепка /Х. Чавара. – М.: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель», 2003.
15. Школа изобразительного искусства, в 10 томах.
16. Эткин Д. Керамика для начинающих /Пер. с англ. Е.В. Петровой, Ю.В.
Устиновой – М.: АРТ-РОДНИК, 2006. – 128 с.: цв. ил

9


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».