пленэр

Муниципальноебюджетноеучреждениедополнительногообразования
«Детскаяшколаискусствим. А.М. Михайлова» п. Опытный, Цивильского
муниципального округа Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО
ПедагогическимсоветомМ
БУДО «ДШИ
А.М. Михайлова»
Протокол №___
от«___»______ 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ДШИА.М. Михайлова»
Л. В. Федорова
от « »________2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.03.ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПРОГРАММА
по учебному предмету
ПО.03. УП.01.
ПЛЕНЭР

п. Опытный, 2023г.
1

Содержание
1.

Пояснительнаязаписка

2.

Содержаниеучебногопредмета

3.

Требованиякуровнюподготовкиобучающихся

4.

Формыиметодыконтроля,системаоценок

5.

Методическоеобеспечениеучебного процесса

6.

Списокрекомендуемойлитературы

2

1.

Пояснительнаязаписка

Максимальнаяучебная
нагрузка
Т.п.–творческийпросмотр

28

28

28

28

5

7

8
28

28

9

10
28

112

Т.п.

28

4

Т.п.

4

Т.п.

Промежуточная
аттестация

28

Т.п.

Практические
занятия(количествочасо
ввгод)

3

3
Полугодия
5
6

Т.п.

2

Вид учебной
работы,аттестации,
учебнойнагрузки

Всегочасов

Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федераль
ных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразов
ательным программам в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладноетво
рчество».
Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр)-неотъемлемая часть учебного проце
сса, в
котором
применяются
навыки,
формируемые
в
рамках
различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой
для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся
собирают материал дляработы над композицией, изучают особенности работы над
пейзажем:
законы
линейной
и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с раз
личными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими
работами художников-пейзажистов.
Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живоп
иси.
В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача
движения,покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и
асимметрия, выделениесюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнут
ость, целостность), а также все виды рисунка:от быстрого линейного наброска, кратковрем
енных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотиво
в применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, паралле
лепипеда, шара, конуса, пирамиды.
При
выполнении
живописных
этюдов используются
знания
основ
цветоведения, навыки
работы с акварелью, умения
грамотно
находить тоновые и цветовые отношения.
Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях
сельскойместности.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество»
снормативными сроками обучения 8 лет учебный предмет «Пленэр» осваивается 4 года со
второго класса.
Классы

28

112

Содержание учебного предмета и годовые требования для дополнительного
годаобучения по учебному
предмету «Пленэр» образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.

Занятияпленэроммогутпроводитьсярассредоточеновразличныепериодыучебного
года, а также – одну неделю в июне месяце.
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28 часов
в год.
Форма проведенияучебныхзанятий
Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых практичес
ких занятий (численностью от 4 до 10 человек) на открытом воздухе. В случае плохой
погоды уроки можно проводить в краеведческом, зоологическом, литературном идругих
музеях, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают
зарисовки бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.
Цели учебного предмета:
- художественно-эстетическое
развитие
личности
ребенка,
раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественноисполнительских и теоретических знаний;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
- подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения.
Задачи учебногопредмета:
- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;
- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже
снатуры;
- приобретениенавыковработынадэтюдом(снатурырастительныхиархитектурныхм
отивов),фигурычеловека напленэре;
- формирование умений находить необходимый выразительный метод
(графическийилиживописныйподходврисунках)впередаченатуры.
Методыобучения
Длядостиженияпоставленнойцелииреализациизадачпредметаиспользуютсяследующ
ие методыобучения:
- словесный(объяснение,беседа,рассказ);
- наглядный(показ,наблюдение,демонстрацияприемовработы);
- практический;
- эмоциональный(подборассоциаций,образов,созданиехудожественныхвпечатлени
й).
Предложенные
методы
работы
в
рамках
предпрофессиональной
образовательнойпрограммыявляютсянаиболеепродуктивнымиприреализациипоставленных
целейизадач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традицияхизобразительноготворчества.
Обоснованиеструктурыпрограммыучебногопредмета
ОбоснованиемструктурыпрограммыявляютсяФГТ,отражающиевсеаспектыработыпре
подавателясучеником.
Программасодержитследующиеразделы:
- сведенияозатратахучебноговремени,предусмотренногонаосвоениеучебногопредмет
а;
- распределениеучебногоматериалапогодамобучения;
- описаниедидактическихединиц;
- требованиякуровнюподготовкиобучающихся;
- формыиметоды контроля,системаоценок;
- методическоеобеспечение учебногопроцесса.
Всоответствиисданныминаправлениямистроитсяосновнойразделпрограммы
«Содержаниеучебногопредмета».
4

2.
Содержаниеучебногопредмета
При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется
активнаяисследовательскаядеятельность,изучаетсяокружающиймир,отрабатываютсянавык
иработысматериалом,закладываютсяосновыпрофессиональногоремесла.
Обучениепроисходит,главнымобразом,какрешениезадачпокомпозиции,рисунку
и
живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение
понагляднымобразцамипрактическаяработаснатуры,вкоторойполовинавремениотводитсяна
графику,половина–на
живопись.Техникаисполненияиформатработобсуждаются
спреподавателем.
Темывпрограммеповторяютсяспостепеннымусложнениемцелейизадачнакаждомгоду
обучения.
Учащиеся первого года обучения по учебному предмету «Пленэр»
приобретаютпервоначальныенавыкипередачисолнечногоосвещения,изменениялокальногоц
вета,учатсяпоследовательновестизарисовкииэтюдыдеревьев,неба,животных,птиц,человека,
знакомятсяслинейнойивоздушнойперспективой,изучаютпроизведенияхудожников
на
выставках,в музеях,картинных галереях,по видеофильмам и учебнойлитературе
вбиблиотекешколы.
Учащиеся второгогодаобучениярешаютзадачинацветовыеитональныеотношения в
пейзаже,
развивают
навыки
передачи
пленэрного
освещения,
плановости
вглубокомпространстве,знакомятсясразличнымихудожественнымиматериаламипривыполн
ении рисунковживотных,птиц,фигурычеловека,архитектурныхмотивов.
Учащиеся третьегогодаобученияразвиваютнавыкииуменияввыполнениипейзажей
на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные
архитектурные
фрагменты
и
сооружения
в
линейной
и
воздушной
перспективе, пишутнатюрморты,используяширокийспектрцветовыхоттенков,совершенству
юттехнические приемы работы с различными художественными материалами.
Учащиеся четвертого года обучения решают более сложные задачи на
созданиеобраза,развиваютуменияинавыкиввыполнениипейзажа
вопределенномколорите,передачеточныхтональныхицветовыхотношенийвнатюрмортахнап
ленэре,самостоятельновыбираютвыразительныеприемыисполнения.

Знакомствоспредметом «Пленэр»
Кратковременные этюды пейзажа на
большиеотношения
Наброски,зарисовкиптиц,этюдыживотных,
фигуры человека
Архитектурныемотивы
(малыеархитектурныеформы)
Натюрмортна пленэре
Линейнаяперспективаограниченного
пространства
Световоздушнаяперспектива
5

Практические
занятия

Наименованиетемы

Максимальна
яучебнаянагр
узка

Видучебного
занятия

Учебно-тематическийплан
Первый годобучения

практ.
работа
практ.работа

4

4

4

4

практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа
практ.работа

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Практические
занятия

Наименованиетемы

Максимальнаяу
чебнаянагрузка

Видучебного
занятия

Второй годобучения

Зарисовкипервоплановыхэлементовпейзажа.Этюды
деревьев
Кратковременныеэтюдыпейзажанабольшие
отношениянебакземле
Архитектурныемотивы

практ.
работа
практ.
работа
практ.работа

4

4

4

4

4

4

Натюрмортнапленэре

4

4

Наброски, зарисовки иэтюды птиц,животныхи
человека
Линейнаяперспективаглубокогопространства

практ.
работа
практ.
работа
практ.работа

4

4

4

4

Световоздушнаяперспектива

практ.работа

4

4

Зарисовкииэтюдыпервоплановыхэлементовпейзажа
Кратковременныеэтюды изарисовкипейзажана
большиеотношения
Архитектурныемотивы
Натюрмортна пленэре
Зарисовкииэтюдыптиц,животныхифигуры
человека
Линейнаяперспективаглубокогопространства
Световоздушнаяперспектива

6

практ.работ
а
практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа
практ.
работа
практ.работ
а

Практические
занятия

Наименованиетемы

Максимальнаяу
чебнаянагрузка

Видучебного
занятия

Третий годобучения

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Зарисовкииэтюдыпервоплановыхэлементовпейзажа

Практические
занятия

Наименованиетемы

Максимальнаяу
чебнаянагрузка

Видучебного
занятия

Четвертый годобучения

практ.
работа
практ.
работа
практ.работа

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Линейнаяперспектива

практ.
работа
практ.
работа
практ.работа

4

4

Световоздушнаяперспектива

практ.работа

4

4

Этюдыизарисовкипейзажей
Архитектурныемотивы
Натюрмортна пленэре
Зарисовкии этюдыптиц,животныхи фигуры человека

Содержание тем. Годовые требования
Первый годобучения
Тема1. Знакомство с предметом «Пленэр».Ознакомление с основными отли
чиями пленэрной практики от работы в помещении. Решение организационных
задач
по
месту
и времени сбора,оснащению и основным правилам работы. Зарисовки и этюды пер
воплановых элементов пейзажа (розетка листьев одуванчика, лопуха).
Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения.
Зарисовка ствола дерева. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле.Зн
акомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов. Из
менение локальногоцвета. Этюды пейзажей на отношение «небо-земля» с
высокой и низкой линией горизонта.Зарисовка стволов берез(на светлом фоне неба
и на темном фоне зелени).
Тема 3. Наброски, зарисовкиптиц, этюды животных, фигуры человека. П
ередача особенностей пропорций, характерных поз, движений. Развитие
наблюдательности. Работа одним цветом с использованием силуэта.
Тема
4.
Архитектурные
мотивы
(малые
архитектурные
формы).Передача тональных отношений с четко выраженным контрастом. Работа
тенями. Этюд калитки счастью забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с час
тью сквера.
Материал. Карандаш, тушь, маркер, акварель.
Тема 5. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа
7

растительного мотива. Умение находить гармоничные цветовые отношения.
Использование различных приемов работы карандашом и приемов работы с
акварелью. Рисунок ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане.
Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства. Знакомство
с визуальными зменением размера предметов в пространстве на примере городског
о дворика. Определение горизонта, изучение закономерности визуальных сокращен
ий пространственных планов. Зарисовка крыльца с порожками. Этюд угла дома с о
кном, части крыши с чердачным окном.
Тема7.Световоздушнаяперспектива.
Определение правильных цвето - тональных отношений пространственных п
ланов. Изменение цвета зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Этюд
пейзажа с постройкой на среднем плане. Зарисовка дома с пейзажем.
Второй год обучения
Тема1.Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев. Об
разное восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или
графический подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры.
Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев (монохром).
Тема2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к з
емле. Зарисовки цветов и растений. Развитие пленэрного цветоощущения, передача
общего тона и тонально цветовых отношений в пейзаже. Выявление возможностей
акварельныхкрасоквпередачеразличногосостоянияприроды. Использование различ
ных приемов работы карандашом. Этюды на большие отношения неба к земле
приемом alaprima приразномосвещении. Зарисовки разных по форме цветов и расте
ний.
Тема3. Архитектурные мотивы. Выявление характерных цветовых и тонов
ых контрастов натуры и колористическая связь их с окружением.
Совершенствование навыков работы в технике a laprima, дальнейшее обогащение
живописной палитры. Этюд дома сдеревьями и частью забора. Зарисовки не сложн
ых архитектурных сооружений.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Определение правильных цветотональных
отношений. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения,решения тонально
-цветовых отношений,градации теплохолодности. Два этюда букетика цветов (на с
ветлом и на тёмном фоне). Зарисовки корней деревьев с нижней частью ствола.
Тема 5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека. Овлад
ение приемами быстрого, линейного, линейноцветового,линейно-тонального изображения животных и птиц. Выявление в
набросках
и
этюдах
характерных
движений.
Грамотная компоновка нескольких изображений.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Практическое
знакомство с передачей перспективы на конкретном примере. Грамотная передача
8

тональны и цветовых отношений с учетом перспективы. Рисунок дома с частью
улицы, уходящейв глубину. Этюд части дома с окном или крылечком и части улицы.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Объемно-пространственное
восприятие пейзажа. Красивое ритмическое расположение влистепятенилиний. Из
менение цвета в пространстве. Этюд и зарисовки группы деревьев на фоне
дальнего пейзажа (два этюда–со светлыми и с темными стволами).
Третий год обучения
Тема1.Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Интересно
е композиционное решение. Использование различных приемов работы акварелью
и карандашом. Тропинки, аллеи, крутые склоны, деревья, кустарники.
Материал. Карандаш, акварель, фломастер.
Тема2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отнош
ения. Целостность восприятия натуры и цельность ее изображения. Изучение харак
тера освещения. Этюды и
зарисовки
на различные состояния с
разными
композиционными задачами.
Тема3. Архитектурные мотивы. Передача пропорций архитектурных
частей здания. Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тонов
ых и цветовых контрастов. Рисунок и этюд фрагментов храма (колокольни, барабан
ов с луковицами, оконных проемов с решетками и т.д.)
Тема4. Натюрморт на пленэре. Совершенствование навыков работы с аквар
елью в условиях пленэрного освещения. Разнообразие рефлексов. Умение находить
гармоничные цветовые и тоновые отношения. Зарисовки и этюды букета цветов в
вазе на солнце и в тени.
Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры
человека. Совершенствование навыков передачи характера движений и поз домаш
них и диких животных. Пластика фигуры человека.
Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Дальнейшее изуч
ение линейной и воздушной перспективы. Развитие навыков работы с различными
материалами. Рисунок лодок, катеров в различных ракурсах. Этюды мостков на рек
е, причалов для лодок.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Передача плановости в пейзаже. Цел
ьность восприятия. Выделение композиционного центра. Этюд и зарисовка холмис
того или разнопланового пейзажа с постройками.
Четвертый год обучения
Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Самостоя
тельный подход к
выбору
интересного
сюжета.
Использование
подходящих технических возможностей для создания определенного образа.
Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья деревьев с
частью
ствола. Различные постройки.
Тема 2. Этюды и зарисовки пейзажей. Решение композиционного центра.
9

Грамотное построение пространства. Плановость. Закрепление навыковработыразл
ичнымихудожественнымиматериалами. Пейзаж городских окраин.
Тема 3. Архитектурные мотивы. Выявление эстетических качеств архитект
урного мотива. Образное решение здания. Грамотная последовательность в работе.
Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с храмом или другим крупным сооружение
м.
Тема 4. Натюрморт на пленэре. Передача цветовых и тональных
отношений. Образное решение натюрморта. Передача материальности и фактуры п
редметов. Рисунок натюрморта из предметов дачного быта. Этюд натюрморта из по
добных предметов.
Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Связь со
станковой композицией. Поискживописно-пластического решения. Закрепление те
хнических приемов работы с различными материалами. Этюды сюжетов в
зоопарке, в городском саду, на рынке.
Тема 6. Линейная перспектива.Творческий подход в выборе приемов и сред
ств композиции.
Выразительность
линейного
рисунка.
Цельность
колористического решения. Подробная детализация переднего плана. Этюды и зар
исовки натюрморта в пейзаже. Натюрморт походного быта.
Тема 7. Световоздушная перспектива. Плановость в пейзаже. Изменение ц
вет в зависимости от расстояния. Совершенствование методов работы с акварелью
и другими материалами. Зарисовка и этюды озера, реки или иного водоема
со стеной леса или с городскими постройками на дальнем берегу.
.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Результатом
освоения программы «Пленэр» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание о закономерностях построения художественной формы и особенносте
й ее восприятия и воплощения;
знаниеспособовпередачипространства,движущейсяименяющейсянатуры,зако
новлинейнойперспективы,равновесия,плановости;
умениепередаватьнастроение,состояниевколористическомрешениипейзажа;
умениеприменятьсформированныенавыкипоучебнымпредметам:рисунок,жив
опись,композиция;
умение
сочетать различные виды этюдов,
набросков в
работе
над композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Формы и методы контроля, система оценок
10

Программа предусматривает текущий контроль успеваемости и промежуточн
ую аттестацию.
Текущий контрольуспеваемости подразумевает выставление оценок за каждо
е задание («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Промежуточная аттестаци
я проводится в форме просмотров учебных работ учащихся в конце пленэра с
выставлением оценок. Просмотры проводятся за счета удиторного времени.
Критерии оценок
Оценка 5 («отлично») предполагает:
грамотную компоновку в листе;
точныйиаккуратновыполненныйподготовительныйрисунок(приработесцвето
м);
соблюдение правильной последовательности ведения работы;
свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;
свободное владение передачей тональных и
цветовых отношений
с
учетом световоздушной среды;
грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;
грамотноеиспользованиевыразительныхособенностейприменяемыхматериало
витехник;
цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;
самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.
Оценка 4 («хорошо») предполагает:
небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;
неумениесамостоятельновыявлятьнедочетывработе,носамостоятельноисправ
лятьошибкиприуказаниинаних;
незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;
недостаточная моделировка объемной формы;
незначительныеошибкивпередачепространственныхпланов.Оценка3(«удовле
творительно»)предполагает:
существенные ошибки, допущенные при компоновке;
грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
грубые ошибки в тональных отношениях;
серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;
небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершен
ности;
неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.
Методическое обеспечение учебного процесса
Предложенные в настоящей программе темы заданий следует рассматривать
как рекомендательные. Педагог должен исходить из конкретных условий работы с
натуры. Входе планирования учебных задач обязательным моментом является
11

четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме объясняет детям,
как достичь данной цели. Предлагается следующая схема этапов выполнения задан
ии:
Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художниковклассиков и в работах учащихся (из методического фонда).
Выбор точки зрения.
Выбор формата изображения.
Определение пропорций, движения и характера пространственных планов.
Проработка деталей композиционного центра.
Передача больших тоновых и цветовых отношений.
Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с
учетом воздушной перспективы.
Подчинение всех частей изображения целому.
Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастерклассы» для учащихся. Для успешного изучения новогоучебного материала желате
льно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе.
Средства обучения
материальные: индивидуальные художественные принадлежности,
натюрмортный фонд;
наглядно-плоскостные: наглядныеметодическиепособия, плакаты, фондработ
учащихся, иллюстрации;
демонстрационные: муляжи, чучелаптициживотных, гербарии, демонстрацио
нныемодели, натюрмортный фонд;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультим
едийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные:слайд-фильмы,видеофильмы,учебныекинофильмы,аудиозаписи.

12

Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
БедаГ.В.Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция.
-М.,1981
Волков Н.Н. Цвет в живописи.-М.: Искусство,1985
Кузин В.С. Наброски и зарисовки.-М.,1981
Маслов Н.Я.Пленэр.–М.:Просвещение,1984
Ростовцев Н.Н.Академический рисунок.-М:Просвещение,1973
ТютюноваЮ.М.Пленэр:наброски,зарисовки,этюды.–
М.:АкадемическийПроект, 2012
Барщ А.О. Наброски и зарисовки.- М.:Искусство, 1970.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.–М.:Высшаяшкола,1992
Шорохов Е.В. Композиция. -М.:Просвещение, 1986
Учебная литература
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа.–М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,2008
Луковенко Б.А. Рисунок пером.–М.:Просвещение, 2000
Сокольникова Н.М. Основы композиции.–Обнинск:Титул,- 1996
Сокольникова Н.М. Основы рисунка.–Обнинск:Титул,-1998
СокольниковаН.М.Изобразительноеискусство.Часть2.Основыживописи.
–
Обнинск:Титул,-1996

13


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в

 политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».