Муниципальноебюджетноеучреждениедополнительногообразования «Детскаяшколаискусствим. А.М. Михайлова» п. Опытный, Цивильского муниципального округа Чувашской Республики СОГЛАСОВАНО ПедагогическимсоветомМ БУДО «ДШИ А.М. Михайлова» Протокол №___ от«___»______ 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДШИА.М. Михайлова» Л. В. Федорова от « »________2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.03.ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.03. УП.01. ПЛЕНЭР п. Опытный, 2023г. 1 Содержание 1. Пояснительнаязаписка 2. Содержаниеучебногопредмета 3. Требованиякуровнюподготовкиобучающихся 4. Формыиметодыконтроля,системаоценок 5. Методическоеобеспечениеучебного процесса 6. Списокрекомендуемойлитературы 2 1. Пояснительнаязаписка Максимальнаяучебная нагрузка Т.п.–творческийпросмотр 28 28 28 28 5 7 8 28 28 9 10 28 112 Т.п. 28 4 Т.п. 4 Т.п. Промежуточная аттестация 28 Т.п. Практические занятия(количествочасо ввгод) 3 3 Полугодия 5 6 Т.п. 2 Вид учебной работы,аттестации, учебнойнагрузки Всегочасов Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федераль ных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразов ательным программам в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладноетво рчество». Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр)-неотъемлемая часть учебного проце сса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал дляработы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с раз личными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов. Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живоп иси. В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения,покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделениесюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнут ость, целостность), а также все виды рисунка:от быстрого линейного наброска, кратковрем енных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотиво в применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, паралле лепипеда, шара, конуса, пирамиды. При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях сельскойместности. Срок реализации учебного предмета При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество» снормативными сроками обучения 8 лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 года со второго класса. Классы 28 112 Содержание учебного предмета и годовые требования для дополнительного годаобучения по учебному предмету «Пленэр» образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно. Занятияпленэроммогутпроводитьсярассредоточеновразличныепериодыучебного года, а также – одну неделю в июне месяце. Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28 часов в год. Форма проведенияучебныхзанятий Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практичес ких занятий (численностью от 4 до 10 человек) на открытом воздухе. В случае плохой погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном идругих музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных. Цели учебного предмета: - художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественноисполнительских и теоретических знаний; - воспитание любви и бережного отношения к родной природе; - подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения. Задачи учебногопредмета: - приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения; - развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже снатуры; - приобретениенавыковработынадэтюдом(снатурырастительныхиархитектурныхм отивов),фигурычеловека напленэре; - формирование умений находить необходимый выразительный метод (графическийилиживописныйподходврисунках)впередаченатуры. Методыобучения Длядостиженияпоставленнойцелииреализациизадачпредметаиспользуютсяследующ ие методыобучения: - словесный(объяснение,беседа,рассказ); - наглядный(показ,наблюдение,демонстрацияприемовработы); - практический; - эмоциональный(подборассоциаций,образов,созданиехудожественныхвпечатлени й). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательнойпрограммыявляютсянаиболеепродуктивнымиприреализациипоставленных целейизадач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традицияхизобразительноготворчества. Обоснованиеструктурыпрограммыучебногопредмета ОбоснованиемструктурыпрограммыявляютсяФГТ,отражающиевсеаспектыработыпре подавателясучеником. Программасодержитследующиеразделы: - сведенияозатратахучебноговремени,предусмотренногонаосвоениеучебногопредмет а; - распределениеучебногоматериалапогодамобучения; - описаниедидактическихединиц; - требованиякуровнюподготовкиобучающихся; - формыиметоды контроля,системаоценок; - методическоеобеспечение учебногопроцесса. Всоответствиисданныминаправлениямистроитсяосновнойразделпрограммы «Содержаниеучебногопредмета». 4 2. Содержаниеучебногопредмета При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активнаяисследовательскаядеятельность,изучаетсяокружающиймир,отрабатываютсянавык иработысматериалом,закладываютсяосновыпрофессиональногоремесла. Обучениепроисходит,главнымобразом,какрешениезадачпокомпозиции,рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение понагляднымобразцамипрактическаяработаснатуры,вкоторойполовинавремениотводитсяна графику,половина–на живопись.Техникаисполненияиформатработобсуждаются спреподавателем. Темывпрограммеповторяютсяспостепеннымусложнениемцелейизадачнакаждомгоду обучения. Учащиеся первого года обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретаютпервоначальныенавыкипередачисолнечногоосвещения,изменениялокальногоц вета,учатсяпоследовательновестизарисовкииэтюдыдеревьев,неба,животных,птиц,человека, знакомятсяслинейнойивоздушнойперспективой,изучаютпроизведенияхудожников на выставках,в музеях,картинных галереях,по видеофильмам и учебнойлитературе вбиблиотекешколы. Учащиеся второгогодаобучениярешаютзадачинацветовыеитональныеотношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости вглубокомпространстве,знакомятсясразличнымихудожественнымиматериаламипривыполн ении рисунковживотных,птиц,фигурычеловека,архитектурныхмотивов. Учащиеся третьегогодаобученияразвиваютнавыкииуменияввыполнениипейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишутнатюрморты,используяширокийспектрцветовыхоттенков,совершенству юттехнические приемы работы с различными художественными материалами. Учащиеся четвертого года обучения решают более сложные задачи на созданиеобраза,развиваютуменияинавыкиввыполнениипейзажа вопределенномколорите,передачеточныхтональныхицветовыхотношенийвнатюрмортахнап ленэре,самостоятельновыбираютвыразительныеприемыисполнения. Знакомствоспредметом «Пленэр» Кратковременные этюды пейзажа на большиеотношения Наброски,зарисовкиптиц,этюдыживотных, фигуры человека Архитектурныемотивы (малыеархитектурныеформы) Натюрмортна пленэре Линейнаяперспективаограниченного пространства Световоздушнаяперспектива 5 Практические занятия Наименованиетемы Максимальна яучебнаянагр узка Видучебного занятия Учебно-тематическийплан Первый годобучения практ. работа практ.работа 4 4 4 4 практ. работа практ. работа практ. работа практ. работа практ.работа 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 Практические занятия Наименованиетемы Максимальнаяу чебнаянагрузка Видучебного занятия Второй годобучения Зарисовкипервоплановыхэлементовпейзажа.Этюды деревьев Кратковременныеэтюдыпейзажанабольшие отношениянебакземле Архитектурныемотивы практ. работа практ. работа практ.работа 4 4 4 4 4 4 Натюрмортнапленэре 4 4 Наброски, зарисовки иэтюды птиц,животныхи человека Линейнаяперспективаглубокогопространства практ. работа практ. работа практ.работа 4 4 4 4 Световоздушнаяперспектива практ.работа 4 4 Зарисовкииэтюдыпервоплановыхэлементовпейзажа Кратковременныеэтюды изарисовкипейзажана большиеотношения Архитектурныемотивы Натюрмортна пленэре Зарисовкииэтюдыптиц,животныхифигуры человека Линейнаяперспективаглубокогопространства Световоздушнаяперспектива 6 практ.работ а практ. работа практ. работа практ. работа практ. работа практ. работа практ.работ а Практические занятия Наименованиетемы Максимальнаяу чебнаянагрузка Видучебного занятия Третий годобучения 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 Зарисовкииэтюдыпервоплановыхэлементовпейзажа Практические занятия Наименованиетемы Максимальнаяу чебнаянагрузка Видучебного занятия Четвертый годобучения практ. работа практ. работа практ.работа 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 Линейнаяперспектива практ. работа практ. работа практ.работа 4 4 Световоздушнаяперспектива практ.работа 4 4 Этюдыизарисовкипейзажей Архитектурныемотивы Натюрмортна пленэре Зарисовкии этюдыптиц,животныхи фигуры человека Содержание тем. Годовые требования Первый годобучения Тема1. Знакомство с предметом «Пленэр».Ознакомление с основными отли чиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных задач по месту и времени сбора,оснащению и основным правилам работы. Зарисовки и этюды пер воплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха). Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения. Зарисовка ствола дерева. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле.Зн акомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов. Из менение локальногоцвета. Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с высокой и низкой линией горизонта.Зарисовка стволов берез(на светлом фоне неба и на темном фоне зелени). Тема 3. Наброски, зарисовкиптиц, этюды животных, фигуры человека. П ередача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта. Тема 4. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы).Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки счастью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с час тью сквера. Материал. Карандаш, тушь, маркер, акварель. Тема 5. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа 7 растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения. Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане. Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства. Знакомство с визуальными зменением размера предметов в пространстве на примере городског о дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращен ий пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с о кном, части крыши с чердачным окном. Тема7.Световоздушнаяперспектива. Определение правильных цвето - тональных отношений пространственных п ланов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем. Второй год обучения Тема1.Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев. Об разное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев (монохром). Тема2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к з емле. Зарисовки цветов и растений. Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Выявление возможностей акварельныхкрасоквпередачеразличногосостоянияприроды. Использование различ ных приемов работы карандашом. Этюды на большие отношения неба к земле приемом alaprima приразномосвещении. Зарисовки разных по форме цветов и расте ний. Тема3. Архитектурные мотивы. Выявление характерных цветовых и тонов ых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением. Совершенствование навыков работы в технике a laprima, дальнейшее обогащение живописной палитры. Этюд дома сдеревьями и частью забора. Зарисовки не сложн ых архитектурных сооружений. Тема 4. Натюрморт на пленэре. Определение правильных цветотональных отношений. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения,решения тонально -цветовых отношений,градации теплохолодности. Два этюда букетика цветов (на с ветлом и на тёмном фоне). Зарисовки корней деревьев с нижней частью ствола. Тема 5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека. Овлад ение приемами быстрого, линейного, линейноцветового,линейно-тонального изображения животных и птиц. Выявление в набросках и этюдах характерных движений. Грамотная компоновка нескольких изображений. Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Практическое знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная передача 8 тональны и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок дома с частью улицы, уходящейв глубину. Этюд части дома с окном или крылечком и части улицы. Тема 7. Световоздушная перспектива. Объемно-пространственное восприятие пейзажа. Красивое ритмическое расположение влистепятенилиний. Из менение цвета в пространстве. Этюд и зарисовки группы деревьев на фоне дальнего пейзажа (два этюда–со светлыми и с темными стволами). Третий год обучения Тема1.Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Интересно е композиционное решение. Использование различных приемов работы акварелью и карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны, деревья, кустарники. Материал. Карандаш, акварель, фломастер. Тема2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отнош ения. Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение харак тера освещения. Этюды и зарисовки на различные состояния с разными композиционными задачами. Тема3. Архитектурные мотивы. Передача пропорций архитектурных частей здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тонов ых и цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма (колокольни, барабан ов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.) Тема4. Натюрморт на пленэре. Совершенствование навыков работы с аквар елью в условиях пленэрного освещения. Разнообразие рефлексов. Умение находить гармоничные цветовые и тоновые отношения. Зарисовки и этюды букета цветов в вазе на солнце и в тени. Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Совершенствование навыков передачи характера движений и поз домаш них и диких животных. Пластика фигуры человека. Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Дальнейшее изуч ение линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с различными материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах. Этюды мостков на рек е, причалов для лодок. Тема 7. Световоздушная перспектива. Передача плановости в пейзаже. Цел ьность восприятия. Выделение композиционного центра. Этюд и зарисовка холмис того или разнопланового пейзажа с постройками. Четвертый год обучения Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Самостоя тельный подход к выбору интересного сюжета. Использование подходящих технических возможностей для создания определенного образа. Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья деревьев с частью ствола. Различные постройки. Тема 2. Этюды и зарисовки пейзажей. Решение композиционного центра. 9 Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыковработыразл ичнымихудожественнымиматериалами. Пейзаж городских окраин. Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление эстетических качеств архитект урного мотива. Образное решение здания. Грамотная последовательность в работе. Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с храмом или другим крупным сооружение м. Тема 4. Натюрморт на пленэре. Передача цветовых и тональных отношений. Образное решение натюрморта. Передача материальности и фактуры п редметов. Рисунок натюрморта из предметов дачного быта. Этюд натюрморта из по добных предметов. Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Связь со станковой композицией. Поискживописно-пластического решения. Закрепление те хнических приемов работы с различными материалами. Этюды сюжетов в зоопарке, в городском саду, на рынке. Тема 6. Линейная перспектива.Творческий подход в выборе приемов и сред ств композиции. Выразительность линейного рисунка. Цельность колористического решения. Подробная детализация переднего плана. Этюды и зар исовки натюрморта в пейзаже. Натюрморт походного быта. Тема 7. Световоздушная перспектива. Плановость в пейзаже. Изменение ц вет в зависимости от расстояния. Совершенствование методов работы с акварелью и другими материалами. Зарисовка и этюды озера, реки или иного водоема со стеной леса или с городскими постройками на дальнем берегу. . Требования к уровню подготовки обучающихся. Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: знание о закономерностях построения художественной формы и особенносте й ее восприятия и воплощения; знаниеспособовпередачипространства,движущейсяименяющейсянатуры,зако новлинейнойперспективы,равновесия,плановости; умениепередаватьнастроение,состояниевколористическомрешениипейзажа; умениеприменятьсформированныенавыкипоучебнымпредметам:рисунок,жив опись,композиция; умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; навыки восприятия натуры в естественной природной среде; навыки передачи световоздушной перспективы; навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей. Формы и методы контроля, система оценок 10 Программа предусматривает текущий контроль успеваемости и промежуточн ую аттестацию. Текущий контрольуспеваемости подразумевает выставление оценок за каждо е задание («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Промежуточная аттестаци я проводится в форме просмотров учебных работ учащихся в конце пленэра с выставлением оценок. Просмотры проводятся за счета удиторного времени. Критерии оценок Оценка 5 («отлично») предполагает: грамотную компоновку в листе; точныйиаккуратновыполненныйподготовительныйрисунок(приработесцвето м); соблюдение правильной последовательности ведения работы; свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета; свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом световоздушной среды; грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве; грамотноеиспользованиевыразительныхособенностейприменяемыхматериало витехник; цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу; самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе. Оценка 4 («хорошо») предполагает: небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке; неумениесамостоятельновыявлятьнедочетывработе,носамостоятельноисправ лятьошибкиприуказаниинаних; незначительные недочеты в тональном и цветовом решении; недостаточная моделировка объемной формы; незначительныеошибкивпередачепространственныхпланов.Оценка3(«удовле творительно»)предполагает: существенные ошибки, допущенные при компоновке; грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка; грубые ошибки в тональных отношениях; серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении; небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершен ности; неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе. Методическое обеспечение учебного процесса Предложенные в настоящей программе темы заданий следует рассматривать как рекомендательные. Педагог должен исходить из конкретных условий работы с натуры. Входе планирования учебных задач обязательным моментом является 11 четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме объясняет детям, как достичь данной цели. Предлагается следующая схема этапов выполнения задан ии: Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художниковклассиков и в работах учащихся (из методического фонда). Выбор точки зрения. Выбор формата изображения. Определение пропорций, движения и характера пространственных планов. Проработка деталей композиционного центра. Передача больших тоновых и цветовых отношений. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с учетом воздушной перспективы. Подчинение всех частей изображения целому. Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастерклассы» для учащихся. Для успешного изучения новогоучебного материала желате льно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе. Средства обучения материальные: индивидуальные художественные принадлежности, натюрмортный фонд; наглядно-плоскостные: наглядныеметодическиепособия, плакаты, фондработ учащихся, иллюстрации; демонстрационные: муляжи, чучелаптициживотных, гербарии, демонстрацио нныемодели, натюрмортный фонд; электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультим едийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные:слайд-фильмы,видеофильмы,учебныекинофильмы,аудиозаписи. 12 Список рекомендуемой литературы Методическая литература БедаГ.В.Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. -М.,1981 Волков Н.Н. Цвет в живописи.-М.: Искусство,1985 Кузин В.С. Наброски и зарисовки.-М.,1981 Маслов Н.Я.Пленэр.–М.:Просвещение,1984 Ростовцев Н.Н.Академический рисунок.-М:Просвещение,1973 ТютюноваЮ.М.Пленэр:наброски,зарисовки,этюды.– М.:АкадемическийПроект, 2012 Барщ А.О. Наброски и зарисовки.- М.:Искусство, 1970. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.–М.:Высшаяшкола,1992 Шорохов Е.В. Композиция. -М.:Просвещение, 1986 Учебная литература Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа.–М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2008 Луковенко Б.А. Рисунок пером.–М.:Просвещение, 2000 Сокольникова Н.М. Основы композиции.–Обнинск:Титул,- 1996 Сокольникова Н.М. Основы рисунка.–Обнинск:Титул,-1998 СокольниковаН.М.Изобразительноеискусство.Часть2.Основыживописи. – Обнинск:Титул,-1996 13