Композиция-прикладная

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмет;

II.

Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования;

III.

Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Комментарии к разделам и темам;
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

Список литературы и средств обучения
- Список методической литературы; - Список учебной литературы; - Средства
обучения.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративноприкладное творчество».
Программа «Композиция прикладная» направлена на развитие творческих способностей,
формирование навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» определяет общую
направленность преподавания. Объем знаний, навыков и умений учащихся по разделам
определяются в соответствии с разработанным содержанием предмета «Работа в материале
(по видам)».

VI.

2

Предмет «Композиция прикладная» также тесно связан с предметами «Рисунок»,
«Живопись», «История народной культуры и изобразительного искусства». Навыки,
приобретенные на уроках рисунка и живописи, помогают учащимся наиболее успешно
выполнять задания по прикладной композиции. Знание основных художественных школ
русского и западно-европейского искусства, основных видов народного художественного
творчества, его особенностей и истоков позволяет создавать наиболее выразительные
орнаментальные темы и декоративные композиции.
Особенностью
предмета
«Композиция
прикладная»
является
его
практикоориентированная направленность.
Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках прикладной
композиции, позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в
материале, например, работы, созданные на уроках композиции, могут быть переведены в
технические рисунки и выполнены в материале.
Срок реализации учебного предмета
Согласно учебному плану изучение предмета «Композиция прикладная» начинается с
первого класса и заканчивается в пятом классе с аудиторной учебной нагрузкой 1 час в
неделю.
Самостоятельная работа учащихся составляет 2 часа в неделю на протяжении всего периода
обучения и предполагает выполнение заданий по разделам, а также изучение специальной
дополнительной литературы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общий объем времени по учебному предмету «Композиция прикладная» при 5летнем составляет 495 учебных часов (1- 5 класс). Из них аудиторные занятия -165 часов,
самостоятельная работа - 330 часов.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой
аттестации
Срок освоения образовательной программы
«Декоративно – прикладное творчество» 5 лет
Вид учебной
Затраты учебного времени,
Всего
работы,
часов
график промежуточной и итоговой аттестации
аттестации,
учебной нагрузки
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
2-й год
1-й год
3-й год
4-й год
5-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Аудиторные
16
17
16
17
16
17
16
17
16
17
165
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

3

Контрольный
просмотр

Контрольный
просмотр

Контрольный
просмотр

Контрольный
просмотр

Контрольный
просмотр
Контрольный
просмотр

Контрольный
просмотр

Вид
промежуточной и
итоговой
аттестации
по
полугодиям

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Изучение учебного предмета «Композиция прикладная» и проведение консультаций
осуществляется в форме групповых занятий (численностью от 4 до 11 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Групповые вводные беседы и объяснения материала продолжаются индивидуальной работой
с каждым обучающимся, над особенностями его композиции (эскиза) и умением построить
работу, как личный творческий процесс. Индивидуальные объяснения снова сменяются
групповыми показами приемов работы преподавателем, в завершении задания – рабочий
просмотр созданных работ.
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» учитывает возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на: - выявление одаренных
детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного
искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие
профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного
искусства.
Реализация программы учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
декоративно-прикладного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в
достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой
деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную
оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и
обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
4

художественно-эстетическим
взглядам,
пониманию причин
успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов
достижения результата.
Цель и задачи учебного предмета
Целью курса «Композиция прикладная» является художественно-эстетическое развитие
личности и приобретение ею в процессе освоения предмета художественно-исполнительских
и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей и их
подготовка к поступлению в образовательные организации, реализующие основные
профессиональные программы в области изобразительного искусства.
Результаты освоения программы по предмету «Композиция прикладная» обязательной
части учебного плана должны отражать решение следующих основных задач:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной
формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его
применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме,
линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных
работах;
- умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.
Кроме
основных задач, могут решаться и дополнительные задачи:
- Обучающие:
- обучение учащихся умению обобщать, стилизовать увиденное; - обучение навыкам работы
с элементами различной формы, организации равновесия композиции; - последовательное
освоение двух- и трехмерного пространства - обучение основам технологической системы
в создании декоративной композиции.
Воспитывающиее:
- воспитание умения трудиться, выполняя длительные по
продолжительности работы;
- целенаправленность и упорство в достижении цели;
- воспитание чувства гармонического восприятия действительности;
- воспитание художественного вкуса, чувства стиля;
- воспитание любви к декоративному искусству, к народным традициям;
- воспитание человека художественно образованного, умеющего ценить и понимать
декоративное искусство и самостоятельно создавать произведения, несущие красоту и
радость (в соответствии с возрастными особенностями). Развивающие:
- развитие композиционного мышления;
- развитие зрительной памяти;
- развитие моторики руки;
- развитие творческого воображения обучающихся.
При преподавании учебного предмета «Композиция прикладная» делается акцент на
межпредметные связи. Программа по предмету «Композиция прикладная»
тесно
взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, по летней учебной практике (пленэру)
и по предмету «Работа в материале». В каждой из этих программ присутствуют
взаимопроникающие элементы: в заданиях по рисунку и живописи обязательны требования к
осознанному композиционному решению листа, а в программе по прикладной композиции
5

ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном
и цветом. Задания в программе учебного предмета «Работа в материале» полностью
пересекаются с темами по прикладной композиции.
Виды занятий:
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные)
Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий:
- самостоятельная работа: выполнение домашних заданий, поиск необходимого материала в
сетевых ресурсах, чтение дополнительной литературы; - посещение учреждений культуры
(выставок, музеев и др.)
Внеаудиторная (самостоятельная) работа сопровождается методическим обеспечением и
обоснованием времен, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки учащихся;
•
формы и методы контроля, система оценок;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
•
словесный
(объяснение, разбор,
анализ и
сравнение вариантов
изобразительного материала);
•
наглядный (показ, демонстрация произведений известных художников и
лучших образцов заданий, выполненных учащимися);
•
практический (зарисовки с натуры и творческие упражнения, подробная
проработка отдельных деталей задания и последующая организация композиции целого
листа);
•
самостоятельная работа (сбор натурного материала, разработка эскизных
вариантов заданий);
•
просмотр картин выдающихся художников и посещение выставок для
повышения общего уровня развития учащегося;
•
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с группой в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях художественного образования.
6

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и
видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут
пользоваться
Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному
искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по композиции прикладной должна быть оснащена удобными столами,
мольбертами, компьютером, интерактивной доской.
II. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальность учебной программы «Композиция прикладная» состоит в том, что
творческий процесс работы над декоративной композицией представляет собой органическое
единство интуитивного и логического начал, который направлен на развитие способностей
выражать свои идеи и представления в композиционном творчестве.
Благодаря изучению выразительных средств и законов декоративной композиции,
обучающиеся могут воплотить свои идеи в эскиз, а затем выполнить работу в материале
(коллаж, панно, аппликация из ткани и др.)
Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом
возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их
пространственного мышления. В начале обучения учащиеся знакомятся с предметом
декоративно-прикладной композиции, со средствами композиции (линия, пятно, цветовая
гамма, формирование чувства равновесия), с организацией изобразительной плоскости
декоративной композиции. Задания направлены на умение видеть изобразительную
плоскость, где каждый элемент композиции является частью целого. Вводится понятие пятна
и говорится об его условности. Большую роль в композиции играет линия. Задания
выстраиваются по принципу «от простого – к сложному».
В процессе обучения закрепляются и углубляются навыки работы по декоративноприкладной композиции. Сохраняется последовательность заданий – «от простого – к
сложному». Обучающиеся выполняют короткие зарисовки и эскизы для длительных работ;
изучают понятия: силуэт, масштабность, сюжетно-композиционный центр, ритм, статика и
динамика в декоративной композиции; учатся создавать цветовую гармонию композиции с
грамотно подобранными тональными цветовыми отношениями.
В конце обучения особое внимание уделяется индивидуальным способностям
учащихся. Учащиеся, владея средствами выражения, зная законы декоративно-прикладной
композиции, могут использовать их в раскрытии заданной темы. А также умея образно
мыслить, стилизовать изображение, подбирать тот или иной колорит, цветовой строй
декоративной композиции.
Последовательность тем по предмету «Композиция прикладная» развертывается с
учетом усложнения. Усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:
осознанного восприятия и запоминания; на уровне применения знаний и способов; на уровне
творческого применения знаний и способов.

7

Учебно-тематический план
№

1.1
1.2
1.3

2.1
2.2

Название раздела, темы

Общий объем времени в часах
Вид
Максимальная Самостоя Аудиторные
учебного
учебная
тельная
занятия
занятия
нагрузка
работа
1 класс 1 полугодие

Раздел 1. Вводная беседа:
«Основы декоративной
композиции»
Выразительные средства
композиции
Равновесие в композиции,
композиционный центр
Гармония цветовых
отношений
Раздел 2. Геометрический
орнамент.
Виды
и
способы построения
Поиск
вариантов
геометрического орнамента
Выполнение эскиза
геометрического орнамента в
цвете
Раздел 3. Фактуры.

урок

3

2

1

урок

3

2

1

урок

3

2

1

урок

3

2

1

урок

3

2

1

урок

9

6

3

урок

9

6

3

урок

3

2

1

урок

6

4

2

урок

6

4

2

48
1 класс 2 полугодие
Раздел
4.
Стилизация
урок
3
простых растительных форм
Выполнение упражнений в
урок
6
графике
Выполнение упражнений в
урок
6
цвете
Раздел 5. Стилизация
урок
3
насекомых
Стилизация бабочки в
урок
6
графике
Стилизации бабочки в цвете
урок
9
Раздел 6. Стилизация рыб
урок
3
8

32

16

2

1

4

2

4

2

2

1

4

2

6
2

3
1

Упражнения
3.1
3.2

4.1
4.2

5.1
5.2

Материалы и инструменты
для создания фактур
Получение необычных
фактур разными способами

6.1

6.2

1.1
1.2

1.3

2.1
2.2

3.1
3.3

4.1
4.2
4.3

5.1
5.2
5.3

Стилизация на
геометрических
в графике
Стилизация на
геометрических
в цвете

основе
фигур

урок

6

4

2

основе
фигур

урок

9

6

3

51
2 класс 1 полугодие
Раздел 1. Вводная беседа.
урок
2
Растительный орнамент
Способы построения
урок
2
орнамента
Выполнение эскиза
урок
4
растительного орнамента в
графике
Выполнение эскиза
урок
4
растительного орнамента в
цвете
Раздел 2. Декоративный
урок
2
натюрморт
Эскизы предметов
урок
2
тематического натюрморта
Выполнение работы в цвете.
урок
6
Раздел
3.
Стилизация
урок
2
сложных растительных форм
Выполнение упражнений в
урок
4
графике
Выполнение упражнений в
урок
4
цвете
48
2 класс 2 полугодие
Раздел
4.
Стилизация
урок
2
орнитоморфных форм

34

17

2

1

2

1

4

2

4

2

2

1

2

1

6
2

3
1

4

2

4

2

32

16

2

1

Освоение приемов
стилизации
Выполнение упражнений в
графике
Выполнение упражнений в
цвете
Раздел
5.
Стилизация
зооморфных форм
Зарисовки животных
Стилизация животных в
графике
Стилизация животных в
цвете

урок

2

2

1

урок

4

4

2

урок

4

4

2

урок

2

2

1

урок
урок

4
4

4
4

2
2

урок

4

4

2

9

51
3 класс 1 полугодие
урок
2

1.1
1.2
1.3

2.1
2.2

3.1
3.2

4.1

5.1

5.2
5.3

Раздел 1. Вводная беседа.
Декоративный натюрморт
Поиски композиции
декоративного натюрморта
Выполнение эскиза в
графике
Выполнение эскиза в цвете
Раздел
2.
Стилизация
природных форм.
«Подводный мир».
Стилизация рыб
Выполнение эскиза
композиции в графике
Раздел 3. Городской пейзаж.
Стилизация
Зарисовки городской
архитектуры
Выполнение эскиза
городского пейзажа в
графике
Раздел
4.
Декоративная
открытка. Стилизация
Выполнение эскиза открытки

34

17

2

1

урок

2

2

1

урок

2

2

1

урок
урок

2
2

2
2

1
1

урок
урок

2
4

2
4

1
2

урок

2

2

1

урок

2

2

1

урок

4

4

2

урок

4

4

2

урок

4

4

2

48
3 класс 2 полугодие
Раздел 5. Художественная
урок
4
роспись по дереву. Городец.
Способы выполнения
Выполнение упражнений для
урок
4
кистевой росписи. «Цветы,
травы»
Выполнение
упражнений
урок
4
«Птицы, кони».
Выполнение упражнений
урок
6
«Люди»
Раздел 6. Сельский пейзаж.
урок
2

32

16

4

2

4

2

4

2

6

3

2

2

Стилизация
6.1
6.2

Зарисовки
элементов
сельского пейзажа.
Выполнение эскиза
композиции в цвете.

урок

6

6

2

урок

8

8

4

51

34

17

10

4 класс 1 полугодие
урок
2

1.1
1.2
1.3

2.1.
2.2
2.3
2.4

3.1

4.1
4.2
4.3

5.1
5.2
5.3

6.1
6.2

Раздел 1. Вводная беседа.
Образ человека в народном
искусстве
Стилизация фигуры человека
Эскиз фигуры человека в
народном костюме
Декоративная композиция
«Зима»
Раздел
2.
Стилизация
природных и растительных
форм. Чудо-дерево.
Стилизация различных видов
деревьев
Выполнение эскиза в
графике
Выполнение эскиза в цвете
Декорирование изображения
геометрическим орнаментом
Раздел 3. Декоративная
открытка
Выполнение
эскиза
декоративной открытки

2

1

урок
урок

2
2

2
2

1
1

урок

4

4

2

урок

2

2

1

урок

4

4

2

урок

4

4

2

урок
урок

4
4

4
4

2
2

урок

2

2

1

урок

2

2

1

48
4 класс 2 полугодие
Раздел
4.
Стилизация
урок
2
портрета человека
Зарисовки портрета человека
урок
2
Упражнения на стилизацию
урок
2
портрета в графике
Упражнения на стилизацию
урок
4
портрета в цвете
Раздел 5. Стилизация
урок
2
фигуры человека
Наброски с фигуры человека
урок
2
Стилизация фигуры человека
урок
4
в графике
Стилизация фигуры человека
урок
4
в цвете
Раздел 6. Витраж.
урок
2
Декоративная композиция с
фигурой человека.
Поиски композиции для
урок
2
витража
Выполнение эскиза
урок
4
композиции в графике

32

16

2

1

2
2

1
1

4

2

2

1

2
4

1
2

4

2

2

1

2

1

4

2

11

6.3

2.1
2.2

2.3

3.1
3.2

4.1
4.2
4.3

Выполнение эскиза
композиции в цвете

урок

4

4

2

51
5 класс 1 полугодие

34

17

Раздел 1. Вводная беседа.
Монументальнодекоративная
композиция
Раздел 2. Костюм
Зарисовки народного
костюма
Создание эскиза
современного костюма с
элементами народного
Стилизация
костюма
на
основе геометрических форм
Раздел 3. Многофигурная
композиция. Стилизация
Зарисовки фигуры человека в
историческом костюме
Выполнение эскиза
многофигурной композиции

Раздел 4. Подготовка к
итоговой дипломной работе
Поиски материала для
итоговой работы
Зарисовки элементов
композиции
Выполнение эскиза для
итоговой работы

урок

2

2

1

урок
урок

2
2

2
2

1
1

урок

6

6

3

урок

6

6

3

урок

4

4

2

урок

6

6

3

урок

4

4

2

48
5 класс 2 полугодие

32

16

урок

4

4

2

урок

8

8

4

урок

10

10

5

урок

12

12

6

51

34

17

Содержание курса «Композиция прикладная»
Первый год обучения (1 класс)
33 часа аудиторной нагрузки и 66 часов самостоятельной работы 1.
Вводная беседа: «Основы декоративной композиции»
Цель: общее знакомство с предметом композиции, декоративной композиции.
Задачи: познакомиться с выразительными средствами композиции: роль линии, пятна,
эмоционального воздействия цвета. Выбор формата и размер плоскости изображения.
Понятие об организации изобразительной плоскости декоративной композиции. Равновесие
в композиции и выделение композиционного центра. Гармония цветовых отношений.
Материалы: листы формата А-4, карандаш, цветные карандаши или фломастеры.

12

Самостоятельная
работа:
просмотр
репродукций
и
видеоматериалов
по
декоративноприкладному искусству и декоративной композиции. Выполнить упражнения по
выразительным средствам композиции.
2. Геометрический орнамент. Виды и способы построения Цель: изучение понятия
«симметрия».
Задачи: познакомиться с видами и способами построения орнамента. Практическая работа:
составить варианты геометрического орнамента (форэскизы к работе в материале) и
выполнить цветовые решения в холодной и теплой гамме.
Материалы: листы формата А-4, карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
Самостоятельная работа: составить геометрический орнамент в круге.
3. Фактуры. Упражнения
Цель: научиться видеть фактуру в окружающей действительности.
Задачи: выполнить фактуры – ассоциации с природными фактурами (камня, дерева),
фактурами ткани, кожи и меха, фактурами металлов и др.
Практическая работа: для получения необычных эффектов фактуры выполняются разными
способами, используя различные материалы и инструменты.
Материалы: листы формата А 4, карандаш, тушь, гуашь, акварель, кисть, губка, мастихин,
зубная щетка, соль, дощечка из дерева и др.
Самостоятельная работа: выполнить упражнения на фактуру.
4. Стилизация простых растительных форм
Цель: изучение понятия «стилизация» как главного выразительного средства декоративной
композиции
Задачи: познакомиться со способами стилизации: членение плоскости с помощью кривых и
прямых линий, дробление изображения, членение по принципу симметрии и асимметрии,
схожесть предметов с геометрическими формами (стилизация формы).
Практическая работа: выполнить варианты декоративных стилизаций простых природных
форм – растительных элементов (травинки, одуванчика, березового листа) в графике и цвете.
Материалы: листы формата А 4, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные карандаши,
фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: зарисовки и стилизация растений и травинок.
5. Стилизация насекомых
Цель: развитие образного мышления.
Задачи: продолжение изучения понятия «стилизация». Создание выразительности и
цельности в композиции за счет соподчиненности линий и пятен и определенной цветовой
гармонии.
Практическая работа: выполнить варианты декоративных стилизаций насекомого (на выбор)
в графике и цвете.
Материалы: листы формата А 4, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные карандаши,
фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: стилизация бабочки.
6. Стилизация рыб
Цель: развитие образного мышления.
Задачи: продолжить изучение понятия «стилизация». Обучающиеся учатся обобщать
второстепенные детали и выделять главное в композиции.
Практическая работа: выполнить варианты декоративных стилизаций рыб на основе
геометрических фигур в графике и цвете. Материалы: листы формата А 4, карандаш, черная
13

гелевая ручка, тушь, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
работа: выполнить композицию «Подводный мир».

Самостоятельная

Второй год обучения (2 класс)
33 часов аудиторной нагрузки и 66 часов самостоятельной работы
1. Вводная беседа. Растительный орнамент
Цель: закрепление и углубление знаний по декоративной композиции.
Задачи: познакомиться с понятиями в композиции: силуэт, масштабность, равновесие
сюжетно-композиционного центра композиции. Статика и динамика в декоративной
композиции. Ритм как выразительное средство декоративной композиции. Продолжение
знакомства со способами построения орнамента.
Практическая работа: составить варианты растительного орнамента и выполнить цветовые
решения в холодной и теплой гамме.
Материалы: листы формата А 4, карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
Самостоятельная работа: составить растительный орнамент в круге.
2. Декоративный натюрморт
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося.
Задачи: достичь равновесия в композиции за счет выделения композиционного центра и
обобщения второстепенных деталей; создать цветовую гармонию в композиции с грамотно
подобранными тональными цветовыми отношениями.
Практическая работа: выбирается тема для натюрморта (например, «Фруктовый сад»,
«Театр», «Музыка»). Выполняются эскизы разных предметов: инструментов, кувшинов,
фруктов и др. Составляется тематический натюрморт. Композиция натюрморта делится на
части (стилизация) и выполняется в цвете. Материалы: листы формата А 4, А 3, карандаш,
цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
3. Стилизация сложных растительных форм Цель: развитие образного мышления.
Задачи: освоение приемов стилизации; владение выразительными возможностями линии,
пятна, цвета.
Практическая работа: выполнить варианты декоративных стилизаций более сложных
растительных форм (цветка, кленового листа) в графике и цвете. Материалы: листы формата
А 4, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: зарисовки растений.
4. Стилизация орнитоморфных форм
Цель: развитие художественной наблюдательности.
Задачи: освоение приемов стилизации; развитие исследовательских качеств.
Практическая работа: выполнить варианты декоративных стилизаций орнитоморфных форм
(птиц) в графике и цвете, просмотрев иллюстративный материал по птицам.
Материалы: листы формата А 4, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные карандаши,
фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала, зарисовки птиц. 5.
Стилизация зооморфных форм
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося. Задачи: освоение приемов
стилизации; развитие исследовательских качеств. Практическая работа: выполнить варианты
декоративных стилизаций зооморфных форм (животных) в графике и цвете, просмотрев
иллюстративный материал по диким и домашним животным.
14

Материалы: листы формата А 4, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные карандаши,
фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала, зарисовки животных.
Посещение зоопарка в парке им. А. Николаева.
Третий год обучения (3 класс)
33 часов аудиторной нагрузки и 66 часов самостоятельной работы
1. Вводная беседа. Декоративный натюрморт
Цель: закрепление и углубление знаний по декоративной композиции.
Задачи: развитие способности обучающихся образно мыслить. Овладение умением
органичного введения декора в композицию натюрморта. Знакомство с различными
способами стилизации декоративного натюрморта. Умение пользоваться иллюстративным
материалом.
Практическая работа: зарисовать предметы быта, выполнить переработку предметов в
декоративные формы; 1 вариант – графическое изображение декоративного натюрморта, 2
вариант – выполнение этого же натюрморта в цвете. Материалы: листы формата А 4, Черная
гелева ручка, карандаш, цветные карандаши или акварель.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
2. Стилизация природных форм. «Подводный мир».
Цель: развитие художественной наблюдательности.
Задачи: познакомиться с особенностями стилизации природных форм на основе
изображения рыбы. Изучить средства декорирования природной формы на основе различных
линий, пятна, точки, овладеть основными приемами их выполнения.
Практическая работа: выполнить упражнения по стилизации природной формы – рыбы,
используя
основные
элементы
графического
заполнения формы.
Поиски
образа декоративной рыбки.
Материалы: листы А 4, черный маркер, гелевая ручка.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по природным формам.
3. Городской пейзаж. Стилизация
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося.
Задачи: обучение приемам стилизации городских мотивов. Создание образа города, с
элементами памятников архитектуры.
Практическая работа: выполнить варианты декоративных стилизаций городского пейзажа в
графике и цвете.
Материалы: листы формата А 4, А 3, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные
карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: зарисовки частей города.
4. Декоративная открытка. Стилизация
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося.
Задачи: обучение приемам стилизации декоративных открыток на основе природных:
растительных, зооморфных и др. форм
Практическая работа: выполнить эскиз декоративной открытки, например: «Цветы и
бабочки», «Новогодние фантазии».
Материалы: листы формата А 4, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: зарисовки частей листьев, цветов, деревьев. 5.
Художественная роспись по дереву. Способы выполнения
15

Цель: знакомство с особенностями народных промыслов: «Городецкая роспись» Задачи:
обучение приемам выполнения различных элементов городецкой росписи.
Практическая работа: выполнить зарисовки основных элементов росписи, создать эскиз для
росписи деревянного изделия.
Самостоятельная работа: подобрать примеры работ мастеров городецкой росписи.
6. Сельский пейзаж. Стилизация
Цель: развитие образного мышления.
Задачи: освоение приемов стилизации панорамных, природных, растительных мотивов.
Создание образа деревни, сельской местности в композиции.
Практическая работа: выполнить варианты декоративных стилизаций сельского пейзажа в
графике и цвете.
Материалы: листы формата А 4, А 3, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные
карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: зарисовки деревенского дома, сельской местности.
Четвертый год обучения (4 класс)
33 часов аудиторной нагрузки и 66 часов самостоятельной работы
1. Вводная беседа. Образ человека в народном искусстве Цель: развитие образного
мышления.
Задачи: создание художественных образов в композиции, умение стилизовать изображение,
владение выразительными средствами композиции.
Практическая работа: выбрать материал, где будет присутствовать образ человека в
народном искусстве. Вариантами могут быть: кукла, матрешка, глиняная игрушка «барыня».
Сделать линейные наброски куклы.
Материалы: лист формата А 4, карандаш.
Самостоятельная работа: выполнить эскизы куклы в цвете. Посещение ЦСИ ЧГХМ.
2. Стилизация природных и растительных форм. Чудо-дерево.
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося
Задачи: освоение приемов декоративного преобразования природной формы, создание
художественного образа.
Практическая работа: выполнить декоративную переработку изображения дерева в цвете.
Материалы: лист формата А 3, карандаш, гуашь.
Самостоятельная работа: подбор материала, зарисовки деревьев
3. Стилизация портрета человека Цель: развитие образного мышления.
Задачи: освоение приемов стилизации портрета человека. Создание художественного образа
человека в композиции.
Практическая работа: просмотреть репродукции современных художников, модернизма на
тему стилизованного портрета. Выполнить варианты декоративных стилизаций портрета
человека в графике и цвете.
Материалы: листы формата А 4, А 3, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные
карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: подбор материала, зарисовки портрета человека.
4. Стилизация фигуры человека
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося.

16

Задачи: освоение приемов стилизации фигуры человека. Создание художественного образа
человека в композиции.
Практическая работа: просмотрев иллюстративный материал, выполнить варианты
декоративных стилизаций фигуры человека в графике и цвете.
Материалы: листы формата А 4, А 3, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные
карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: подбор материала, зарисовки фигуры человека.
5. Виды декорирования стекла. Декоративная композиция с фигурой человека.
Цель: развитие фантазии и воображения обучающегося.
Задачи: знакомство с видами декорирования стекла, изучение технологических особенностей
работы над витражом.
Практическая работа: выполнить упражнения по декоративной переработке фигуры
человека, для создания эскиза витража
Материалы и инструменты: формат А-4, А-3, черный маркер, акварель.
Самостоятельная работа:
выполнить варианты
эскизов
сувениров.
Просмотр видеоматериалов по витражу. Посещение КВЦ «Радуга»
Пятый год обучения (5 класс)
33часов аудиторной нагрузки и 66 часов самостоятельной работы
1. Вводная беседа. Монументально-декоративная композиция Цель:
закрепление знаний по декоративной композиции.
Задачи: знакомство с видами монументально-декоративного искусства. Закрепление
пройденного материала
и
усвоение
новых знаний
по
данной
теме. Развитие исследовательских качеств.
Самостоятельная работа: сбор материала по видам монументально-декоративного
искусства.
2. Костюм
Цель: воспитание духовно-нравственных качеств обучающегося.
Задачи: знакомство с простотой и функциональностью народного костюма, логичностью
форм и конструкций и в то же время многообразием внешнего вида за счет приемов
декоративного оформления. Изучение элементов русского народного костюма.
Практическая работа: собрать коллекцию из репродукций современной и народной одежды.
Выполнить эскиз простого современного текстильного изделия с элементами народного
костюма.
Материалы: лист формата А-4 карандаш, черная гелевая ручка, цветные карандаши,
фломастеры.
Самостоятельная работа: выполнить варианты эскизов моделей костюмов. Посещение
Чувашского национального музея.
3. Многофигурная композиция. Стилизация
Цель: развитие образного мышления.
Задачи: освоение приемов стилизации многофигурной композиции. Создание
художественного образа, интересного сюжета в композиции.
Практическая работа: просмотрев иллюстративный материал, выполнить варианты
декоративных стилизаций многофигурной композиции в графике и цвете.
Материалы: листы формата А-4, карандаш, черная гелевая ручка, тушь, цветные карандаши,
фломастеры, гуашь, кисти.
17

Самостоятельная работа: подбор материала, зарисовки фигуры человека.
4. Подготовка к итоговой дипломной работе
Цель: развитие
художественного вкуса.
Задачи: закрепление знаний и навыков работы в техниках декоративно-прикладного
искусства. Внимание индивидуальным способностям обучающегося.
Практическая работа: подбор материала, поиски вариантов эскизов к будущей итоговой
творческой работе.
Самостоятельная работа: изучение литературы, подбор репродукций и видеоматериалов.
Посещение КВЦ «Радуга».
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения предмета «Композиция прикладная» учащийся должен:
знать:
• основные элементы композиции, закономерности построения художественной
формы;
• принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его
применения для воплощения творческого замысла.
уметь:
• применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме,
линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных
работах;
• находить художественные средства, соответствующие композиционному
замыслу;
• находить живописно – пластические решения для каждой творческой задачи.
владеть:
• навыками по созданию композиционной художественно-творческой работы.
Требования к уровню подготовки выпускников
На экзамене по учебному предмету «Композиция прикладная» в рамках промежуточной
аттестации обучающиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки:
- знание выразительных средств и законов декоративной композиции; - умение образно
мыслить;
- умение стилизовать изображение;
- умение обобщать в декоративной композиции;
- умение подбирать колорит и цветовой строй декоративной композиции;
- навыки по организации изобразительной плоскости декоративной композиции; - наличие
кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и
корректирующую функции.
Оценка качества реализации образовательного процесса включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
18

Текущий контроль знаний обучающихся осуществляется преподавателем практически на
всех занятиях. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения тем по
учебному предмету «Композиция прикладная», а также для проверки самостоятельной
работы обучающихся, обсуждения этапов работы над композицией. Текущая аттестация
проводится по полугодиям в форме просмотра учебных и домашних работ обучающихся
преподавателями. А также проводится контрольный урок в конце учебного года. По
результатам текущей аттестации в конце полугодий учебного года выставляются оценки
обучающимся и итоговая оценка за год.
Формы промежуточной аттестации:
- Контрольный урок в виде просмотра творческих работ (проводится в счет аудиторного
времени);
- Экзамен (проводится во внеаудиторное время).
В рамках промежуточной аттестации проводятся просмотры учебных работ по предмету
«Композиция прикладная» на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Помимо просмотров в промежуточную аттестацию –проводится экзамен по предмету
«Композиция прикладная». По завершении изучения предмета «Композиция прикладная» по
итогам экзамена и просмотров в рамках промежуточной аттестации обучающимся
выставляется
оценка,
которая
заносится
в
свидетельство
об
окончании
общеобразовательного учреждения.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель ставит
перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач
оценивается работа ученика.
Выставляется оценка:
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа
отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом. 4
(хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи
преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по
невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная
помощь преподавателя.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой работы обучающихся в программе учебного предмета
«Композиция прикладная» предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на
различных этапах обучения, что позволяет преподавателю полнее учитывать
индивидуальные возможности и личностные особенности обучающегося, достигать более
высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей. Применяются
следующие средства дифференциации:
- разработка заданий различной трудности и объема;
- разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий; вариативность темпа освоения учебного материала;
- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
19

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является
формирование умения у обучающихся применять полученные ранее знания. При этом на
этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее
полученной информацией.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности. В процессе освоения программы
применяются 3 вида заданий:
- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией,
дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного
уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где обучающиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной
известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую обучающийся должен
осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих
знаний, найти способ изображения заданного.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа по предмету «Композиция прикладная» дает возможность
обучающемуся глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления
его творческой индивидуальности.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок,
галерей, музеев и т. д.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, конкурсах и
культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

20

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список
методической литературы
1.
Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов-на-Дону, «Феникс»
2000 2. Голубева О.Л. Основы композиции». М.: Издательский дом искусств, 2004
3. Енин А.А. Обухов И.Б. Основы композиции.
http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/index.html 4.
Зайцев А. Наука о цвете в живописи. М.: «Искусство»1986
5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий М.: «Легкая и
пищевая промышленность», 1981
6. Панксенов Г.И. Живопись форма, цвет, изображение. М.: «Академия», 2008
7. Цветоведение: Учебн. пособие для вузов, по спец. «Изобразит. искусство»,
«Декоративноприкладное искусство» и «Дизайн»/ С.П. Ломов, С.А. Аманжолов. —М. :
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.
8. Сборник заданий по цветоведению. Методические рекомендации для студентов
художественно-графического факультета и учащихся Иконописного отделения Одесской
Духовной семинарии. Одесса: 2017
Список учебной литературы
1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2004
2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,
2008
3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
4. Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция» / Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008
6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М: «Владос», 2008
7. Орнаменты народов мира. СПб, «Кристалл»,1998
8. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996
9. Халдина Е.Ф. Композиция в дизайне среды. Челябинск, 2007
Средства обучения
− материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
− наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
− демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные
модели;
− электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
− аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

21


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».