Описание Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "декоративно-прикладное творчество" Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Декоративно-прикладное творчество" разработана на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество», утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 855. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на: выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, а также работ в области декоративно-прикладного творчества; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Программа разработана с учетом: обеспечения преемственности программы "Декоративно-прикладное творчество" и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства; сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. Программа ориентирована на: воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год. Программа "Декоративно-прикладное творчество" может быть реализована в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. При приеме на обучение по программе "Декоративно-прикладное творчество" образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы. Минимум содержания программы «Декоративно-прикладное творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области художественного творчества: знания основных видов народного художественного творчества; знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства; умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел; навыков работы в различных техниках и материалах; навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; навыков подготовки работ к экспозиции; в области пленэрных занятий: знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами; знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность; умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок», «живопись», «композиция»; в области истории искусств: знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства; первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; умения использовать полученные теоретические знания в художественнотворческой деятельности. Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области художественного творчества: знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства; умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно -творческих работах; навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники; в области пленэрных занятий: знания закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа; умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей; в области истории искусств: знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества; навыков восприятия современного искусства. Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать: Рисунок: знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов перспективы; умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы; умение моделировать форму предметов тоном; умение последовательно вести длительную постановку; умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки выполнения линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры и материала предмета; навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. Живопись: знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; знание разнообразных техник живописи; знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды; умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; навыки использования основных техник и материалов; навыки последовательного ведения живописной работы. Композиция прикладная: знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы; знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах; умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу; умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; навыки по созданию композиционной художественнотворческой работы. Работа в материале: знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества; умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов; навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел; навыки работы в различных техниках и материалах. Беседы об искусстве: сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства; знание особенностей языка различных видов искусства; первичные навыки анализа произведения искусства; навыки восприятия художественного образа. История народной культуры и изобразительного искусства: знание основных этапов развития изобразительного искусства; знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства; знание основных понятий изобразительного искусства; знание основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве; знание основных центров народных художественных промыслов; умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников; навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; навыки анализа произведения изобразительного искусства. Пленэр: знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа; умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция; умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; навыки восприятия натуры в естественной природной среде; навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.